Юридическая служба в экономике
Новые и сложные проблемы правового обеспечения экономики диктуют повышенное внимание к качеству работы юридических служб на всех уровнях. Своеобразным откликом на них стало введение в учебные планы факультета права ГУ-ВШЭ спецкурса "Организация и деятельность юридической службы", преподаваемого студентам 5 курса, которым необходимо дать концентрированные знания об их будущей юридической деятельности. Программа спецкурса построена с учетом возможной работы юристов на различных юридических должностях и в организациях разных профилей. Это предполагало участие в учебном процессе преподавателей ряда кафедр и привлечение юристов, работающих в государственных органах и коммерческих организациях. Занятия по программе проведены преподавателями кафедр конституционного и административного права, трудового права, гражданского и предпринимательского права. В проведении занятий участвовали руководитель юридической службы Министерства образования и науки РФ, представитель Департамента правового обеспечения Министерства экономического развития и торговли РФ, руководитель Государственно-правового управления Мособлдумы, руководитель Правового департамента РАО "ЕЭС России", работники юридических служб ОАО "Северсталь" и других экономических структур. В итоге студенты показали хорошие знания. Подготовленные аналитические рефераты позволяют обобщить содержащиеся в них полезные материалы и рекомендации и представить их в виде статьи.
Юридическая служба на федеральном уровне
Напомним, что 22 июня 1972 г. Совет Министров СССР утвердил "Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте министерства, ведомства, Исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения". Действовала, по сути дела, единая юридическая служба, в рамках которой начальник юридического отдела предприятия назначается на должность и освобождается от должности вышестоящей организацией, юридический отдел министерства разрабатывает методические указания по организации договорно-претензионной работы в отрасли, организует обмен опытом работы. Юридические отделы обладали самостоятельностью, показателем является их право в случае несоответствия законодательству представляемых на подпись руководству проектов правовых документов и отказа согласиться с заключением юристов не визировать их и сообщать об этом вышестоящей организации. В Министерстве юстиции и его системе действовало управление правовой работы в народном хозяйстве.
На рубеже 90-х годов с изменением системы государственного управления происходит перестройка юридических служб. Они приспосабливаются к нуждам новых центральных органов, и в их организации и деятельности почти исчезают общие моменты.
Шагом вперед стал Указ Президента РФ от 8 мая 2001 г. "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов". Установлен их статус как самостоятельных подразделений, подчиняющихся непосредственно руководителям этих органов или их аппаратов. Введены ежемесячные надбавки и вознаграждения работникам служб. Второго апреля 2002 г. Правительство РФ утвердило "Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти". Определены ее функции - участие в законопроектной работе, визирование проектов правовых актов, обобщение практики применения законодательства, методическое руководство правовой работой органов и организаций, входящих в систему федерального органа и др.
В соответствии с указанными актами в федеральных органах действуют правовые службы, перестроенные после известного Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. о реорганизации федеральных органов исполнительной власти. В министерствах - департаменты, в агентствах и службах - управления. Например, в Министерстве здравоохранения и социального развития есть Департамент правовой и международной деятельности, в Министерстве информационных технологий и связи - Департамент правового обеспечения, в Министерстве промышленности и энергетики - Департамент правовых отношений, в Агентстве промышленности - юридическое управление, в Агентстве по образованию - административно-правовое управление. Внутри названных структур созданы управления и отделы, которые заняты подготовкой правовых актов, заключений на проекты законов, участием в судах и т.п.
