Как составить Пояснительную записку
Мы продолжаем публиковать отдельные главы бестселлера "Годовой отчет-2004" под редакцией В.И. Мещерякова. Предлагаем вашему вниманию раздел о том, как составить Пояснительную записку, которая входит в состав бухгалтерской отчетности.
В Пояснительную записку нужно включать лишь ту информацию о фирме, которая отвечает основным критериям существенности для заинтересованных пользователей. Например, поставщиков в первую очередь интересует платежеспособность вашей фирмы, отсутствие просроченной кредиторской задолженности, а инвесторов - перспективные направления деятельности и возможность быстрой окупаемости вложений. Записка составляется в произвольной форме. При необходимости она может содержать следующие разделы:
- сведения о деятельности фирмы;
- изменения в учетной политике;
- сведения о финансовой деятельности, например покупке акций других предприятий;
- сведения об инвестиционной деятельности фирмы, например развитии материально-технической базы;
- информация о дочерних и зависимых обществах, например размер доли в чужих уставных капиталах;
- сведения о реорганизации фирмы;
- события после отчетной даты и др.
Сведения о деятельности фирмы
В этом разделе можно привести: краткую характеристику размеров и структуры фирмы; краткую характеристику ее основных видов деятельности; объемы продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам и географическим рынкам сбыта; сведения о деловой активности организации; показатели эффективности использования ресурсов и т.д. Информацию в Пояснительной записке по возможности представьте в динамике (за несколько лет). При этом укажите факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты фирмы. О размерах фирмы отчасти можно судить по величине ее уставного капитала, численности работающих, размерах производственных площадей и других ресурсов. Кратко опишите производственную структуру организации: все ее производства, цеха, службы, а также обособленные подразделения, филиалы и представительства. Это может выглядеть так:
Пояснительная записка
за 2004 г.
Раздел I. Общие сведения о деятельности фирмы
1.1. Общество с ограниченной ответственностью "Пассив " создано в 1995 году. Его учредителями являются граждане России. Уставный капитал общества составляет 150 000 руб. На конец отчетного периода на фирме работали 66 человек.
Организационно ООО "Пассив" состоит из следующих отделов и служб:
- отдел продаж (10 человек);
- бригада монтажников (16 человек);
- сервисная служба (18 человек);
- транспортная служба (10 человек);
- финансовая служба (5 человек);
- отдел логистики (4 человека).
1.2. Фирма имеет собственную производственную базу по адресу: 142650, Московская область, г. Подольск, ул. Строителей, д. 8. Она представлена капитальным складом общей площадью 600 кв. м и гаражом на шесть автомобилей, над которыми располагается офис и производственные службы.
"..."
Характеризуя деятельность фирмы по видам, приведите сведения:
- об ассортименте и объемах производимой продукции за 2004-й и предшествующие годы;
- о направлениях ее инвестиций (покупка, создание и продажа основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг; предоставление займов);
- о планах расширения или изменения отраслевой и видовой структуры деятельности фирмы.
Раскрывая информацию об объемах продаж продукции (товаров, работ и услуг) по видам, приведите не только общие данные, но и сведения в разрезе основных географических районов сбыта (в том числе за рубеж).
В Пояснительной записке это может выглядеть так:
"..."
1.3. "Пассив "продает оптом торгово-технологическое и холодильное оборудование для магазинов, осуществляет в большинстве случаев его монтаж и дальнейшее сервисное обслуживание. Оптовая торговля является основным видом деятельности, - его доля в выручке фирмы за последние пять лет в среднем составила 84 процента.
Структура продаж "Пассива" представлена в таблице:
Выручка от реализации | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Торгового оборудования, тыс. руб. |
2 200 | 2 100 | 2 200 | 2 070 | 2 000 |
% | 34 | 25 | 22 | 19 | 17 |
Холодильного оборудования, тыс. руб. |
3 300 | 4 900 | 6 300 | 6 930 | 8 000 |
% | 51 | 59 | 62 | 65 | 67 |
Монтажных работ, тыс. руб. | 800 | 1 100 | 1 300 | 1 450 | 1 700 |
% | 12 | 13 | 13 | 14 | 14 |
Сервисного обслуживания обору- дования, тыс. руб. |
200 | 200 | 300 | 250 | 300 |
% | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Итого, тыс. руб. | 6 500 | 8 300 | 10 100 | 10 700 | 12 000 |
% | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
"..."
Если в 2004 году произошли чрезвычайные события (пожар, авария, кража), то в Пояснительной записке укажите их. Отразите также экономические последствия этих происшествий: размер прямого ущерба и расходов на ликвидацию, сумму полученных с виновных граждан и организаций или от страховых компаний возмещений и т.д.
Приведем пример такого события в записке:
"1.4. В мае 2004 года автомобиль "Пассива" ГАЗ-52 попал в ДТП. В результате аварии нанесен ущерб личному имуществу гражданина в сумме 60 000 руб. и собственному автомобилю "Пассива" (поврежден мотор и кузов). Ремонт обошелся фирме в 32 000 руб. Все расходы оплатила страховая компания ОАО "Поддержка"".
