Современная концепция агрокредитной политики и правовой механизм
кредитования сельского хозяйства в России
В условиях рынка кредитная политика в целом (и агрокредитная в частности) практически служит общей предпосылкой, своеобразной социально-политической платформой в формировании и надлежащем функционировании более совершенного правового механизма кредитования сельского хозяйства в России.
Взаимодействие кредитной политики и правового механизма кредитования - это прежде всего неотъемлемая часть более общей проблемы соотношения экономики, политики и права, сочетание базисных и надстроечных категорий в аграрных отношениях.
Агрокредитная политика по своей сущности представляет собой целенаправленную деятельность государства и его компетентных органов по разработке и установлению экономически обоснованных принципов концепции развития кредитных отношений, определению приоритетных направлений инвестиций с учетом сложившегося уровня развития многоукладных аграрных отношений и тех конкретных задач и целей, которые ставятся перед сельским хозяйством.
Правовой механизм кредитования, будучи надстроечной категорией, выступает специфической формой концентрированного выражения агрокредитной политики и служит действенным правовым средством, инструментом ее реализации в процессе делового партнерства сельскохозяйственных банков, иных кредитных организаций и сельскохозяйственных коммерческих организаций.
Существенное влияние на формирование агкрокредитной политики оказывает ряд факторов:
1) пассивное сдерживание реформирования банковской системы России;
2) замедленные темпы возрождения рыночной сущности в деятельности самих банков в сложившихся социально-экономических условиях России;
3) сохранение в сфере агроинвестиционной деятельности симптомов тяжелого бремени социалистической психологии иждивенчества;
4) отсутствие адекватных региональных концепций аккумуляции финансовых средств для поддержки сельского хозяйства и средств по обеспечению действенности правового механизма кредитования сельского хозяйства на региональном уровне;
5) общепризнанный диспаритет цен на продукцию машиностроения (в частности, на сельскохозяйственную технику) и сельского хозяйства.
В связи с этим важно дать теоретический анализ научного понятийного аппарата, применяемого при исследовании данной проблемы.
На практике и в теоретических исследованиях, в основном в финансово-экономической литературе, широко применяются такие понятия, как экономическая политика, аграрная политика, банковская политика, кредитная политика, процентная и валютная политика. Однако в аграрно-правовой литературе эти вопросы еще не были предметом специальных исследований. Поэтому определенный научно-практический интерес представляет соотношение и взаимодействие концепции агрокредитной политики и правового механизма кредитования сельского хозяйства России. Первооснову этого взаимодействия, как уже было отмечено, составляет экономическая политика, политическая деятельность как таковая и агрокредитная политика в отношении сельскохозяйственных коммерческих организаций.
В экономических исследованиях советского периода экономическую политику рассматривали как мероприятие, осуществляемое государством в интересах всего общества. Однако при этом не мог быть учтен весьма существенный фактор: в условиях монопольной государственной социалистической собственности практически невозможно было соблюсти интересы "всего общества", ибо они весьма разнообразны и противоречивы как по своей форме, так и по содержанию. Как подтвердила сама практика "социалистического строительства", необходимо реальное разнообразие форм собственности и хозяйствования и реальная свобода экономической деятельности.
Основу экономической политики в условиях рыночных отношений составляет принцип свободного предпринимательства, осуществляемого в установленном законом порядке субъектами различных форм собственности.
Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с классовыми интересами, проблемой власти. Последняя решается в процессе политической деятельности. "Политическая деятельность- это разнообразные виды действий людей, направленные на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе"*(1). Думается, что политическую деятельность составляют не только действия людей, но и деятельность различных органов власти и управления, обладающих соответствующей компетенцией (например, Центральный банк), а также политических партий и движений.
Политическая деятельность, будучи производной от экономической деятельности, обладает определенной степенью самостоятельности. Относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивного политического воздействия на экономические процессы, происходящие в обществе. Таким путем и формируется экономическая политика в целом и агроэкономическая (аграрная политика) в частности.
