Комментарий к Федеральному закону
от 11.11.2004 г. N 139-ФЗ
1 января 2005 года вступила в силу новая глава Таможенного кодекса, которая посвящена таможенным сборам за оформление, хранение и сопровождение товаров. Теперь хранение грузов на таможенном складе и складе временного хранения стало платным.
Президент подписал Федеральный закон от 11.11.2004 N 139-ФЗ, который дополнил Таможенный кодекс РФ новой главой 33.1 "Таможенные сборы" (ст. 357.1-357.10). Кроме того, он изменил некоторые старые статьи Таможенного кодекса РФ, где говорится о сборах, которые российские участники ВЭД платят таможенным органам.
За что и когда платить
Платить таможенные сборы теперь надо за оформление, сопровождение и хранение товаров (ст. 357.1 ТК РФ).
Сбор за таможенное оформление товаров нужно перечислить до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей. Так сказано в пункте 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса. Сделать это может как сам декларант (фирма, которая декларирует товары или от имени которой они декларируются), так и таможенный брокер. Как правило, декларировать товары надо при их ввозе (импорте) и вывозе (экспорте). Поэтому большинство плательщиков сбора за оформление - это российские импортеры и экспортеры.
Если по территории России перевозят нерастаможенные иностранные товары, то в ряде случаев таможенники могут принять решение сопровождать их. А заплатить за это нужно авансом - "до начала фактического осуществления таможенного сопровождения" (п. 2 ст. 357.6 ТК РФ). В пункте 2 статьи 357.2 Таможенного кодекса РФ говорится, что отвечает за такой платеж организация - перевозчик или экспедитор ("лица, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит либо на международный таможенный транзит"). Бывает, что ввезенные или транзитные товары помещают на склад временного хранения таможни. Срок такого хранения не может превышать четырех месяцев. Вывозимые, ввозимые и транзитные товары можно держать также на таможенном складе таможенного органа (не более трех лет).
Плательщиками сбора за хранение, очевидно, будут фирмы, поместившие товары на склад (перевозчики, экспедиторы и т. п.), или собственники этих товаров (импортеры, экспортеры и т. п.). Заплатить его таможне нужно до того, как организация заберет товары ("до фактической выдачи товара со склада временного хранения или таможенного склада" - п. 3 ст. 357.6 ТК РФ).
Отметим, что в принципе таможенные сборы может платить кто угодно. Ведь в пункте 2 статьи 357.5 Таможенного кодекса РФ законодатели написали: "Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы". Значит, заплатить сбор можно перепоручить кому-либо из партнеров.
Обратите внимание: в пункте 2 статьи 132 Таможенного кодекса сказано, что факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в ее принятии. Законодатели уточнили этот пункт: "дать добро" на декларацию таможня может, если не уплачены только пошлины и налоги. Получается, если фирма не заплатила таможенный сбор, декларацию таможенники не примут.
В статье 357.3. Таможенного кодекса РФ говорится, что участники внешнеэкономической деятельности (импортеры, экспортеры, перевозчики, экспедиторы и т. п.) исчисляют и уплачивают сборы самостоятельно. Однако, если организация нарушит сроки уплаты сборов, то таможня вышлет ей письменное извещение, где укажет сумму сборов и сроки их оплаты. Если же и после этого сборы не будут уплачены, то таможенники взыщут их принудительно (например, списав деньги с расчетного счета).
Сборы за таможенное оформление
Таким сборам ранее был посвящен приказ ГТК России от 07.06.2004 N 640 "Об утверждении Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление" (далее - приказ N 640). С 1 января 2005 года, когда в силу вступит новая глава Таможенного кодекса РФ, этот приказ перестанет действовать. Основные же изменения будут такими.
