Налоговых проверок станет меньше
По статистике, от произвола налоговых инспекторов особенно страдают московские компании.
Оно и понятно. Инспекции ближе, да и количество их больше. Но скоро столичные фирмы смогут вздохнуть спокойнее. К концу года власти обещают существенно ограничить права налоговой службы на проверках.
Все дело в трактовках
Вопросы о либерализации Налогового кодекса поднимались неоднократно. К примеру, в конце января на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве представители крупного бизнеса сетовали на жесткий налоговый контроль. И вот в первой половине февраля в Кремле состоялось совещание президента с членами правительства, посвященное этой проблеме. На нем присутствовали заместитель председателя правительства Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин, его заместитель Сергей Шаталов, а также глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков.
На совещании Александр Жуков рассказал о работе налоговой службы. По его словам, за последнее время благодаря реформе в сфере налогообложения удалось существенно снизить налоги, а также ликвидировать необоснованные льготы. Это, в свою очередь, привело к увеличению поступлений в бюджет, поскольку "все большее количество налогоплательщиков платит налоги добросовестно".
Вместе с тем заместитель председателя правительства заметил, что в законе "по-прежнему остаются нормы Налогового кодекса, которые допускают двойные трактовки. А это приводит к огромному количеству споров. Для того чтобы их избежать, необходимо внести поправки, которые позволят трактовать их однозначно".
Большие перемены
Александр Жуков предложил создать специальные подразделения в каждой налоговой, начиная от районной инспекции и кончая федеральной службой. В их состав будут входить сотрудники, которые не участвуют в проверках. Отделы будут рассматривать все жалобы и возражения фирм и предпринимателей на решения, действия или бездействия налоговых сотрудников.
По мнению г-на Жукова, спецподразделения должны рассматривать жалобы и споры более объективно до суда. Тем более что "многие из проблем возникают не по вине налогоплательщика, а по причине двойной трактовки налогового законодательства".
Кроме того, в своем докладе он заметил, что "особо крупные претензии" со стороны инспекции должны рассматривать не местные налоговые, а центральная служба - ФНС. Причем в предварительном порядке.
Следующие три предложения министров особенно порадуют бухгалтеров. Ведь эти предложения существенно ограничат инспекторов на проверках. Докладчик обратил внимание, что в Налоговом кодексе необходимо закрепить исчерпывающий перечень документов, которые инспектор может потребовать для проведения камеральной проверки. Сейчас такого списка нет. Иногда налоговые этим злоупотребляют. Как правило, они требуют от фирм перечень не относящихся к делу бумаг. И вот предприниматели, по словам вице-премьера, "тоннами возят эти документы в налоговые инстанции".
Одним из самых больных вопросов для бухгалтеров всегда был срок выездной проверки. В Налоговом кодексе законодатели установили, что максимальный срок контрольного мероприятия составляет два месяца, в исключительных случаях - три. Однако в 2000 году налоговое министерство разрешило инспекторам в любой момент приостанавливать проверку на неопределенный срок. Причем то время, пока контролер находится не на фирме, а проверяет документы или их копии на своем рабочем месте, не засчитывается в срок проведения проверки. Поэтому инспекторы могут проверять фирму довольно долго.
Авторы поправок в Налоговый кодекс предложили четче ограничить сроки выездных проверок. А продлевать в исключительных случаях только "по строгому мотивированному заключению" контролера. Либо когда необходима углубленная проверка, либо когда у компании много филиалов.
Что касается повторных ревизий, то, по словам Александра Жукова, они могут проводиться, только если есть веские основания считать, что при первичной проверке был сговор налоговика с проверяемым. Сейчас, как правило, повторные проверки устраивают, прикрываясь правом надзора вышестоящей инспекции за нижестоящей. Естественно, надзорные функции не будут упразднять совсем. Министры предлагают их ограничить. Чтобы такие проверки затрагивали не хозяйственную деятельность фирмы, а только действия предыдущих проверяющих.
И последнее предложение, озвученное заместителем председателя правительства, относится к компаниям, которые окажутся под угрозой банкротства. Для них Александр Жуков предложил ввести более гибкие механизмы предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, для того чтобы "требования налоговых органов не приводили к ликвидации предприятий, которые могут нормально работать".
Мнение
Алексей Беклемишев, директор аудиторской компании "Финстатус": "Довольно сложно представить, что все предложения претворят в жизнь. Думаю, что сами налоговые против таких нововведений. Вот простой пример. Совершенно непонятно правило с исчерпывающим перечнем документов для камеральной проверки. Порой случаи бывают уникальными и нетипичными. И предусмотреть полный список документов практически невозможно.
К тому же вызывает сомнение объективность спецподразделений. Руководитель у налоговой инспекции один. Он дает поручение проверить ту или иную фирму, а затем он же будет подписывать решение этого подразделения. В общем, эти предложения пока выглядят недоработанными".
С. Ларина
"Московский бухгалтер", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007