Конечно, за прошедшие месяцы не все вопросы организации и деятельности юридических служб удалось решить правильно и в полном объеме. Представление о них дает план работы отдела правового обеспечения административно-правового управления Федерального агентства по образованию на июль-декабрь 2004 г. Вот виды работ: проведение правовой экспертизы проектов государственных контрактов, договоров по федеральным, федеральным целевым, государственным, отраслевым и межотраслевым программам, проектов соглашений между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями по вопросам образования, трудовых договоров руководителей подведомственных образовательных учреждений и предприятий; защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом; осуществление судебно-правовой защиты интересов агентства в судебных и правоохранительных органах; организация работы по обобщению судебной практики в сфере образования и договорно-претензионной деятельности; участие в разработке правовых актов по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины; ведение систематизированного учета и хранение, кодификация нормативных правовых актов; формирование базы данных учредительных договоров, уставных документов образовательных учреждений, предприятий, подведомственных агентству, государственных контрактов (договоров); осуществление правовой экспертизы проектов приказов, инструкций и других правовых актов агентства; информационно-справочное обеспечение помощи структурным подразделениям агентства по правовым вопросам законодательства в сфере образования; проведение экспертизы проектов трудовых договоров и приказов о назначении на должность и об освобождении от должности работников аппарата агентства, проектов уставов подведомственных учреждений, предприятий и организаций, проектов приказов о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей подведомственных учреждений, предприятий и организаций; подготовка заключений на разработанные структурными подразделениями агентства проекты правовых актов на соответствие их законодательству Российской Федерации.
Изучение практики работы юридических служб за последние 6-8 месяцев позволяет отметить следующее. Их усилия концентрируются в основном на "правовом самообеспечении", и пока почти нет контактов с юридическими службами государственных организаций отрасли, сферы, отсутствуют связи с юридическими службами негосударственных организаций. В итоге общая линия отношений "органы публичной власти и экономические и социальные организации" остается слабо обеспеченной в правовом отношении. Отсюда нарушения компетенции, безадресные обращения, переписка вне строгой функциональной ориентации. Похожая ситуация и на региональном уровне. В итоге функционально-правовые отношения "замкнуты" в рамках органа...
Юридическая служба коммерческой организации
Изучение показывает, сколь неодинаково организована юридическая служба. В некоторых организациях она может быть представлена в виде самостоятельного отдела, в других - как группа юристов, в некоторых вообще ее нет, и такие организации пользуются сторонними юридическими услугами. В юридической службе могут состоять секретари, бухгалтеры и т.п., которые выполняют вспомогательные функции. Если это совсем большая структура, то могут организовываться отраслевые подразделы.
В соответствии с основными задачами юридическая служба коммерческой организации выполняет следующие функции:
- организует правовое обеспечение работы организации в условиях рыночной экономики;
- участвует в работе по подготовке и внедрению системы локальных актов организации, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности организации;
- совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности организации, изучает условия и причины возникновения непроизводительных расходов, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготавливает материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы;
- проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов и других документов, визирует их; подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных актов; осуществляет контроль за соответствием законодательству локальных актов, структурных единиц и подразделений организации;
- участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищение, приписок, сокращение и предупреждение непроизводительных расходов и потерь;
- участвует в работе по подготовке, заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования, визирует проекты договоров (контрактов); анализирует практику заключения и исполнения хозяйственных договоров и представляет руководителю предложения по устранению выявленных недостатков;
- ведет претензионную и исковую работу, осуществляет методическое руководство исковой работой, если она ведется другими структурными подразделениями организации;
- дает (при необходимости) правовое заключение по документам на списание материальных ценностей;
- информирует работников организации о действующем законодательстве, разъясняет практику его применения, дает заключения, консультации по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации;
- представляет интересы организации в судах и иных органах.
Элементом правового обеспечения является установленный в организации порядок обращения работников с запросом в юридическую службу при возникновении затруднений по применению норм законов или нормативных актов. Это способствует разрешению сложных вопросов и повышает общий уровень квалификации кадров предприятия. Система консультаций работников может быть усовершенствована, когда в большинстве крупных организаций существуют программы повышения общего уровня знаний. Сотрудники юридической службы проводят обзоры изменений в законодательстве по отраслям деятельности организации, тематические семинары и лекции. Частным случаем этого могут являться, например, лекции о понятии и содержании коммерческой тайны. В некоторых организациях юридические службы создают базы по наиболее часто задаваемым вопросам с целью оптимизации процесса консультирования. Все это представляет собой вложения в трудовые ресурсы и в результате оказывает положительное влияние на деятельность предприятия в целом.