В пункте 6 приказа N 640 приведен перечень ценностей, при ввозе (вывозе) которых "оформительный" сбор платить не надо (далее - Перечень). Он состоит из 20 видов товаров. Пункт 1 статьи 357.9 Таможенного кодекса РФ увеличил его на восемь пунктов, а именно:
- товары, ввозимые в Россию (вывозимые из России) для демонстрации на выставках и иных подобных мероприятиях (по решению Правительства РФ);
- товары, ввозимые временно и оформленные специальным документом - карнетом АТА;
- временно ввозимые (вывозимые) запчасти и оборудование, которые перемещаются через границу вместе с транспортным средством и служат для ремонта и техобслуживания машины, а также для погрузочно-разгрузочных работ (ст. 278 ТК РФ);
- сами транспортные средства для международных перевозок;
- временно вывозимое профессиональное оборудование для выпуска СМИ. Перечень такого оборудования устанавливает Правительство РФ;
- временно ввозимый и вывозимый театральный, цирковой и кинореквизит (если эти ценности освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов);
- временно ввозимый и вывозимый инвентарь для спортивных мероприятий (если эти ценности освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов);
- иные товары, определяемые Правительством РФ.
Кроме того, законодатели убрали из Перечня "товары, помещаемые под таможенный режим отказа в пользу государства", зато дополнили статью 248 Таможенного кодекса РФ. Здесь сказано, что если фирма безвозмездно передает товары в федеральную собственность, то она не платит таможенные пошлины и налоги. А в соответствии с новой редакцией этой статьи такая фирма освобождается еще и от уплаты сборов за таможенное оформление.
С 1 января 2005 года из Перечня будут также исключены:
- товары, по которым освобождение от "оформительного" сбора предусмотрено международными договорами;
- легковые автомобили, временно (на срок до двух месяцев) ввозимые физическими лицами для личного пользования;
- легковые автомобили, вывозимые физическими лицами для личного пользования.
В новом Перечне изменены также некоторые формулировки и нумерация. Сравним старый и новый перечни в таблице на страницах 44-46.
Что касается ставок сборов за таможенное оформление, то с 1 января 2005 года их будет устанавливать Правительство РФ. Причем размер сбора должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может превышать 100 000 рублей (ст. 357.10 ТК РФ).
А пока действуют ставки, установленные приказом N 640 в процентах к таможенной стоимости товаров. Для большинства ценностей ставка "оформительного" сбора составляет 0,1 процента таможенной стоимости.
Таможенное сопровождение товаров
Таможенное сопровождение товаров регулирует статья 87 Таможенного кодекса. Она указывает, что это - сопровождение таможенниками транспортных средств, которые перевозят ценности по процедуре внутреннего таможенного транзита. Внутренний таможенный транзит применяется, если нерастаможенные иностранные товары перевозят (ст. 79 ТК РФ):
- из места их прибытия до места "растаможки";
- из места нахождения до места вывоза с таможенной территории РФ;
- между складами временного хранения, таможенными складами;
- в иных случаях перевозки нерастаможенных иностранных товаров по территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Таможенники вправе сопровождать такие грузы по России, если, например:
- товары, ошибочно поставленные в РФ, вывозятся обратно;
- вывозятся товары, запрещенные к ввозу в РФ;
- перевозчик хотя бы один раз в течение года не доставил товары к месту назначения и т. п.
Ранее в пункте 3 статьи 87 Таможенного кодекса было сказано, что за такое сопровождение взимаются сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Теперь законодатели изменили эту формулировку. В новой редакции пункт 3 звучит так: "За таможенное сопровождение взимаются таможенные сборы в соответствии с настоящим кодексом". Ставки "сопроводительного" сбора с 1 января 2005 года будут такими. Когда сопровождается автомобиль или поезд, суммы сбора равны:
- за расстояние до 50 километров - 2000 рублей;
- за расстояние от 51 до 100 километров - 3000 рублей;
- за расстояние от 101 до 200 километров - 4000 рублей.
Если же протяженность пути превышает 200 километров, то берется 1000 рублей за каждые 100 километров, но не менее 6000 рублей.
Так, например, если груз перевозят на расстояние 300 километров, то сумма сбора за его таможенное сопровождение составит 6000 рублей. А за сопровождение товаров на 1000 километров таможенники возьмут 10 000 рублей (1000 км/ 100 км x 1000 руб.). Когда грузы транспортируют по воде или по воздуху, "провожатым" каждого судна надо заплатить 20 000 рублей независимо от расстояния.