Аграрная политика, являясь составной частью экономической политики, определяет главные направления развития сельского хозяйства в различные этапы его развития и совершенствования. Эти направления определяются государственной аграрной политикой посредством использования финансово-кредитных методов и правовых средств.
Наряду с указанными понятиями в литературе применяется термин "банковская политика". Использование этого термина в условиях рыночной экономики обосновано тем, что коммерческие банки вправе разработать и реализовать собственную стратегию и тактику финансово-кредитного поведения, правоотношений со своими деловыми партнерами. Однако это должно осуществляться в рамках действующего законодательства. В этом плане уместно привести высказывание Н.Х. Бунге о банковской политике: "Банковская свобода плодотворна только там, где масса населения в состоянии составить себе правильное суждение о деятельности банков: Банки суть такие учреждения, которые втягивают в свою сферу интересы не единичных лиц, но целых групп населения и даже всего общества. Вот почему в деле банковом нельзя ограничить роль государства невмешательством; вот почему нельзя обойтись без законодательства, устанавливающего известные границы для деятельности кредитных учреждений"*(2).
В современных условиях банковская политика прежде всего проявляется в реальных кредитных правоотношениях, в которые банк вступает со своими клиентами. В процессе осуществления определенной деятельности банк реализует приемлемую для него в условиях рынка кредитную политику.
Хотя, на наш взгляд, банк, будучи неотъемлемым элементом рыночной инфраструктуры, должен учитывать посредством инвестирования реального сектора экономики и публичные, общественные интересы.
В экономической литературе рассмотрены две позиции относительно содержания кредитной политики коммерческого банка. Во-первых, кредитная политика на макроэкономическом уровне обычно понимается как банковская политика. Во-вторых, кредитная политика на микроэкономическом уровне рассматривается, как правило, как политика конкретного банка в области управления кредитным процессом.
Объективной предпосылкой появления первой позиции, рассматривающей содержание кредитной политики на макроэкономическом уровне, послужило функционирование административно-командной системы управления экономикой, в том числе и банками. Банковская деятельность осуществлялась исключительно государственными банками, поэтому государственная политика в этой сфере внешне представлялась как политика, проводимая самими банками. В условиях отсутствия коммерческих банков как субъектов кредитных правоотношений не было и необходимости в разработке концепции кредитной политики на микроэкономическом уровне. В частности, кредитная политика относительно сельского хозяйства осуществлялась на государственном уровне и реализовалась через Государственный банк СССР. Хотя формально сельскохозяйственные предприятия в условиях советской экономики тоже заключали договоры кредитования с местными учреждениями Госбанка СССР. Тем не менее они не могли проводить самостоятельную кредитную политику в своих регионах, так как кредитование хозяйств осуществлялось на основе кредитных планов (лимитов), утверждаемых для каждой области, края, республики самим Госбанком СССР. Все было подчинено единому государственному плану и регулировалось в централизованном порядке.
Поэтому и кредитная политика трактовалась как составная часть экономической политики, представляющая собой систему мер в области кредитования народного хозяйства и населения, проводимых социалистическим государством для решения социально-экономических задач, укрепления денежного обращения. Кредитная политика включает разработку научно-обоснованной концепции организации кредитных отношений, постановку задач в области кредитования народного хозяйства и населения и проведение практических мер по их осуществлению. В процессе выработки концепции определяются сфера кредитных отношений, сочетание финансового и кредитного методов распределения и перераспределения средств, взаимосвязь кредитования с организацией денежного оборота. Кроме того, устанавливаются основные принципы кредитования, соотношение экономических и организационно-правовых методов, что весьма существенно в разработке концепции кредитной политики и увязки последней с правовым механизмом кредитования сельского хозяйства.
Разработка концепции кредитной политики и постановка задач осуществляются параллельно и в известной степени обособленно. "Но между этими процессами существует внутренняя органическая взаимосвязь. С одной стороны, в сфере кредитования могут ставиться такие задачи, которые не противоречат концепции, с другой - постановка новых задач перед экономикой может привести к необходимости частичного пересмотра концепции организации кредитных отношений. Концепции и задачи определяют практические меры в организации кредитных отношений"*(3).
