Комментарий к письму Минфина РФ от 16 февраля 2005 г. N 03-06-05-04/34
"О системе налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход в отношении оказания услуг
по хранению автотранспортных средств"
С 1 октября прошлого года в силу вступил Закон от 20.07.2004 N 65-ФЗ*(1), который внес поправки в главу 26.3 Налогового кодекса. Согласно им, с IV квартала 2004 года услуги по хранению автомобилей на стоянках выделены в отдельный вид вмененной деятельности. Однако, для того чтобы данное изменение затронуло регионы, их власти также должны были внести исправления в свое законодательство. Успели это сделать не многие.
В этой связи владельцы автостоянок ряда субъектов России встали перед вопросом: платить им единый налог за последний квартал 2004 года или нет? Чтобы решить эту проблему, наша редакция обратилась за разъяснениями в Минфин. И совсем недавно мы получили ответ.
Но, прежде чем обратиться к нему, напомним, что и до вступления в силу федеральных изменений расчет ЕНВД по автостояночным услугам имел свои моменты.
Дела минувших дней
Раньше налогообложение автостоянок зависело от того, чем именно они занимаются.
Дополнительная услуга
Если фирма или предприниматель оказывали услуги хранения машин наряду с их техническим обслуживанием, ремонтом и мойкой, проблем не возникало. Такой бизнес выделен в отдельный вид "вмененной" деятельности, и с него нужно платить ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Причем вне зависимости от того, чьи автомобили хранятся на стоянке - организаций или граждан.
Единый налог рассчитывался исходя из физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" и базовой доходности 8000 рублей (п. 3 ст. 346.29 НК РФ в ред. 2004 года).
Самостоятельный бизнес
Но вот, если фирма или коммерсант вели лишь бизнес по хранению транспорта, их деятельность могла подпадать под два налоговых режима.
Так, если в качестве клиентов автостоянки выступали фирмы, приходилось рассчитываться с бюджетом в общеустановленном порядке.
А в случае реализации услуг населению - перечислять единый налог на вмененный доход. Причем как с деятельности по оказанию бытовых услуг (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), то есть с использованием физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" и базовой доходности 5000 рублей (п. 3 ст. 346.29 НК РФ в ред. 2004 года).
Правда, официальные указания поступать таким образом владельцы автостоянок получили только в мае 2004 года (т.е. во II квартале), после выхода в свет решения ВАС РФ от 20.05.2004 N 4719/04. А до этого времени практически все фирмы и коммерсанты следовали разъяснениям федеральных инспекторов, которые не признавали "стояночный" бизнес бытовой деятельностью и рекомендовали платить с него все общие налоги (письмо МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657*(2)).
Конечно, после того как высшие судьи признали такие разъяснения инспекторов несостоятельными, работники налогового ведомства пересмотрели свою позицию (письмо МНС России от 21.06.2004 N 22-0-10/1078).
Но итог все равно оказался один. В середине прошлого года многие налогоплательщики встали перед необходимостью пересчитать свои обязательства перед бюджетом за весь 2003 год и I квартал 2004 года. Причем, если начислить штраф за опоздание с "вмененным" налогом инспекторы не могли (поскольку бизнесмены выполняли их указания), то пени взыскивали довольно часто (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2004 N А44-3321/03-С3).
Справедливости ради заметим, что организаторы автостоянок ряда регионов все же смогли избежать столь горькой участи. Например, во Владимирской области деятельность по хранению машин с самого начала была включена в перечень бытовых услуг, переведенных на единый налог на вмененный доход (Закон Владимирской области от 27.11.2002 N 117-ОЗ). Поэтому никаких "неясностей" не возникло.
Сегодняшние проблемы
Получается, что начиная с 2003 года и по последний квартал 2004 года автостояночный бизнес в России все-таки был преимущественно "вмененным".
Однако, чтобы раз и навсегда пресечь все возможные споры вокруг этого весьма популярного вида деятельности, законодатели решили однозначно закрепить единый налог на вмененный доход за ним. Соответствующие изменения были внесены в Налоговый кодекс, и с IV квартала прошлого года "оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках" стало самостоятельным видом "вмененного" бизнеса.
Причем под спецрежим подпала деятельность всех автостоянок независимо от того, кто является их клиентом: фирма или гражданин. Более того, данный вид деятельности приобрел и свой физический показатель для расчета - "площадь в квадратных метрах", а также базовую доходность - 50 рублей за 1 кв. м.
Кому-то повезло...
Итак, 1 октября 2004 года (т.е. в IV квартале) начался новый этап "вмененной жизни" автостоянок.
