Управление основными средствами в программе "1С:предприятие 8.0.
управление производственным предприятием"
Эффективность бухгалтерского и управленческого учета основных средств во многом зависит от корректности выполнения отдельных операций. Рассмотрим функции программы "1С:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием", реализованные в подсистеме "Управление оборудованием", которые позволяют эффективно управлять основными средствами на протяжении всего их жизненного цикла, начиная с момента поступления и заканчивая списанием.
Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
В предыдущих версиях программ "1С" на платформе "1С:Предприятие 7.7" поступление основных средств оформлялось с помощью специального документа "Поступление ОС". Стремление разработчиков унифицировать отдельные процедуры учета привело к созданию в новой конфигурации более универсальных документов для оформления хозяйственных операций. Теперь приход основных средств регистрируется с помощью документа "Поступление товаров и услуг", предназначенного для оформления операции прихода различных видов услуг и материальных ценностей - оборудования, объектов строительства, товаров, тары и других ценностей. Счета учета в бухгалтерском и налоговом учете различных видов поступивших материальных ценностей и услуг, а также счета учета амортизации для объектов основных средств определяются автоматически на основе данных регистра сведений "Номенклатура организаций". В то же время при необходимости эти счета могут быть изменены пользователем в момент оформления операции прихода. Таким образом, после регистрации документа внеоборотный актив учитывается на соответствующем счете, учет на котором ведется в необходимых аналитических разрезах - виды номенклатуры и склады. Стоимость внеоборотного актива складывается из цены актива и затрат на его приобретение.
Принятие основных средств к учету означает, что формирование стоимости основного средства завершено. Для принятия к учету объектов основных средств используется документ "Принятие к учету ОС". Функциональные возможности программы позволяют одновременно с принятием основного средства к учету оформить также его ввод в эксплуатацию. В случае если стоимость объекта не более 10 000 руб., то этот объект можно списать на затраты одновременно с вводом в эксплуатацию.
Амортизация основных средств
Начисление амортизации в системе отражается с помощью документа "Амортизация ОС". Следует отметить, что в конфигурации предусмотрены все стандартные способы начисления амортизации - линейный способ, пропорционально объему продукции (работ), по единым нормам амортизационных отчислений, способ уменьшаемого остатка и др.
Для основных средств, которые неравномерно эксплуатируются в течение года, в программе реализована возможность начисления амортизации в соответствии с графиком амортизации - долями годовой суммы амортизации в процентах по месяцам. В этом случае рассчитанная программой годовая сумма амортизации распределяется по месяцам в соответствии с графиком, заданным пользователем. Его целесообразно применять для начисления амортизации, например на туристический инвентарь, сдаваемый организацией в прокат и используемый сезонно, - на гидроциклы, катера, яхты и снегоходы, и в других случаях.
Для транспортных средств предусмотрено начисление амортизации по единым нормам амортизационных отчислений на 1000 км пробега.
Перемещение, комплектация и модернизация основных средств
Регистрация внутренних перемещений основных средств между материально ответственными лицами и подразделениями проводится в конфигурации "Управление производственным предприятием" с помощью документа "Перемещение ОС".
К нововведениям в управленческом учете основных средств относится возможность учета комплектов. Примером комплекта может служить, например, линия для фасовки и упаковки сыпучих пищевых продуктов, состоящая из бункера-питателя, транспортера загрузочного, транспортера для выгрузки упакованных продуктов и других основных средств. Изменение комплектности оформляется с помощью документа "Комплектация ОС". Благодаря этому механизму отслеживается, с одной стороны, в состав каких основных средств входило рассматриваемое основное средство в разные периоды, а с другой - как изменялся состав основного средства. Можно получить информацию, например, о компьютере, в состав которого некоторое время входила определенная плата. Все данные представлены в карточке основного средства, при этом для каждого основного средства хранится история его движений между подразделениями.
Для отражения в учете модернизации основных средств применяется документ "Модернизация ОС", с помощью которого затраты на модернизацию списываются с объекта строительства, переносятся на указанные основные средства и включаются в их стоимость. При работе с документом можно изменить срок использования модернизированных объектов основных средств, а также параметры амортизации.
Учет оборудования, требующего монтажа, и объектов строительства
Регистрация в программе операций по поступлению оборудования, вводу его в эксплуатацию, перемещению и списанию выполняется с помощью документов.
Для включения стоимости оборудования и комплектующих, требующих монтажа, в затраты, формирующие первоначальную стоимость объектов основных средств, применяется документ "Передача оборудования в монтаж".
Учет объектов строительства ведется на счетах 08.01 "Приобретение земельных участков", 08.02 "Приобретение объектов природопользования" и 08.03 "Строительство объектов основных средств" в разрезе статей затрат и объектов строительства. Полная стоимость объектов строительства складывается из стоимости приобретения, стоимости материалов, услуг контрагентов и внутренних услуг подразделений, а также амортизации основных средств, использованных в процессе строительства. После завершения строительства объект строительства принимается к учету как одно или несколько основных средств - здание цеха, конвейер, линия розлива технических жидкостей и т.д. При принятии объекта строительства к учету стоимость основного средства может формироваться исходя из общей суммы затрат или может быть указана пользователем на основе других соображений.
После принятия объекта строительства к учету в качестве основного средства все операции с ним оформляются с помощью документов, предназначенных для учета основных средств: "Изменение состояния ОС", "Модернизация ОС", "Комплектация ОС", "Перемещение ОС", "Амортизация ОС" и др.
