Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка"
Проект федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" разработан в связи с:
- участившимися фактами террористических проявлений и настоятельной необходимостью опоры правоохранительных органов на законопослушных граждан и их объединений в борьбе с преступностью;
- поступившими в Государственную Думу Российской Федерации предложениями и постановлениями по дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом от Законодательного Собрания Свердловской области, законодательной Палаты Великого Хурала Республики Тува, законодательного Собрания Республики Карелия, Смоленской Областной Думы, Алтайского краевого Совета народных депутатов, МВД России и др. о необходимости принятия федерального закона регулирующего участие граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка;
- а также в связи с тем, что в настоящее время более, чем в 30 регионах России созданы и действуют различные объединения и формирования граждан, созданные в целях оказания содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка (народные дружины по охране общественного порядка, народные дружины по охране государственной границы, казачьи формирования и т.п.). Эта# формирования граждан в отсутствии федерального законодательства создаются и осуществляют свою деятельность на основании законов субъектов Российской Федерации, а в ряде случаев - даже на основании распорядительных документов глав местных администраций. В лучшем случае эти нормативные правовые акты не могут в полной мере обеспечить правовой статус и гарантии гражданам, участвующим в обеспечении правопорядка, а в ряде случаях они просто противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Проект федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" подготовлен депутатами Государственной Думы, экспертами Комитета по безопасности, представителями МВД России, Минюста России, Московским штабом народной дружины и другими.
В основу законопроекта положены результаты научных исследований по данной тематике, исторический опыт формирования и деятельности народных дружин и других объединений граждан правоохранительной направленности, положительный опыт участия граждан в обеспечении правопорядка в ряде регионов России в нынешних социально-экономических условиях, зарубежная практика. Учтены замечания Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств на предыдущий текст законопроекта.
Разработчики законопроекта считают, что непосредственное и активное участие граждан Российской Федерации в оказании содействия правоохранительным органам по обеспечению правопорядка позволит:
- правоохранительным органам оперативно получать от граждан достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлений, в том числе о террористических проявлениях;
- высвободить силы значительного числа высококвалифицированных сотрудников правоохранительных органов для борьбы с серьезными преступлениями, пресечения террористической деятельности;
- # значительной степени исключить факты недобросовестного исполнения сотрудниками правоохранительных органов служебных обязанностей, превышения ими полномочий, нарушения прав граждан, так как повседневное взаимодействие населения с правоохранительными органами является эффективным средством общественного (гражданского) контроля за их деятельностью.
Проект закона нацелен на создание единой системы участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка на территории Российской Федерации. Общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан Российской Федерации и их объединений в обеспечении правопорядка, и, прежде всего, правовой статус участников этой деятельности, ее формы и методы, гарантии правовой и социальной защиты граждан подпадают под юрисдикцию исключительно федерального законодательства, поскольку участие граждан в обеспечении правопорядка, предполагают применение ими в связи с исполнением своих общественных обязанностей определенных мер принуждения и могут существенно затронуть права других граждан.
Законопроект определяет:
- правовую основу, цель и принципы участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка;
- основания и порядок привлечения граждан к обеспечению правопорядка;
- формы участия граждан в обеспечении правопорядка (внештатное сотрудничество, общественные и государственно-общественные объединения);
- виды и особенности деятельности государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка, руководство их деятельностью со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, их взаимодействие с правоохранительными органами, членство в государственно-общественных объединениях, обязанности, права и ответственность членов государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка (в том числе порядок применения ими в интересах обеспечения правопорядка физической силы и специальных средств), вопросы финансирования и материально-технического обеспечения государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка, социальные гарантии и др.
Положения законопроекта предусматривают возможность учреждения государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка органами местного самоуправления, поскольку главой 4 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на основе Федеральных законов. Таким образом, нормы представленного законопроекта не противоречат федеральному законодательству.
Принципиальная новизна законопроекта состоит в том, что в развитие ст. 51 Федерального закона "Об общественных объединениях" законопроект дает понятие государственно-общественного объединения, определяет его отличительные особенности, порядок его создания, вступления в его члены, а также формы государственного руководства деятельностью государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка. Следует отметить, что никакая иная организационно-правовая форма активного участия объединений граждан в обеспечении правопорядка принципиально невозможна, поскольку при этом не обеспечивается государственное руководство правоохранительной деятельностью граждан.
Реализация законопроекта не потребует расходов бюджета Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекту # федерального закона проекту федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка"
Вступление в силу федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Организация деятельности государственно-общественных объединений в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях, а также привлечение к обеспечению правопорядка внештатных сотрудников правоохранительных и иных государственных органов, может потребовать определенных расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований (по их решению) на материально-техническое обеспечение государственно-общественных объединений, финансирование их органов управления, как государственных учреждений, выплата денежного содержания и предусмотренных трудовым законодательством социальных гарантий их работников.
Вместе с тем, в связи с принятием законопроекта не предусматривается обязанность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований создавать государственно-общественные объединения. Законопроект определяет лишь те условия, на которых эти объединения могут создаваться и действовать. Предполагается, что решения о создании государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка будут приниматься органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в первую очередь, исходя из имеющихся финансовых возможностей.
Оценивая затраты на содержание государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка, следует иметь в виду эти показатели по деятельности Московской городской народной дружины (за 2004 год):
1. Численность Московской городской народной дружины - 19 тыс. чел.
2. Количество штатных работников аппарата МГШ НД - 149 штатных единиц (с учетом начальников штабов НД административных округов и районов - территориальных единиц г. Москвы).
3. Объем финансирования на 2004 год из средств городского бюджета - 13,5 млн. руб.
В том числе на оплату труда штатных работников - 11,5 млн. руб.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка"
В случае принятия проекта федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" подлежат изменению, дополнению акты федерального законодательства.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Заголовок и диспозицию ч. 1 ст. 19.3 изложить в следующей редакции
Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, а также члена государственно-общественного объединения по обеспечению правопорядка, внештатного сотрудника правоохранительных органов
1. Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, а также члена государственно-общественного объединения по обеспечению правопорядка, внештатного сотрудника правоохранительных органов, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных или общественных обязанностей -
Уголовный кодекс РФ дополнить ст. 317-319 нормами, устанавливающими ответственность за посягательство на жизнь, насилие или оскорбление члена государственно-общественного объединения по обеспечению правопорядка, внештатного сотрудника правоохранительных органов, в связи с исполнением ими обязанностей по обеспечению правопорядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.