Не забудьте "подтвердиться" в ФСС
Уведомить ФСС о тарифах по основной деятельности - дело хоть и не первоочередное, но важное. Выполнив его заблаговременно, вы избежите переплаты взносов по травматизму и неприятностей при общении с работниками фонда.
Если ваша фирма была создана не в этом году, то до 1 апреля вам надо подтвердить в Фонде социального страхования основной вид деятельности вашей фирмы. Сделать это нужно для того, чтобы фонд установил вам тариф по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний на этот год.
Как надо действовать организации, рассказано в постановлении ФСС от 6 февраля 2002 г. N 12. В отделение фонда вам нужно предоставить три документа. Это заявление, справка-подтверждение основного вида деятельности и копия пояснительной записки к годовому бухгалтерскому балансу. Основным видом деятельности считается тот, по которому получена наибольшая выручка (без НДС) за прошлый год. Конкретные цифры полученной выручки необходимо взять из годового отчета о прибылях и убытках.
Где можно выиграть
Обратите внимание: раздельный расчет возможен, не только если у вас есть обособленное подразделение. Например, ваша фирма может заниматься разными видами деятельности. Основная деятельность, предположим, производство, а другая - торговля, которой занимается отдельное структурное подразделение. В этом случае можно оценить размер страхового тарифа для каждой деятельности внутри одной фирмы. Напомним, размеры тарифов на 2005 год установлены Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 207-ФЗ.
Если тариф по второму виду деятельности ниже, чем по основной деятельности, есть смысл выделить это подразделение в "самостоятельную классификационную единицу". В таком случае вам придется дополнительно подать в ваше отделение фонда специальное заявление и копии некоторых документов (п. 9 Порядка подтверждения основного вида деятельности страхователя, утвержденного постановлением ФСС от 6 февраля 2002 г. N 12). Каких именно, нам разъяснили в одном из московских отделений фонда. Это трудовые договоры с работниками, штатное расписание и приказ о его утверждении. Нужны эти документы фонду, чтобы удостовериться, что в выделенном подразделении работают "нужные" люди. А то вдруг вы перевели туда сотрудников, которые никакого отношения к этому виду деятельности не имеют да еще вдобавок и зарплату наибольшую по фирме получают?
Принимать решение по вашему случаю работники фонда могут в течение месяца с момента подачи вами необходимых документов. Если чиновники дадут добро, они присвоят вашему подразделению самостоятельный тариф страховых взносов, что даст вам возможность сэкономить ваши кровные.
Кстати, если фирма выделила свои структурные подразделения в самостоятельные классификационные единицы, то в дальнейшем она должна заполнять раздел III ведомости по форме 4-ФСС по-особому. Как именно, подробно рассказано в бераторе "Налоговый учет и отчетность" (том V).
Обстановка на местах
Что же будет, если фирма так и не "подтвердится" в ФСС до 1 апреля? В таком случае вам установят максимально возможный страховой процент исходя из перечня видов вашей деятельности. А это грозит переплатой взноса по травматизму в течение всего года.
Никакого другого наказания для фирмы не предусмотрено. А если у предприятия основной вид деятельности и так самый "рискованный"? Тогда в принципе ей бояться нечего. "Повышенный тариф страховых взносов в рамках нашей деятельности ни меня, ни руководство не пугает, - рассказала нам Ольга Малахова, главный бухгалтер торговой фирмы из Санкт-Петербурга. - Я еще год назад обратилась к своему инспектору с вопросом, нужно ли мне лишний раз к ней ходить. На что та мне ответила, что в этом нет нужды, у них в фонде и так работы и бумаг всяческих хватает. Если, говорит, максимального тарифа не боитесь, то и не забивайте себе голову по пустякам".
Однако проблемы все же могут возникнуть. Оказывается, некоторые работники фонда уж очень не любят, когда их требования игнорируют. "В прошлом году я "зашилась" с отчетностью и не принесла в свое отделение ФСС документы по подтверждению, - поделилась с нами Лариса Ефремова, главный бухгалтер из Москвы. - А когда пошла в фонд сдавать квартальную отчетность, наш инспектор был очень недоволен. Расчеты-то я тогда все равно сдала, да вот только с боем, как говорится. После этого каждый визит в ФСС тяжело проходит, со сплошными придирками и руганью".
Против почты не возражаем
Многие бухгалтеры все необходимые бумаги высылают в фонд по почте. Правда, четко про такую возможность нигде не написано. Однако инспекторы обычно не против, ведь от этого уменьшаются очереди.
В течение двух недель после получения необходимых документов ваше отделение ФСС вышлет вам уведомление о размере страхового тарифа (п. 4 Порядка подтверждения основного вида деятельности страхователя, утвержденного постановлением ФСС от 6 февраля 2002 г. N 12).
Другое дело, когда документы вы передаете при личном визите. Тогда можно все проконтролировать и оперативно решить возникающие вопросы. К тому же в этом случае бухгалтер получает уведомление, как правило, в тот же день.
А. Веселов
"Расчет", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru