Сколько стоят ошибки директоров
С каждым годом идеи корпоративного управления получают все большее распространение в России. Это пробудило интерес к ранее малоизвестному на нашем рынке страхованию ответственности директоров и должностных лиц. Подобный подход позволяет существенно снизить как финансовые риски компании, так и личные финансовые риски директоров.
Для того чтобы разобраться в этом непростом виде страхования, рассмотрим историю его возникновения. Он появился в Соединенных Штатах в начале прошлого века (не так давно по сравнению с классическими видами страхования). Тогда страховщики впервые предложили подобные полисы. Они покрывали риски, которые ранее не возмещались по другим полисам страхования ответственности (например, при страховании общегражданской или профессиональной ответственности). Следует отметить, они были очень востребованы на рынке.
США и по сей день являются лидером в страховании ответственности директоров. Все страны мира равняются на американский опыт. В связи с этим большинство профессионалов по-прежнему используют английскую терминологию при описании условий страхования. Соответствующие русскоязычные понятия пока не устоялись. Этим объясняется большое количество английских терминов, которые использованы в статье.
Объем покрытия
Полис страхования ответственности директоров, естественно, является страхованием третьего лица. То есть выгодоприобретатель - это лицо, которому нанесен ущерб, а не клиент страховщика. Однако отличие в том, что возмещаемый убыток лишь чисто финансовый. Полис не покрывает ущерб жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
Полис действует только в отношении ущерба, возникшего вследствие "неверных действий" директоров. Любой другой финансовый ущерб, за который по закону возложить ответственность на директоров невозможно, полисом не покрывается. Однако следует заметить, что в мировой практике существует немало исков по так называемому lack of supervision (недостаточному надзору) или mismanagement (плохому управлению). Под них можно подвести практически любой ущерб, нанесенный компанией. Таким образом, убытки по данному виду исков могут быть покрыты по полису страхования ответственности директора.
В современный полис, помимо страхования ответственности директоров, обычно входит страхование компании (на случай покрытия убытка за своих директоров). Организация получает возмещение от страховщика, когда компенсирует ущерб третьим лицам, нанесенный действиями своих руководителей. Также (особенно в США) компании предоставляется покрытие и на случай, если ей напрямую предъявляют иск по выпускаемым ценным бумагам.
В остальном полис действует по принципу all risks (страхования от всех рисков). То есть покрывает все иски по любым неверным действиям директоров, которые могут нанести ущерб, кроме исключенных (подробнее об исключениях ниже).
Подобный вид страховки, как правило, направлен не на определенных людей, занимающих должности директоров, а на всех руководителей За время действия страхования руководитель может смениться, однако полис будет продолжать действовать.
Все выплаты по полису осуществляются свыше франшизы. Франшиза (retention - собственное удержание страхователя) - это невозмещаемая часть убытка. Ее размер стороны устанавливают по взаимной договоренности. Она служит для того, чтобы по полису заявлялись только крупные убытки. Мелкий ущерб страхователь оплачивает сам.
Страховые выплаты ограничены годовым лимитом (limit of indemnity - лимит ответственности). Его размер также устанавливается по согласованию сторон. При расчете величины лимита компании сталкиваются с проблемой определения его достаточности. Чем выше лимит, тем, естественно, дороже страхование (выше страховая премия). Чем ниже лимит, тем больше вероятность того, что часть иска останется непокрытой. Нередко организации прибегают к помощи сторонних консультантов или страховых брокеров. Они, помимо совета по величине подходящего лимита ответственности и франшизы, также помогают согласовать со страховщиком другие условия страхового договора (например, исключения, порядок обнаружения и заявления убытка и т.д.).
Помимо возмещения ущерба, большинство полисов такого страхования оплачивают и судебные издержки, связанные с защитой от исков (как обоснованных, так и необоснованных).
Самые продвинутые полисы предлагают также вести защиту. На этот случай страховые компании могут предложить своему клиенту список высококлассных юристов, услугами которых можно воспользоваться. Такой подход имеет огромное значение для тех страхователей, которые приобрели полис с небольшим лимитом ответственности. Ведь в этом случае опасность того, что величина иска превысит лимит, снижается. Юристы "из списка", специализирующиеся на такого рода исках, могут существенно (более чем на 50%) уменьшить величину возмещения.
Исключения
Безусловно, как и в любом полисе all risks, исключения имеют огромное значение, так как именно они определяют объем предоставляемого покрытия. Их формируют по принципу исключения причины иска. То есть в договоре страхования дополнительно указывают иски и сопутствующие им обстоятельства, которые не покрываются. Например, одно из самых распространенных - "исключение нечестных действий директора" (действия, направленные на получение личной выгоды, незаконных вознаграждений, намеренное причинение вреда, финансовое искажение, уголовные деяния).
Существуют и другие основные исключения:
иски, поданные от имени компании на своих директоров;
иски страхователя против страхователя (директор против других директоров);
иски за ущерб, нанесенный в рамках профессиональной деятельности компании;
иски, связанные с существующими и/или продолжающимися судебными разбирательствами;
иски, поданные от имени крупных акционеров застрахованной компании (владеющих от 10% акций компании);
политические ситуации и действия властей;
воздействие ядерной энергии, загрязнение окружающей среды.