Выделяя в вышеприведенном определении кредитной политики макроэкономический подход, необходимо подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике такая трактовка кредитной политики резко сужает, ограничивает возможности правового обеспечения индивидуальных прав и законных интересов субъектов кредитных правоотношений, так как имущественные интересы субъектов кредитных правоотношений в условиях законодательного закрепления принципа свободы предпринимательства чаще всего объективно проявляются на уровне микроэкономики: между сельскохозяйственными банками и сельскохозяйственными коммерческими организациями, предприятиями. Складывающиеся между указанными субъектами кредитные отношения служат реальной практической базой для формирования кредитной политики в сельском хозяйстве. Так происходит процесс выявления сущности кредитных отношений, поиска наиболее оптимальных правовых форм воздействия на агроэкономику.
Правовой механизм кредитования, обусловленный кредитной политикой государства и конкретного банка, с одной стороны, представляется субъективным моментом, а с другой - исходя из объективно сложившихся предпосылок он объективизируется в принимаемых компетентными органами решениях и реально действующих нормативных актах (нормах права), на основании которых складываются кредитные отношения между банком и агротоваропроизводителем: под воздействием норм права они приобретают форму агрокредитных правоотношений.
Это объясняется тем, что развиваются социально-экономические процессы, меняются объективные жизненные реальности и совершенствуются правовые способы и методы воздействия на экономику. В этом плане кредитная политика призвана содействовать поиску наиболее совершенных правовых способов реализации объективных рыночных экономических законов в банковской практике при активном участии в ней сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). Взаимодействие кредитной политики и кредитных правоотношений - не только соотношение объективного и субъективного в сфере кредитной (банковской) деятельности. Это и целенаправленное воздействие политики, признающей объективные законы рыночной экономики, на реальные экономические отношения.
Тем не менее наличие субъективного в кредитной политике неизбежно обусловливает формирование разнообразных ее концепций. Концепция кредитной политики в сущностном аспекте - это стратегия и тактика банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка, а в прикладном - детальный план, программа действий. Поэтому неслучайно в зарубежной банковской практике кредитная политика рассматривается как система управленческих решений. Это выражается в том, что в целях обеспечения безопасности, надежности и прибыльности ссудных операций банков необходимо четко сформулировать политику предоставления ссуд, которая позволяла бы определить направление использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем ссудного портфеля, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно предоставлять ссуду. В последние годы появляется все больше банков, вырабатывающих и письменно фиксирующих принципы политики в области предоставления ссуд.
В США, например, документ, фиксирующий кредитную политику банка, называется меморандумом о кредитной политике и является одним из основоположных документов, определяющих всю деятельность банка. Меморандум о кредитной политике охватывает такие конкретные вопросы, как структура кредитного портфеля, верхний лимит кредитов одному заемщику, процентные ставки, информация о кредитоспособности заемщика, порядок списания непогашенных кредитов, кредиты ответственным работникам банка, ревизия кредитного портфеля и ряд других, которые могут существенно повлиять на тактику и стратегию кредитной деятельности банка. Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки.
Таким образом, меморандум о кредитной политике, будучи документом, подсказывающим, о чем надо помнить в работе с клиентурой, как должен вести себя сотрудник банка, действительно должен служить своего рода путеводителем для банковских работников при определении кредитной политики в отношении конкретного клиента - физического или юридического лица. Несмотря на это, меморандум о кредитной политике в российской банковской практике не пользуется широкой популярностью. Такое отношение к указанному документу, с одной стороны, можно объяснить уровнем развития самой банковской системы в России, а с другой - динамикой общепрофессиональной культуры в сфере банковской деятельности в условиях перехода от социалистической к рыночной системе хозяйствования.
Отмеченные и другие временные факторы не могли не оказать негативное влияние на процессы формирования кредитной политики и правового механизма кредитования сельского хозяйства, и, в конечном счете, на уровень эффективности сложившихся кредитных правоотношений в сельском хозяйстве.