В ходе подготовки, проверки и систематизации внутренних документов роль юридической службы заключается в том, чтобы следить за наличием четкого регламентирования всех процессов на предприятии, исключающего разногласия между подразделениями, и споры о компетенции. Проверка законности локальных актов означает тщательный анализ соответствия закону всех издаваемых на предприятии документов. В противном случае, т.е. при нарушении предписаний закона во внутренних документах, незаконной становится и сама деятельность предприятия, осуществлявшаяся в соответствии с этими документами.
Велика "доля" юристов при правовой экспертизе типовых договоров (заранее утвержденных для конкретных случаев форм), роль юридической службы сводится к экспертизе основных условий сделки - проверке полномочий контрагента на ее совершение, надлежащего оформления документов по сделке и т.д. При проверке проектов договоров работники юридической службы рассматривают их по существу. Затем, при отсутствии возражений, документ получает визу юридической службы, что означает согласие на совершение сделки. В противном случае представленные проекты возвращаются в подразделение, ответственное за составление договора, без визы сотрудника юридической службы, с изложением имеющихся замечаний по проектам и предложений по их устранению. Сотрудники юридической службы вправе запросить дополнительные документы по своему усмотрению, касающиеся существа или элементов договора, продлив тем самым срок экспертизы на дополнительное время, установленное для данного этапа договорного процесса.
К примеру, для правовой экспертизы договора ипотеки необходимы документы о надлежащем оформлении всех документов на объекты недвижимости, что и запрашивает сотрудник юридической службы в соответствии с формализованным подходом. Кредитное подразделение же возражает, мотивируя тем, что заемщик является надежной фирмой с устойчивой репутацией и что ей можно доверять, а при постоянных придирках и запросе множества документов она просто перестанет сотрудничать с банком. Что следует делать в данной ситуации? Без сомнения, необходимость согласования внутренних документов в юридической службе замедляет процесс оперативной деятельности, еще более формализует процесс принятия решений. Это связано с тем, что оценка возможных правовых последствий, например совершения сделки, требует затрат времени, а это в некоторых случаях влечет и материальные затраты. В результате юристов иногда отстраняют от визирования "незначительных" документов или требующих срочного разрешения вопросов. Однако следует помнить, что убытки от неправильно составленного договора или неправомерного решения руководителя могут намного превысить выгоды от оперативности действий. Поэтому выходом в подобной ситуации, на наш взгляд, является поиск таких способов регламентирования процесса, чтобы, с одной стороны, юридическая служба имела возможность контролировать законность всех этапов деятельности фирмы, а с другой стороны, чтобы данный процесс не был излишне формализован и "бюрократизирован".
При оформлении договора нужно учитывать обязательное наличие реквизитов - наименования сторон, срока исполнения обязательства, предмета договора, стоимостного выражения сделки. Договор оформляется в нескольких экземплярах, по числу сторон. Все экземпляры обладают равной юридической силой. Договор подписывается уполномоченными представителями сторон и содержит указание на их полное наименование (организационно-правовая форма для организаций, данные документа, удостоверяющего личность, для физических лиц), место расположения (юридический адрес для организаций) и контактный телефон. Условия договора, разумеется, не могут противоречить законодательству. Но это не означает, что в договор следует вписывать законодательные формулы. Достаточно сделать лишь ссылку на соответствующую статью закона. Исходя из принципа диспозитивности, участники обязательства могут включать в текст договора такие условия, которые не оговорены законом, но прямо не запрещены.
Организация, как правило, имеет множество договоров со своими контрагентами, поэтому необходимо регламентировать порядок прохождения документации, связанной с подготовкой и заключением договоров, с осуществлением контроля за их выполнением. В связи с этим в литературе высказывается мнение о целесообразности издания специального приказа (распоряжения) руководителя организации или стандарта предприятия*(1).
Локальный акт об организации договорной работы регламентирует деятельность ее подразделений и должностных лиц, связанных с подготовкой, прохождением, порядком визирования, подписания, отправления договоров, рассмотрения разногласий, контролем за их реализацией. Существование такого акта в организации исключает случаи подписания некачественных документов, подписания договоров лицами, не имеющими на то действительных полномочий, и иные нежелательные ситуации.