Отметим, что Правительство РФ вправе определять случаи освобождения от "сопроводительных" сборов (п. 3 ст. 357.9 ТК РФ).
Хранение станет платным
Хранить ценности можно на складах временного хранения (глава 12 ТК РФ) или на таможенных складах (§ 5 главы 19 ТК РФ). Склады временного хранения и таможенные склады - это зоны таможенного контроля (п. 2 ст. 100 ТК РФ и п. 2 ст. 216 ТК РФ).
На склад временного хранения можно помещать любые нерастаможенные иностранные товары, в том числе грузы, которые перемещаются по внутреннему таможенному транзиту, а также арестованные и запрещенные к ввозу ценности (ст. 101 ТК РФ). На таможенном складе могут храниться любые нерастаможенные иностранные и российские товары, предназначенные для вывоза (в т. ч. экспорта), кроме запрещенных к ввозу или вывозу (ст. 215 и 217 ТК РФ). Срок хранения ценностей на складе временного хранения - два месяца, но при необходимости его могут продлить до четырех месяцев. Максимальный срок, в течение которого можно держать товары на таможенном складе, составляет три года.
Обратите внимание: владельцем склада временного хранения или таможенного склада может быть любое юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения или Реестр владельцев таможенных складов. А может быть и сама таможня. Так вот, в новой главе 33.1 Таможенного кодекса РФ речь идет именно о тех складах, которые принадлежат таможне.
Оба вида хранения пока бесплатны (п. 4 ст. 115 и п. 4 ст. 233 ТК РФ). Организация, которая поместила ценности на хранение, лишь возмещает таможенному органу необходимые расходы. А с 1 января 2005 года, как мы уже говорили, таможне нужно будет уплачивать сбор за хранение товаров (правда, расходы при этом возмещать не придется).
Что такое "неполный день"
В пункте 3 статьи 357.10 говорится, что сбор за хранение составляет 1 рубль с каждых 100 килограммов товаров в день. Если же помещение склада специально приспособлено (обустроено и оборудовано) для содержания определенных видов товаров, то таможенники возьмут 2 рубля с каждого центнера в день.
В этом же пункте законодатели указали следующее: "Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному". Что означает "неполный день"? Если товары хранились, например, 25 часов, то "лишний" час приравнивается к суткам? И что такое "неполные 100 килограммов"? Ведь и шестьдесят, и восемьдесят, и девяносто девять килограммов можно считать "неполным центнером". И как платить, например, за 50 (25) килограммов: делить ставку пополам (на четыре) или приравнять к "неполным 100 килограммам" и заплатить по полной ставке? Поскольку никаких специальных оговорок об этом в статье 357.10 нет, по нашему мнению, "неполными 100 килограммами" нужно считать любой вес меньше центнера. А "неполным днем" - любое время меньше суток. Хотя, возможно, в ближайшее время ФТС России разъяснит эти вопросы.
Пример
Организация-перевозчик поместила на склад временного хранения груз весом 767 кг (неполные 800 кг). Помещение склада - обычное, поэтому ставка сбора за хранение составила 1 руб. с каждых 100 кг товаров в день. Товары хранились 250 часов (или неполных 11 дн.). Забирая их, перевозчик заплатил таможне 88 руб. (1 руб. x 8 ц. x 11 дн.).
Сборы за хранение не взимаются, если товары на склад поместила сама таможня, а также "в иных случаях, определяемых Правительством РФ" (п. 2 ст. 357.9 ТК РФ).
Если сбор переплачен
Если фактически уплаченная или взысканная сумма таможенного сбора больше той, которую следует заплатить, то в большинстве случаев таможня переплату вернет. Порядок возврата переплаченных сборов аналогичен процедуре возврата переплаченных пошлин и налогов (глава 33 ТК РФ). Так сказано в пункте 1 статьи 357.8 Таможенного кодекса РФ.