Однако ЕНВД - налог региональный. Поэтому, чтобы федеральные изменения заработали на практике, власти субъектов РФ должны были внести их в свои законы. Причем за месяц до наступления последнего налогового периода по этому платежу, то есть до 1 сентября 2004 года (на это указывает ст. 5 Налогового кодекса).
Отметим, что некоторые регионы в этом преуспели. Например, не теряли времени законотворцы Ленинградской области. Изменение в Закон от 21.11.2002 N 49-оз они внесли 30.08.2004 Законом N 45-оз. Обнародованы поправки были 31 августа 2004 года. А это значит, что "автостояночные" бизнесмены Ленинградской области получили право платить единый налог по-новому уже с 1 октября 2004 года.
Обратите внимание: подтверждают сей факт и налоговые работники (письмо УМНС России по Ленинградской области от 09.09.2004 N 02-12/09327).
Пример
ЗАО "Межотраслевое автотранспортное предприятие "Восход" расположено в г. Сосновый Бор Ленинградской области.
У фирмы есть автостоянка, площадь которой составляет 415 кв. м. В Ленинградской области, где работает фирма, хранение автотранспортных средств на платных стоянках облагается единым налогом на вмененный доход.
Базовая доходность за 1 кв. м - 50 руб. в месяц. Корректирующий коэффициент К2 в г. Сосновый Бор составляет 0,5 (Закон Ленинградской области от 21.11.2002 N 49-оз). Коэффициент К3 на 2004 год установлен в размере 1,133 (приказ Минэкономразвития России от 11.11.2003 N 337).
Единый налог на вмененный доход бухгалтер "Межотраслевого автотранспортного предприятия "Восход" за IV квартал 2004 г. рассчитал так:
(415 кв. м x 50 руб/кв. м x 0,5 x 1,133) x 3 мес. x 15% = 5290 руб.
...А кому-то не очень
Однако большинство регионов не успели внести соответствующие изменения в свои законы. Например, опоздали с этим власти Московской области. Что же делать владельцам автостоянок таких "припозднившихся" субъектов РФ?
Работники Минфина России в опубликованном письме дали неутешительный ответ на этот вопрос. Фирмы и предприниматели, осуществляющие хранение автомашин в регионах, официально не установивших на своей территории данный вид деятельности до 1 сентября 2004 года, должны перечислять в бюджет все общие налоги (или рассчитываться по УСН).
Аргументируют свою позицию госработники так. В последнем квартале 2004 года федеральное законодательство уже выделило автостояночный бизнес в отдельный вид "вмененной" деятельности. Значит, классифицировать его как бытовые услуги, оказываемые населению, или дополнительные труды по техобслуживанию автомобилей в целях исчисления ЕНВД стало нельзя.
Раз местные власти не ввели данный вид деятельности на территории своего субъекта до 1 сентября 2004 года, значит, они не предполагали уплаты с него единого налога на вмененный доход. Поэтому в таких регионах, как, например, Московская область, где "вмененка" на хранение машин (как отдельный вид деятельности) стала распространяться только с начала 2005 года, за IV квартал 2004 года рассчитаться с бюджетом придется по всем общим налогам (или "упрощенному" платежу).
Единственной возможностью уйти от такой обязанности могли бы стать разъяснения региональных управлений Федеральной налоговой службы. Если работники данных структур посчитали бы уплату общих налогов (или УСН) за IV квартал 2004 года неоправданной, налогоплательщики могли бы продолжить платить ЕНВД. И никакая ответственность за это им бы не грозила (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Такая ситуация сложилась, например, в Санкт-Петербурге. Работники налогового управления этого региона рекомендовали владельцам питерских автостоянок перечислить за IV квартал 2004 года ЕНВД в прежнем порядке (письмо УФНС России по Санкт-Петербургу от 11.11.2004 N 07-08/24350), то есть как с бытовых услуг (если фирма или предприниматель ведут только автостояночный бизнес). В итоге налогоплательщики данного субъекта РФ получили все основания игнорировать вышеуказанную позицию Минфина России.
Однако в большинстве регионов РФ надежды на "благосклонность" инспекторов не оправдались. Например, работники УФНС России Московской области еще в декабре прошлого года предупредили подмосковных организаторов стоянок, что за "спорный" период им придется рассчитать налоги в общеустановленном порядке (письмо УФНС России по Московской области от 10.12.2004 N 04-23/30971).
Р.С. Любушкина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 4, февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 15, 2004.
*(2) Документ опубликован в "НА" N 13, 2003.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.