Большая часть работы юридического отдела посвящена учету существующих договоров и контролю за их выполнением. Это включает ведение журналов регистрации и учета договоров. Современные технологии позволяют устанавливать на предприятии автоматизированные системы, консолидирующие информацию о заключении, изменении и учете договоров, о контроле за их исполнением. Такие системы устанавливают, поддерживают и контролируют связь документов, в том числе конкретизирующих договоры. Отчетные документы системы позволяют осуществлять оперативный контроль исполнения планов. Хранение исполненных договоров в течение сроков исковой давности - это настолько же важный этап договорной работы, как и все предыдущие. Нередки случаи утраты данного вида документации, что при возникновении спора создает серьезные трудности в отстаивании интересов предприятия в судебной инстанции.
Представляется оправданной точка зрения юристов-практиков, что слабым местом локальных актов по вопросам организации договорной работы является недостаточная урегулированность или полное отсутствие упоминаний о контроле за выполнением договорных обязательств. Для контроля за выполнением собственных договорных обязательств необходимо определить конкретные службы, отвечающие за какое-либо действие (снабжение, реализацию и др.). Для контроля за выполнением обязательств контрагента по договору следует определить те службы, которые обязаны незамедлительно информировать руководство предприятия о случаях срыва поставок и т.п.
Юридическая служба организует работу или участвует в предъявлении претензий к нарушителям договорных обязательств в случаях, когда предъявление претензий является обязательным по закону или по условиям договора. Если же внесудебные споры разрешения возникшего конфликта не привели к его исчерпанию, юридическая служба обеспечивает предъявление иска в судебные органы. С другой стороны, если претензии или иск были предъявлены к самому предприятию, юридическая служба самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями предприятия готовит ответ на них, проверяет их правовую обоснованность, а также разрабатывает максимально адекватные и выгодные для предприятия способы разрешения того или иного конфликта.
Практика показывает, что объем претензионной работы юридической службы достаточно велик, поэтому целесообразно подготавливать специальный локальный акт (приказ, распоряжение, стандарт предприятия), который бы регламентировал порядок организации и ведения претензионной работы. Такая регламентация необходима для того, чтобы определить функции структурных подразделений и должностных лиц предприятия по учету, подготовке, визированию, подписанию и направлению претензионных и исковых материалов. Функция юридической службы в этой сфере определяется одной из основных ее обязанностей - защитой законных интересов предприятия. Именно поэтому юридическая служба должна играть тут ключевую роль и разрабатывать методику претензионно-исковой работы на предприятии с учетом специфики его деятельности. Остальные структурные подразделения должны в соответствии с их основными функциями оказывать содействие юридической службе, например в подготовке материалов, предоставлении иной информации, консультировании по вопросам неюридической сферы.
Кроме того, юридическая служба осуществляет контроль за состоянием дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, что в настоящее время является весьма актуальным.
Юрист в коммерческой организации в своей работе как единолично, так и совместно с другими подразделениями при принятии значимых решений должен стремиться к тому, чтобы увеличить доходы предприятия и минимизировать затраты. Однако такое стремление не должно противопоставляться принципу законности деятельности юридической службы.
Рассмотрим, как образуется прибыль коммерческой организации и как юридическая служба может влиять на ее формирование на примере основных статей отчета о прибылях и убытках организации.
Важнейшими укрупненными статьями отчета о прибылях и убытках коммерческой организации (как правило, в форме открытого или закрытого акционерного общества), величины которых определяют чистую прибыль в распоряжении предприятия, являются выручка, затраты, гроспрофит, проценты по кредитам, амортизация, прибыль (profit), налоги, чистая прибыль (net profit), особые расходы, дивиденды, чистая прибыль в распоряжении предприятия.
Рассматривая данную структуру, можно заметить, что на каждом этапе формирования прибыли организации действия юридической службы во многом предопределяют финансовый результат деятельности предприятия. Так, на количество выручки влияет работа юридической службы, ибо отношения предприятия с контрагентами в большинстве своем облечены в договорную форму. Выручка зависит от грамотной договорной работы соответствующего юридического подразделения организации. Условия поставки и оплаты товаров и иные договорные условия, брендинг, охрана товарных знаков, репутации на рынке и в отношениях с контрагентами, юридические действия, которые необходимо совершить в случае неполного исполнения договорных обязательств или их неисполнения, находятся в компетенции юридической службы организации.