Ремонт и обслуживание основных средств
На балансе производственного предприятия, как правило, числится большое количество основных средств, требующих обслуживания и ремонта. Для планирования, управления и учета деятельности по техническому обслуживанию и ремонту основных средств в программе применяется подсистема "Управление ремонтами".
Данная подсистема обеспечивает ведение нормативно-справочной базы данных по обслуживанию оборудования, планирование обслуживания и ресурсов для его выполнения, учет результатов выполнения ремонта и затрат на обслуживание, анализ отклонений в сроках и объемах выполнения ремонта, а также расчет стоимости обслуживания.
Нормативно-справочная база данных по обслуживанию включает все необходимые рекомендации по условиям проведения ремонтных работ. Каждый норматив содержит информацию о работах по обслуживанию, условиях проведения работ и список оборудования, для которого действует данный норматив.
Система позволяет отслеживать два вида условий проведения ремонта - "периодический ремонт" и "ремонт по наработке". Периодический ремонт выполняется через заданные промежутки времени. К нему можно отнести, например, осмотр станка, замену масла в оборудовании. Ремонт по наработке выполняется по достижении некоторыми параметрами оборудования критических значений.
Необходимым условием для выполнения ремонта является оформление документа "Заказ на обслуживание". В случае внепланового ремонта данный документ формируется вручную. Для планового ремонта "Заказ на обслуживание" формируется в полуавтоматическом режиме на основе информации нормативно-справочной базы данных по обслуживанию. Следует отметить, что документ "Заказ на обслуживание" является только зарегистрированным намерением выполнить обслуживание или ремонт.
Руководством к выполнению ремонта служит документ "Задание на обслуживание". На основании "Заказа на обслуживание" можно сформировать несколько "Заданий на обслуживание", которые будут выполняться в разные смены. В "Задании на обслуживание" указываются заказ, перечень основных средств, нуждающихся в ремонте, а также спецификация обслуживания и подразделение - исполнитель работ. На практике одно задание на обслуживание может выполняться в разные смены. В этом случае все события, связанные с выполнением задания, в конце дня консолидируются с помощью отчета за смену.
В подсистеме "Управление ремонтами" предусмотрены широкие возможности для планирования ремонта основных средств. Причем для одних видов обслуживания остановка основных средств для проведения работ не является обязательной, в то время как для других работ она необходима. При планировании работ по обслуживанию основных средств система обеспечивает анализ их загрузки заданиями на производство. "Задание на обслуживание" в системе не будет сформировано, если для выполнения обслуживания нужна остановка основного средства, при этом задание на производство для данного основного средства уже зарегистрировано. Его также не удастся сформировать, если для подразделения - исполнителя задания зарегистрировано другое задание на производство или обслуживание.
В результате все зарегистрированные в системе задания на обслуживание и производство являются согласованными между собой по ресурсам.
В тех случаях, когда работы по обслуживанию основных средств выполняются сторонними организациями, "Задание на обслуживание" не оформляется, а стоимость обслуживания по выбору пользователя может быть отнесена на затраты предприятия и отражена в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете.
Списание и продажа основных средств
Выбытие основных средств отражается в системе с помощью документа "Списание ОС". В момент списания выполняются доначисление амортизации за текущий месяц и списание балансовой стоимости основного средства. В системе предусмотрено и списание объектов внеоборотных активов.
В некоторых случаях при передаче основного средства сторонней организации между фактом прекращения эксплуатации основного средства в связи с его предстоящей передачей и фактом собственно передачи проходит много времени. В таких случаях в системе используется документ "Подготовка к передаче ОС". С его помощью выполняются доначисление амортизации, если это необходимо, а также списание амортизационных начислений и балансовой стоимости на счет 01.09 "Выбытие основных средств".
Продажа основных средств оформляется посредством документа "Передача ОС". При его регистрации доначисляется амортизация и списывается балансовая стоимость (кроме основных средств, для которых ранее был оформлен документ "Подготовка к передаче ОС"), а также изменяется состояние взаиморасчетов с контрагентом.
Отчеты
Отчеты программы "1С:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием" обладают широкими возможностями настройки.
В отчете "Ведомость амортизации ОС" представлены данные о первоначальной стоимости основных средств, стоимости и амортизации на начало и конец периода, а также об амортизации за период и др. Отчет можно сформировать по одному или по всем основным средствам, по группе основных средств и т.д. В данный отчет можно также вывести некоторые данные карточки основного средства, такие, например, как амортизационная группа, код по ОКОФ и др.
Для формирования произвольных отчетов опытные пользователи применяют специальный режим "Консоль отчетов". В данном режиме можно формировать отчеты в виде табличного документа, диаграммы и сводной таблицы, группировать данные по произвольным группам, настраивать произвольные фильтры и т.д.
Таким образом, возможности подсистемы "Управление оборудованием", реализованные в программе "1С:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием", позволяют оформлять большинство операций с основными средствами, оборудованием, требующим монтажа, и объектами строительства. Предусмотрено получение детальной информации о состоянии основных средств, степени их износа. Кроме того, применение подсистемы способствует повышению эффективности деятельности предприятия в результате планирования, управления и учета деятельности по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
Е. Дмитриева,
Д. Савченко,
1С:Франчайзи "1С:Бухучет и Торговля"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71