Низкая эффективность действующей кредитной политики и правового механизма кредитования сельского хозяйства России подтверждается и статистическими данными. Так, кредиторская задолженность сельских товаропроизводителей в 2003 г. составляла 330 млрд руб., что на 20% превышает годовую выручку от реализации сельскохозяйственной продукции. Из этой суммы просроченная задолженность составляла 170 млрд руб.*(4)
Действующая система коммерческого кредитования в основном ориентирована на те отрасли хозяйствования, которые обладают относительно высокой оборачиваемостью капитала, следовательно, могут иметь и соответствующий уровень рентабельности и доходности. А сельское хозяйство в силу своих технологических особенностей производства и других субъективных и объективных причин не относится к высокодоходным отраслям. Кроме того, высокий уровень процентных ставок за кредиты и жесткие условия их погашения (отсутствие развитой системы ипотеки недвижимости, в том числе земли) препятствуют сельскохозяйственным товаропроизводителям в их участии на равных началах на рынке кредитных ресурсов.
При этом необходимо отметить, что во всех странах с развитой экономикой функционирует специализированная система сельскохозяйственного кредита, учитывающая особенности данной отрасли производства в условиях рынка.
В таких же целях в специфических экономических условиях России под высокие учетные ставки Центрального банка Российской Федерации было введено в 1993-1994 гг. централизованное кредитование сельского хозяйства. Практически это означало замену ранее действовавших льготных форм кредитования на централизованную товарную форму кредитования, что фактически привело к трансформации кредитных правоотношений в безвозвратные финансовые отношения, так как были нарушены основные классические принципы кредитования и, следовательно, агрокредитных правоотношений. И вновь в определенной степени была возрождена иждивенческая психология у заемщиков: хотя часть сельскохозяйственных предприятий пытается погасить образовавшуюся кредиторскую задолженность перед банком, но большинство хозяйств не предпринимало для этого никаких мер.
В условиях сложившейся системы кредитования банки практически превратились в обычных (как это было в условиях административно-командной системы управления сельским хозяйством) уполномоченных по распределению кредитных ресурсов. При этом краткосрочные кредиты под сезонные затраты (товарные кредиты: горюче-смазочные, посадочные материалы и др.) предоставляются в спешном порядке и нередко без каких-либо надлежащих экономических и правовых обоснований. Поэтому и банки, и заемщики не могут нести реальную имущественную ответственность за действия (бездействие), вытекающие из подобных агрокредитных правоотношений.
В силу отмеченных обстоятельств стала закономерной и обоснованной отмена централизованных кредитов. Однако сельскохозяйственным товаропроизводителям не были предложены какие-либо приемлемые варианты форм предоставления кредитов под процентные ставки, соизмеримые с их доходами. В то же время широко практикуемые товарные кредиты и робко внедряемый в агроэкономическую жизнь лизинг не могут кардинально решить назревшие проблемы на современном этапе развития кредитных отношений в сельском хозяйстве России. А дальнейшее активное формирование товарного сельскохозяйственного производства в силу его известных особенностей (сезонности, объективной зависимости от природно-климатического фактора, как сферы повышенного риска вложения инвестиций) обусловливает необходимость привлечения заемных, кредитных средств в эту жизненно важную отрасль экономики. Но тем не менее сложности процессов формирования рыночной инфраструктуры на селе, низкий платежеспособный спрос потребителей и нарастающий монополизм в смежных отраслях (переработка, реализация, оказание технико-технологических услуг и др.), расширение импорта продовольственных товаров "вытесняют" отечественное сельскохозяйственное производство из числа сфер, привлекательных для широких инвестиций и активного направления в него кредитных ресурсов.
В целях устранения влияния негативных социальных факторов на уровень организации правовых форм кредитных отношений в сельском хозяйстве необходимо разработать концепцию более гибкой государственной сельскохозяйственной кредитной политики, которая должна исходить из возможностей использования инструментов рыночных инфраструктур, но при максимальном сохранении между субъектами кредитных отношений паритетных условий делового сотрудничества.