Затраты, которые должна будет сделать организация, в большинстве своем происходят также из договорных обязательств или иных обязательств, облаченных в правовую форму (себестоимость производства продукции - затраты на закупку сырья, материалов и заработную плату). Гроспрофит является производной от разницы выручки и затрат организации. Выше было проиллюстрировано, как юридическая служба коммерческой организации своей профессиональной деятельностью влияет на формирование двух предыдущих показателей. Таким образом, она оказывает влияние и на формирование данной характеристики. С величиной гроспрофит связан вопрос управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия. Качество управления кредиторской и дебиторской задолженностью не отражается в балансе о прибылях и убытках, но отражается в бухгалтерском балансе и отчете о движении денежных средств. Отслеживание и управление кредиторской и дебиторской задолженностью и отношения с соответствующими контрагентами, как правило, также является обязанностью юридической службы.
Работа по договорам займа и кредитным договорам ведется в первую очередь юридической службой предприятия. Амортизация является "налоговым щитом" организации, поэтому юридическая служба организации в своей договорной работе должна исходить из особенностей налогового законодательства и выбирать наиболее подходящую форму закрепления прав на имущество.
Прибыль предприятия напрямую зависит от величины предыдущих показателей.
Если речь идет об акционерном обществе, то юридическая служба организации может осуществлять взаимодействие акционеров организации с руководящими и исполнительными органами организации, оказывать консультативные услуги руководству предприятия, участвовать в организации и проведении собраний акционеров, следить, чтобы подобные собрания проводились в соответствии с требованиями российского законодательства, осуществлять регистрацию проспектов эмиссий акций, составлять отчетность по ценным бумагам, раскрывать информацию организаций - участников финансовых рынков, ведение списка аффилированных лиц, ведение реестра акционеров, осуществлять взаимодействие с территориальными органами ФАС России, подготавливать материалы для органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров) и внутренней нормативной базы компании (положений, регламентов, приказов).
Особо выделим деятельность юридических фирм, которые пока не подвергаются специальному нормативно-правовому регулированию. Считается, что нет необходимости вводить особые требования к юридическим фирмам в плане их учреждения, лицензирования или аккредитации. Такие юридические фирмы подпадают под общий правовой режим для социальных образований, учреждаемых в качестве юридических лиц. Тем самым юридические фирмы выделяются из круга специализированных профессиональных организаций - оценщиков, риэлтерских, аудиторских, инвестиционных, научных, образовательных и других видов организаций, для которых установлены специальные требования в части лицензирования, аккредитации или иных организационных предпосылок.
Основным предметом деятельности таких юридических фирм является оказание правовых услуг - правовое обслуживание физических и юридических лиц, главным образом предпринимателей. Правовое обслуживание предпринимателей осуществляется на возмездных началах, но при этом юридические фирмы не обязаны рассматривать извлечение прибыли в качестве основной цели своей профессиональной деятельности. Отсюда вытекает, что юридические фирмы могут создаваться либо как коммерческие, либо как некоммерческие организации.
Большинство юридических фирм создается в качестве коммерческих организаций для извлечения прибыли и распределения ее среди участников (учредителей) организации. Это объективная закономерность рыночной экономики. Для многих юристов доходы, получаемые от юридического бизнеса, являются или единственным, или основным источником существования. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении коммерческой организации после покрытия затрат, выплаты заработной платы, уплаты налогов и обязательных платежей во внебюджетные социальные фонды, может быть использована как для выплаты дивидендов, так и для оснащения фирмы необходимой оргтехникой, приобретения информационно-поисковых программ, подключения к сети Интернет, расширения используемого помещения и т.д.
Иными словами, юридический бизнес - одна из разновидностей бизнеса, составляющая определенный сегмент рыночной экономики - рынок правовых услуг. Это юридическая деятельность, осуществляемая на возмездной коммерческой основе в целях получения прибыли, деятельность по выполнению правовых работ и оказанию правовых услуг, осуществляемая в интересах клиентов-заказчиков. Поскольку относительно юридических фирм в законодательстве не содержится никаких предписаний ограничительного характера, юридические фирмы - коммерческие организации могут учреждаться в любой из организационно-правовых форм, предусмотренных в п. 2 ст. 50 ГК РФ для коммерческих организаций. Выбор той или иной формы определяется спецификой правовой работы, т.е. зависит от того, насколько структурные признаки организационно-правовой формы соответствуют особенностям организации деятельности юридических фирм.
