Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 февраля 2005 г. N 3.9-29/1
"По проекту федерального закона N 127618-4 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 127618-4 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности" и отмечает следующее.
Процессуальное законодательство Российской Федерации, также как и ранее действовавшее законодательство СССР, основывается на концепции абсолютного иммунитета, которая предполагает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия соответствующего государства.
Однако в последние десятилетия одним из существенных изменений в международном праве было постепенное отступление от принципа абсолютного юрисдикционного иммунитета государства в пользу функционального иммунитета. В конце XX в. произошли принципиальные изменения на уровне ряда международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашений о разделе продукции, направленные на ограничение иммунитета государства и введение принципа функционального иммунитета. В этой связи Комитет по собственности считает принятие внесенного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона, регламентирующего проблему судопроизводства в Российской Федерации с участием иностранных государств в соответствии с концепцией функционального иммунитета, актуальным и соответствующим общемировым тенденциям развития международного права.
Законопроект устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и предусматривает возможность отказа от него, закрепляет принцип неприменения иммунитета по спорам, вытекающим из деятельности иностранного государства в тех случаях, когда она не является осуществлением суверенной власти этого государства.
Вместе с тем, по тексту законопроекта имеются следующие замечания.
По мнению Комитета по собственности, нуждаются в уточнении и конкретизации правовое нормы, устанавливающие конкретные виды деятельности, при осуществлении которых иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом. В частности, представляется целесообразным привести законопроект в соответствие с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, согласно которому иммунитет распространяется только на те случаи, когда государство действует в качестве субъекта суверенной власти.
Положения статьи 11 законопроекта не позволяют сделать однозначный выводы о том, какое именно имущество иностранного государства не пользуется в России иммунитетом - любое имущество или только недвижимое имущество; пользуется ли иммунитетом находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, право на которое возникло в связи с осуществлением иностранным государством суверенной власти.
Статья 14 законопроекта, устанавливающая, что иностранное государство пользуется иммунитетом по трудовым спорам, предметом которых является заключение или возобновление трудового договора, требует согласования с положениями Трудового кодекса Российской Федерации. В этой связи абсолютный иммунитет иностранного государства по спорам, связанным с заключением трудового договора, представляется излишним. Кроме того предлагаемое ограничение права российских граждан на судебное обжалование заключения трудового договора противоречит принципу взаимности, содержащемуся в том числе и в ряде иных положений рассматриваемого законопроекта.
В статье 18 законопроекта указано, что дела с участием иностранного государства рассматриваются по правилам судопроизводства Российской Федерации. Однако в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этой связи в статью 18 законопроекта следует внести изменения, уточняющие возможность привлечения иностранного государства к административному и уголовному судопроизводству.
В целом законопроект представляется в достаточной степени подготовленным и юридически завершенным нормативным актом.
Указанные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом вышеизложенного, Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 127618-4 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.