Фирма, которая хочет вернуть излишне уплаченную сумму, должна подать в таможенный орган заявление. На его основании таможенники примут решение о возврате. После этого они либо перечислят переплаченную сумму на расчетный счет предприятия, либо зачтут ее в счет оплаты других таможенных платежей (по желанию плательщика). Причем с даты подачи заявления до дня возврата (зачета) переплаты должно пройти не больше месяца.
Однако в пункте 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса перечислены случаи, когда таможенники не вернут излишне уплаченную сумму сбора за таможенное оформление.
Так, если после проверки таможенной декларации окажется, что сбор за оформление рассчитан неправильно, то сумму переплаты не вернут организации (впрочем, и сумму недоплаты тоже не взыщут). Кроме того, фирма не получит сумму "оформительного" сбора обратно, если таможенную декларацию сочтут неподанной или она будет отозвана.
Перечень товаров, по которым не взимаются сборы за таможенное
оформление
Приказ N 640 | Пункт 1 статьи 357.9 Таможенного кодекса РФ |
а) товары, ввозимые и вывозимые и относящиеся в установленном порядке к гуманитарной помощи (содействию) |
товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории и относящиеся в соответствии с законодательством РФ к безвозмезд- ной помощи (содействию) |
б) товары, помещаемые под таможенный режим отка- за в пользу государства |
- |
в) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ дипломатическими, консульскими и иными офи- циальными представительствами иностранных го- сударств, международными организациями, персона- лом этих представительств и организаций, а также товары, предназначенные для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ |
2) товары, перемещаемые через таможенную границу дипл-матическими, консульскими и иными официаль- ными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также товары, предназначенные для личного и семейного пользова- ния отдельных категорий иностранных лиц, пользую- щихся преимуществами, привилегиями и (или) имму- нитетами на таможенной территории РФ в соответст- вии с международными договорами РФ |
г) временно ввозимые и вывозимые государственны- ми и муниципальными музеями, архивами, иными государственными хранилищами, а также библиоте- ками культурные ценности в целях их экспонирова- ния и обратно вывозимые после проведения выста- вок, вернисажей и подобных мероприятий |
3) культурные ценности, помещаемые под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим вре- менного вывоза государственными или муниципальны- ми музеями, архивами, библиотеками, иными госуд арственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования |
д) ввозимая или вывозимая ЦБ РФ наличная валюта РФ, кроме памятных монет из недрагоценных метал- лов и монет из драго ценных металлов |
5) наличная валюта РФ, ввозимая или вывозимая ЦБ РФ, за исключением памятных монет |
е) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получате- ля, общая таможенная стоимость которых не превы- шает 5000 рублей |
6) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 рублей |
ж) товары, помещаемые под таможенный режим меж- дународного таможенного транзита, когда таможен- ный орган отправления совпадает с таможенным ор- ганом назначения (для перевозок воздушным, вод- ным, железнодорожным и трубопроводным транспор- том, а также по линиям электропередачи) |
7) товары, помещаемые под таможенный режим меж- дународного таможенного транзита, когда таможен- ный орган отправления совпадает с таможенным ор- ганом назначения |
з) бланки книжек МДП, перемещаемые между Между- народным союзом автомобильного транспорта в Же- неве (МСАТ) и Ассоциацией международных автомо- бильных перевозчиков России (АСМАП), а также бланки карнетов АТА или их части, предназначен- ные к выдаче на таможенной территории РФ и нап- равляемые в адрес Торгово-промышленной палаты РФ |
8) бланки книжек МДП, перемещаемые между Ассоциа- цией международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) и Международным союзом автомобиль- ного транспорта (МСАТ), а также бланки карнетов АТА или их части, предназначенные к выдаче на та- моженной территории РФ и направляемые в адрес Торгово-промышленной палаты РФ |
и) марки акцизного сбора, перемещаемые через таможенную границу РФ |
9) акцизные марки, перемещаемые через таможенную границу РФ |
к) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в соответствии с международными договорами РФ, предусматривающими освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление |
- |
л) товары отдельных категорий, указанные в статье 268 Таможенного кодекса 2003 года, поме- щаемые под иные специальные таможенные режимы |
13) товары, указанные в подпунктах 1, 2, 4 и 5 статьи 268 настоящего кодекса и помещаемые под иные специальные таможенные режимы 14) товары, указанные в подпункте 3 статьи 268 настоящего Кодекса, в случаях, предусмотренных Правительством РФ |