О том, чем занимаются юридические фирмы, можно судить по рекламной информации, размещаемой в газетах, журналах, в специальной рекламной продукции. Конкретные примеры показывают, что основные виды профессиональной деятельности юридических фирм сводятся к следующему:
- консультирование по правовым вопросам;
- правовое обслуживание коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей;
- подготовка учредительных документов и регистрация новых юридических лиц, внесение изменений в учредительные документы (то, что именуется драфтингом, от английского "drafting" - продвижение какого-либо проекта, плана);
- ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах;
- правовое сопровождение договоров и внешнеэкономических контрактов;
- правовая экспертиза учредительных, договорных и других деловых документов.
Это наиболее распространенные виды правовых услуг, оказываемых юридическими фирмами. Но кроме них юридические фирмы занимаются и другими видами деятельности: содействие в получении необходимых лицензий, сертификатов и патентов, внесение в реестр субъектов малого предпринимательства, подготовка и обеспечение регистрации эмиссий акций и других ценных бумаг, услуги в области иммиграции и приобретения вида на жительство и гражданства в странах Европы, Канаде, Австралии, учреждение оффшорных компаний и т.д.
И все же очевидно: каждая служба работает в интересах своей фирмы, применяет нормы по усмотрению. Корпоративная целесообразность...
Некоторые общие выводы
Проводимый в стране курс на укрепление правовой базы всей экономической и управленческой деятельности неизбежно предполагает совершенствование работы юридических служб на всех уровнях. Пока же они действуют изолированно друг от друга и не всегда эффективно. Поэтому считаем полезными некоторые рекомендации в данной сфере.
Во-первых, назрела необходимость преодоления чрезмерной изолированности юридических служб организаций в выполнении их функций. Сейчас даже юридические службы в госсекторе мало связаны между собой и с юридическими службами федеральных министерств, агентств и служб. Такая же картина наблюдается на региональном уровне. Не лучше ли усилить методические и иные функции юридических служб ведомств в отношении партнеров, ГУП и т.п.?
Во-вторых, самостоятельность независимых юридических служб едва ли оправданна в ее абсолютном смысле. Им нужны помощь, рекомендации, обмен опытом работы, поскольку они работают в рамках отраслей, подотраслей и комплексов. Единая или типичная юридическая практика здесь будет служить укреплению законности в экономике.
В-третьих, требуются дополнительные меры по укреплению самостоятельности юридических служб, в частности при выявлении ими случаев нарушений законодательства при подготовке локальных актов.
В-четвертых, пришло время объединять и координировать в гибких формах правовую работу разных организаций либо путем возложения соответствующих функций на Министерство юстиции РФ и его органы, либо посредством создания независимых юридических палат из представителей юридических служб - в отраслях и регионах.
В-пятых, оправданны рекомендации о положениях о независимых юридических службах.
Ю.А. Тихомиров,
научный руководитель факультета права Государственного
университета - Высшей школы экономики,
доктор юридических наук, профессор
С. Кот,
Г. Латыпова,
К. Балишян,
А. Потапова,
Н. Родионов,
Л. Левина,
Е. Щербинина,
О. Чувелева,
М. Малышев,
Е. Юрина,
О. Колосова,
студенты
"Законодательство и экономика", N 2, февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Айзин С.М., Тихомиров М.Ю. Юридическая служба на предприятии: настольная книга юрисконсульта. - М., 2003. - С. 19.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юридическая служба в экономике
Авторы
Ю.А. Тихомиров - научный руководитель факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор юридических наук, профессор
С. Кот - студент
Г. Латыпова - студент
К. Балишян - студент
А. Потапова - студент
Н. Родионов - студент
Л. Левина - студент
Е. Щербинина - студент
О. Чувелева - студент
М. Малышев - студент
Е. Юрина - студент
О. Колосова - студент
"Законодательство и экономика", 2005, N 2