Кроме того, концепция государственной сельскохозяйственной кредитной политики должна охватывать структурную перестройку в системе агропромышленного комплекса, исходя из объективных реалий функционирования новых субъектов хозяйствования и их адаптации к рыночной среде, а наряду с этим - предусматривать дальнейшее расширение правовых гарантий защиты их законных прав и интересов в процессе осуществления ими производственной и иных уставных форм деятельности.
Весьма существенным в этом плане является создание соответствующей законодательной базы в целях формирования надлежащего правового поля для объективной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках продовольствия субъектов различных организационно-правовых форм хозяйствования.
Основная цель концепции государственной сельскохозяйственной кредитной политики заключается в определении приемлемых форм кредитных отношений в условиях многоукладных форм хозяйствования в системе агропромышленного комплекса России. Правовые формы кредитных отношений в зависимости от видов предоставляемых кредитов могут быть различными: краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Краткосрочные кредиты под льготные проценты - как один из составных элементов концепции государственной агрокредитной политики - могут быть предоставлены коммерческими банками сельскохозяйственным товаропроизводителям на основе заключаемых между ними кредитных договоров. Однако правом заключения таких договоров должны обладать только товаропроизводители агропромышленного комплекса, которые приобрели такое право на кредитных аукционах, торгах на конкурсной основе. Исключительным правом на преимущество на конкурсах могут обладать сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие более благополучное финансовое положение и материальное обеспечение кредитных обязательств, а также широкие технико-технологические возможности соблюдения законом предъявляемых экологических требований в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности. Уровень процентных ставок по льготным кредитам как одно из существенных условий кредитного договора может определяться сторонами этого двустороннего соглашения, но с учетом форм и способов обеспечения кредитных обязательств заемщика: залог недвижимости, будущий урожай, сельскохозяйственная продукция, другие объекты и материальные ценности.
Среднесрочные кредиты на льготной основе в рамках концепции государственной сельскохозяйственной кредитной политики следует предоставлять для приобретения технологических линий, машин, оборудования, реконструкции основных фондов, рефинансирования долгов сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий. Наиболее типичный, объективно приемлемый срок для среднесрочных кредитов - пять, но не более семи лет. Потребности в среднесрочных кредитах возникают не только в условиях неустойчивых агроэкономических отношений, но и при весьма стабильном функционировании агропромышленного производства. В частности, такая потребность возникает в связи с текущим и капитальным ремонтом и обновлением машинно-тракторного парка, пополнением основного стада за счет приобретения породного скота и т.д.
В отличие от краткосрочных ссуд среднесрочные должны погашаться по специально разработанной шкале погашения кредитов регулярными периодическими взносами (месячными, поквартальными) на основе данных анализа предстоящих доходов, платежеспособности заемщика. Условия погашения таких кредитов также должны оформляться соответствующими кредитными договорами, в которых обязательства сторон следует закрепить более четко и определенно, чем в краткосрочных кредитах. Думается, что такой подход к правовому оформлению отношений сторон по среднесрочным кредитам необходим в целях обеспечения защиты экономических интересов как банка-кредитора, так и заемщика. Это особенно важно в условиях неустойчивой переходной агроэкономики, в которой основными субъектами кредитных правоотношений выступают сельскохозяйственные коммерческие организации, предприятия. Присущая этой отрасли высокая капиталоемкость и относительно низкая фондоотдача, несовпадение по срокам периода затрат и получения доходов - все это требует специфических форм кредитной помощи банков сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Кроме того, среднесрочные кредитные правоотношения складываются по поводу значительных финансовых вложений и на довольно продолжительные сроки, хотя и под определенное материальное обеспечение кредитных обязательств. Но тем не менее последнее обстоятельство тоже требует специального подхода к оформлению регистрации недвижимости, предоставляемой в качестве обеспечения кредитных обязательств, в установленном законом порядке*(5).
Значительное место в финансовом обеспечении устойчивости сельскохозяйственного производства занимают долгосрочные ссуды, практически предназначенные для авансирования воспроизводства основных фондов, без которых невозможны организация и ритмичное ведение производственно-хозяйственной деятельности.