м) отходы, образовавшиеся в результате уничтоже- ния иностранных товаров в соответствии с тамо- женным режимом уничтожения, в отношении которых не подлежат уплате таможенные пошлины и налоги н) товары, которые оказались уничтожены, безвоз- вратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, помещаемые под таможенный режим уничтожения |
15) отходы (остатки), образовавшиеся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, в отношении кото- рых не подлежат уплатетаможенные пошлины и налоги 16) товары, которые оказались уничтожены, без- возвратно утеряны либо повреждены вследствие ава- рии или действия непреодолимой силы, помещаемые под таможенный режим уничтожения |
о) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов |
12) товары, указанные в пункте 1 статьи 265 нас- тоящего Кодекса, перемещаемые через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, за исключением товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов |
п) товары, помещаемые под таможенный режим реэкспорта в случаях, установленных абзацем вто- рым подпункта 1.1 приказа ГТК России от 08.12.2003 N 1402 "О совершении отдельных тамо- женных операций при использовании таможенного режима реэкспорта" (зарегистрирован Минюстом России 13.01.2004 N 5403) |
17) товары, прибывшие на таможенную территорию РФ, находящиеся в пункте пропуска через Госу- дарственную границу РФ либо в иной зоне таможен- ного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, не помещенные под какой-либо таможенный режим или специальную тамо- женную процедуру, помещаемые под таможенный режим реэкпорта и убывающие с таможенной территории РФ пункта пропуска |
р) товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, если стоимость таких товаров, пе- ресылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10 000 рублей с) товары, перемещаемые физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (далее - для личного пользования), в сопро- вождаемом багаже таможенных пошлин, налогов |
11) товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда дек- ларирование указанных товаров осуществляется пу- тем подачи отдельной таможенной декларации; 10) товары, перемещаемые физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты |
т) товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, в отношении которых предос- тавляется полное освобождение от уплаты таможен- ных пошлин, налогов |
|
у) автомобили легковые, классифицируемые в то- варных позициях 8702 и 8703 ТН ВЭД, временно ввозимые в РФ физическими лицами для личного пользования на срок до двух месяцев включительно |
- |
ф) автомобили легковые, классифицируемые в то- варных позициях 8702 и 8703 ТН ВЭД, вывозимые (в т. ч. временно вывозимые) за пределы РФ для лич- ного пользования физическими лицами, следующими на указанных транспортных средствах |
- |
- | 4) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в целях демонстрации на выставках, авиацион- но-космических салонах и иных подобных мероприя- тиях, по решению Правительства РФ |
- | 19) товары, временно ввозимые с применением кар- нетов АТА, в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнетов АТА |
- | 20) запасные части и оборудование, которые пере- мещаются через таможенную границу РФ одновременно с транспортным средством в соответствии со ста- тьей 278 настоящего Кодекса |
- | 21) товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, помещенные под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемые в международных перевозках в качестве транспортных средств |
- | 22) профессиональное оборудование при таможенном оформлении в соответствии с таможенным режимом временного вывоза для целей производства и выпус- ка средств массовой информации и при его обратном ввозе. Перечень профессионального оборудования, на которое распространяется действие настоящего подпункта, устанавливается Правительством Рос- сийской Федерации в соответствии с нормами между- народного права и общепринятой международной практикой |
- | 23) товары, предназначенные для проведения кино- съемок, представлений, спектаклей и подобных ме- роприятий (театральные костюмы, цирковые кос- тюмы, кинокостюмы, сценическое оборудование, пар- титуры, музыкальные инструменты и другой театра- льный реквизит, цирковой реквизит, кинореквизит), помещаемые под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пош- лин, налогов |
- | 24) товары, предназначенные для спортивных сорев- нований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемые под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предостав- ляется полное условное освобождение от уплаты та- моженных пошлин, налогов |
- | 8) иные товары, в случаях, определяемых Прави- ельством РФ |
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 2, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.