Возможны и другие исключения, зависящие от рыночной стратегии страховщика. Иногда, после оценки определенного риска, в полис добавляют еще ряд исключений.
Например, если финансовое положение компании вызывает опасения, возможно исключение исков, связанных с банкротством. Если компании грозит опасность отзыва лицензии, - можно ввести исключение исков, связанных с таким событием.
Принцип действия
Как правило, страховой полис построен по принципу заявленных убытков (claims made). То есть покрывает лишь иски по неверным поступкам директоров, осуществленным в течение срока действия полиса.
В случае, если полис возобновляется на следующий срок, он покрывает неверные действия с даты вступления в силу первого полиса. Она называется continuity date - дата начала действия, или дата обратной силы.
Обычно по условиям полиса компания берет на себя обязательство возместить ущерб за директоров третьим лицам (presumptive indemnification). Но только если это не запрещено по закону.
Заключая договор, клиент в заявлении на страхование или приложении к нему должен указать определенные сведения о себе. Большинство современных полисов имеют существенную оговорку о том, что если вскроется обман со стороны генерального (CEO) или финансового (CFO) директора, допущенный при предоставлении информации, то полис прекращает действовать. Причем не только в отношении таких нечестных руководителей, но и в отношении всех остальных директоров (no severability).
Обычно полис действует по всему миру. В некоторых случаях его территория и юрисдикция может быть ограничена отдельной страной или странами.
Возмещение убытков
Статистика возмещения убытков по этому виду страхования в России пока отсутствует. Общественным достоянием являются лишь два недавних случая. Это классовый иск (class action) против "Юкоса" и иск против "Сургутнефтегаза". Оба они поданы в судах США американскими институциональными инвесторами.
Стоит пояснить, что классовый иск в США значительно опаснее иска индивидуального истца. Так как его подают от имени всех акционеров, которые подписались под иском. Таким образом, размер иска умножается на количество акций таких акционеров.
В случае "Юкоса" окончательная сумма классового иска еще не уточнена. Но, судя по величине падения курса акций в течение периода, заявленного в иске (class period), она может составить миллиарды долларов США.
В случае "Сургутнефтегаза" иск тоже может превратиться в классовый (первоначальный иск подан Гарвардским университетом). Если это произойдет, его размер может составить почти полмиллиарда долларов США.
"Экзотика" набирает обороты
Безусловно, в России, где даже страхование имущества необязательно, для многих страхование ответственности директоров является экзотическим видом. Тем не менее желание российских компаний привлекать акционерный капитал из-за рубежа становится все очевидней. Это существенно двигает новый вид страхования к развитию.
Список российских компаний, которые приобретают такой полис, не ограничивается публичными. Частные компании тоже видят риск для своих директоров. В международной практике существует множество примеров исков против непубличных организаций (см. табл.).
Возможные сценарии исков против директоров частных компаний
Страховой случай | Величина выплат международной страховой компании AIG по по- лису страхования |
Бывший акционер подал в суд на производственный концерн за обман, введение в заблуждение и небрежность. Он обвинил компанию в том, что акции, ранее принадлежавшие ему, были впоследствии куплены по несправедливо и низкой цене. Акционер аргументировал это так: сведения о грядущих позитивных событиях были от него сокрыты. Дело было доведено до суда и разрешено в пользу истца |
1 200 000 долларов США в поря- дке возмещениия нанесенного вреда 240 000 долларов США в порядке наказания компании |
Сотрудника финансового отдела обвинили в растрате средств и арестовали на рабочем месте на глазах своих коллег. Он подал в суд на бывшего работодателя, а также директоров и должностных лиц компании. Основа иска - неправомерное увольнение и содержание под стражей против его воли, нарушение его конституционных прав. В ходе разбирательства выяснилось, что обвинение в растрате необоснованно. Присяжные потребовали выплатить сотруднику 32 400 000 долларов США, суд уменьшил сумму до 10 000 000 долларов США |
3 800 000 долларов США в порядке возмещения вреда |
Против ряда руководителей компании было проведено расследование IRS по обвинению в неуплате их компанией некоторых федеральных налогов. Все руководители были впоследствии признаны невиновными |
275 000 долларов США в порядке оплаты расходов на защиту |
Служащая коммерческой медицинской организации подала в суд на свою компанию и одного ее руководителя за домогательства по признаку пола, дискриминацию и неправомерное увольнение. Несмотря на то, что по всем оценкам обвинения служащей были недостаточно весомыми, она не соглашалась на мировое соглашение. В суде показания истицы вызвали сочувствие присяжных, и они разрешили дело в ее пользу |
1 200 000 долларов США в порядке возмещения вреда |
Бывший работодатель обвинил застрахованного директора в нарушении законов в отношении использования и разглашения запатентованной технологии. Защита ответчика увенчалась успехом в суде штата. Апелляция истца в округе Колумбия также была удачной. Истец выдвинул встречный иск по защите прав собственности. Компания предпочла урегулировать дело до суда, возместив ему причиненный вред |
200 000 долларов США в порядке возмещения вреда 127 846 долларов США в порядке расходов на защиту |
В. Кремер,
начальник отдела страхования финансовых рисков
ЗАО "Страховая компания AIG Россия"
"Консультант", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.