Долгосрочные ссуды могут быть использованы в строительстве новых и реконструкции действующих организаций и предприятий при наличии для этого достаточных технико-экономических обоснований. Такой реалистичный подход в условиях рынка должен стать основополагающим принципом в реализации государственной концепции кредитной политики в сфере долгосрочных кредитных инвестиций.
Продолжительность предоставляемых долгосрочных кредитов непосредственно должна быть увязана не только со сроками окупаемости финансовых затрат на данный объект, но и со способами обеспечения кредитных обязательств заемщиков по долгосрочным кредитам. В условиях российской экономики долгосрочные кредиты предоставляются на срок до 20 лет, а в США - до 40 лет.
При этом не столько необходим учет особенностей материального объекта кредитования, сколько важны кредитоспособность и способы обеспечения обязательств потенциальных субъектов кредитных правоотношений. Последнее прежде всего связано с переходом от принципа пообъектного кредитования к посубъектной основе в кредитных правоотношениях.
Такой подход, на наш взгляд, в определенной мере позволит уменьшить риски невозврата банкам вложенных ими в сельскохозяйственное производство долгосрочных кредитов.
Правовой формой выражения этих отношений могут служить генеральные кредитные договоры и дополнительные к ним соглашения, призванные отразить существенные изменения, возникшие после заключения между сторонами генерального кредитного договора.
В то же время необходимо учесть, что для сельского хозяйства в силу его зависимости от природно-климатических условий функционирования и продолжительности технологических циклов производства важна стабильность долгосрочных кредитных правоотношений. В обеспечении такой стабильности значительное содействие призваны оказывать правовые гарантии реализации принципа возвратности кредитов. Практическая реализация этого принципа непосредственно связана с теми способами обеспечения обязательств, которые закреплены в действующем законодательстве и могут вполне широко применяться в сельском хозяйстве. Одним из таких правовых средств обеспечения обязательств, как известно, является залог недвижимости (п. 2 ст. 334 Гражданского кодекса РФ). Более приемлемым видом недвижимости в сельском хозяйстве, безусловно, является земля. Ибо земля в данном случае как средство обеспечения кредитных обязательств имеет существенные достоинства. Она почти не теряет своей стоимости, но вполне может расти в цене в зависимости от спроса и предложения, если будет сформирован надлежащий цивилизованный рынок земли, для которого теперь имеются фундаментальные правовые основания (см. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ*(6), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ Об " обороте земель сельскохозяйственного назначения"*(7)).
Вышеназванные законы призваны регулировать оборот земель, в определенной мере способствовать развитию ипотечного кредитования в сельском хозяйстве путем ипотеки (залога) земельных участков. Особенно это важно для сельскохозяйственных коммерческих организаций, которые нуждаются в кредитах. Субъекты агрокредитных правоотношений при наличии надлежащей правовой базы могли бы получать кредиты под залог земельных участков, принадлежащих им на праве собственности и аренды, предоставленной на длительные сроки.
Отсутствие законодательных основ регулирования ипотеки земельных участков и адекватного правового механизма ее организации в сельском хозяйстве России продолжительное время сдерживали развитие ипотечных отношений в аграрном секторе экономики, хотя и до внесения изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в нем содержались нормы, разрешающие ипотеку земельных участков. Так, в частности, по договору об ипотеке могут быть заложены земельные участи, находящиеся в собственности граждан, их объединений, юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приусадебные земельные участки, предоставленные для личного под подсобного хозяйства, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями в размерах, необходимых для их хозяйственного обслуживания (ст. 62)*(8).
Этим же Законом были определены земельные участки, не подлежащие ипотеке, в том числе земли сельскохозяйственного назначения. Количество нормативных актов, регулирующих залог в целом, уже составляет более семидесяти документов*(9). Однако в современный период регулирования земельных отношений с участием сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий Федеральный закон от 24 июля 2002 г. Об" обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает возможность ипотеки (залога) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В частности, в данном Законе закреплено, что залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Законом об ипотеке (ст.7).
С учетом сложившихся реальных возможностей обеспечения исполнения финансово-кредитных обязательств сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий законодатель внес существенные изменения в Закон об ипотеке. В частности, согласно Федеральному закону от 5 февраля 2004 г. N 1-ФЗ предметом ипотеки является земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения. По договору об ипотеке могут быть заложены любые земельные участки, поскольку соответствующие земли на основании Федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды земельного участка с согласия собственника земельного участка. В то же время ипотека земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законом не допускается.
При этом законодатель учитывает особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Это выражено в том, что законом не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции. Однако это время установлено самим законом. В частности, данная норма действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором об ипотеке сторонами не была обусловлена иная дата.
Таким образом, у производителя сельскохозяйственной продукции, не погасившего кредиторскую задолженность перед кредитной организацией в разгар сезонных работ и реализации произведенной им продукции, не могут изъять земельный участок до указанного в законе или договоре об ипотеке срока.
Очевидно, поэтому многие специалисты в этой сфере обоснованно считают одним из наиболее безотказных средств переход национальных богатств в руки ответственно и эффективно действующих собственников.
Если же рассматривать ипотеку земельных участков в сельском хозяйстве с позиции обеспечения эффективности управления земельной собственностью, то особенности ипотеки (залога) земель сельскохозяйственного назначения тоже можно более обстоятельно учесть в специальном Федеральном законе "Особенности ипотеки (залога) земельных участков сельскохозяйственного назначения". Однако, как свидетельствует практика, количественный рост законов не всегда приводит к повышению качества урегулирования складывающихся аграрных правоотношений.
На сделки с земельными участками также распространяются общие правила и нормы Гражданского кодекса РФ. Хотя особенности регулирования сделок с земельными участками отражены в действующем земельном законодательстве Российской Федерации (ст. 27 Земельного кодекса РФ; гл. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). В этом весьма четко проявляется объективный процесс интеграции норм земельного и гражданского законодательства, что призвано обеспечивать полноту регулирования агрокредитных правоотношений в системе института сельскохозяйственного кредита. Последний, в концентрированной форме выражая особенности правового механизма кредитования сельского хозяйства, содействует разработке и реализации гибкой агрокредитной политики, адекватной условиям многоукладной рыночной экономики.
Некоторые перспективы дальнейшего концептуального развития агрокредитных правоотношений отражены в проекте федерального закона "О развитии сельского хозяйства". В частности, в нем закреплена концепция краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования сельского хозяйства (гл. IX); концепция государственной инновационной политики в АПК в условиях рыночных отношений (гл. XV).
Принятие данного законопроекта расширило и стабилизировало бы правовые основы привлечения агроинвестиций в АПК и действенности отраслевого правового механизма кредитования, что, несомненно, приведет к усилению позиции отечественного товаропроизводителя как на внутреннем рынке, так и на рынке продовольствия за рубежом. Все это представляется также весьма актуальным в условиях широкого обсуждения в печати проблем вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию и его последствий для сельского хозяйства современной России.
С.С. Акманов,
кандидат юридических наук доцент Иркутского
государственного университета
"Законодательство и экономика", N 2, февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Матузов Н.И., Мальков А.В. Теория государства и права.- М.: Юристъ, 1997. - С. 116.
*(2) Бунге Н.Х. Банковские законы и банковская политика // Сборник государственный знаний / Под ред. В.П. Безобразова. - СПб., 1874. - Т. 1. - С. 69.
*(3) Финансово-кредитный словарь.- М.: Финансы и статистика, 1986.- Т. 2. - С. 113.
*(4) Коммерсантъ.- 2003.- N 125.
*(5) СЗ РФ. - 1997. - N 30.- Ст.3594.
*(6) СЗ РФ.- 2001.- N 44.- Ст.4147.
*(7) Российская газета. - 2002. - 27 июля.
*(8) СЗ РФ. - 1998. - N 29. - Ст. 3400; 2002. - N 7. - Ст.629.
*(9) Государство и право. - 2002. - N 10. - С. 83.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Современная концепция агрокредитной политики и правовой механизм кредитования сельского хозяйства в России
Автор
С.С. Акманов - кандидат юридических наук доцент Иркутского государственного университета
"Законодательство и экономика", 2005, N 2