О деловой активности фирмы свидетельствуют следующие данные:
- наличие договоров на экспортные поставки, косвенно подтверждающие широту рынков сбыта;
- наличие известных клиентов, приобретающих продукцию, работы и услуги фирмы;
- участие фирмы в НИОКР, эффективность такой деятельности;
- проведение природоохранных и других аналогичных мероприятий.
Кратко охарактеризовать деловую активность фирмы можно так:
"1.5. "Пассив" поставляет, монтирует и налаживает оборудование таким известным торговым фирмам, как "Седьмой континент", "Маркткауф", "Столица", "Пятерочка" и другие".
Изменения в учетной политике
Согласно пункту 16 ПБУ 1/98, фирма может изменить учетную политику, если:
- поменялось законодательство России или нормативно-правовые акты по бухучету;
- разработан новый способ ведения бухгалтерского учета;
- изменились условия деятельности фирмы (например, она была реорганизована).
В записке укажите те положения учетной политики на 2004 год, которые отличаются от соответствующих положений за прошлый год, а также перечислите причины этих несовпадений.
Это нужно сделать только при одном условии - изменения существенно повлияли на бухгалтерскую отчетность.
В данном разделе Пояснительной записки приведите также сведения о планируемых изменениях учетной политики на 2005 год.
Вот пример заполнения раздела "Изменения в учетной политике":
"2.1 "Пассив" торгует импортным оборудованием (97 процентов всего оборудования). До 2004 года его бухгалтерский учет существенно отличался от налогового. Так, в бухучете товары отражались по фактической себестоимости непосредственно на счете 41 "Товары". Таможенные пошлины, транспортные и прочие расходы по их заготовке, согласно пунктам 5 и 6 ПБУ 5/01, учитывались и списывались вместе с договорной стоимостью товаров.
В то же время в налоговом учете фактической себестоимостью товаров считается лишь их контрактная (договорная) стоимость. А таможенные пошлины и транспортные расходы относятся к косвенным расходам. Поэтому списываются в состав прочих расходов сразу при принятии товаров к учету.
В результате столь существенных различий учет товаров на фирме оказался неоправданно трудоемким. В этой связи с 2004 года "Пассив" изменил порядок бухгалтерского учета. Теперь фактическая стоимость товаров формируется на счете 15 "Расходы по заготовке товарно-материальных ценностей". Их договорная стоимость со счета 15 списывается на счет 41 "Товары". Транспортные услуги учитываются и списываются на счет 44 "Расходы на продажу". Таким образом, теперь бухгалтерский и налоговый учет товаров максимально сближен, что снизило трудоемкость учетного процесса".
Финансовая деятельность
В данном разделе покажите динамику важнейших экономических и финансовых показателей деятельности фирмы за последние несколько лет.
Для этого расшифруйте состав прибылей и убытков, внереализационных доходов и расходов фирмы (строки 050, 120 и 130 Отчета о прибылях и убытках). Это можно представить так:
"..."
Раздел III. Финансовая деятельность
3.1. Финансовые результаты деятельности "Пассива " представлены в таблице:
Размер прибыли (убытка) | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
От основных видов деятельности | 725 | 1 125 | 1 625 | 1 500 | 2 500 |
(стр. 050 формы N 2) - всего, тыс. руб. |
|||||
в т.ч. от продажи товаров, тыс. руб. |
500 | 900 | 1 125 | 1 035 | 1 750 |
работ, тыс. руб. | 242 | 250 | 530 | 500 | 790 |
услуг, тыс. руб. | (17) | (25) | (30) | (35) | (40) |
от реализации основных средств, тыс. руб. |
2 | - | - | - | 1 |
По данным таблицы видно, что наиболее прибыльной для "Пассива" является торговля.
Убыточность сервисного обслуживания объясняется тем, что фирма осуществляет его по большей части бесплатно в период действия гарантии на проданное оборудование.
На холодильное оборудование гарантийный срок составляет два года.
"..."
При характеристике платежеспособности фирмы обратите внимание:
- на денежную наличность в кассе и на расчетных счетах;
- на сумму убытков;
- на просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность;
- на не погашенные в срок кредиты и займы;
- на расчеты с бюджетом по налогам.
Об этом можно написать так:
"3.2. По состоянию на 31 декабря 2004 года фирма имеет просроченную (в пределах шести месяцев) дебиторскую задолженность в сумме 700 000 руб. Должникам предъявлены претензии.
Просроченной кредиторской задолженности у "Пассива" нет".
В этом разделе можно привести решение учредителей фирмы о распределении чистой прибыли:
- на выплату дивидендов;
- на покрытие убытков;
- на формирование специальных резервных фондов (потребления, социальной сферы, накопления и других);
- на погашение тех или иных расходов.
Как это сделать, покажет пример:
"3.3. Собрание учредителей "Пассива" (протокол от 3 марта 2005 г. N 1) утвердило годовой отчет по итогам деятельности организации за 2004 год и порядок распределения чистой прибыли.
Согласно протоколу, прибыль после налогообложения в сумме 1 850 743 руб. направляется:
- на выплату дивидендов учредителям (1 000 000 руб.);
- на ремонт здания детского сада (350 000 руб.);
- на социальное развитие коллектива (500 743 руб.)".
Инвестиционная деятельность
Этот раздел Пояснительной записки начните с оценки имущества фирмы. Укажите данные о наличии и структуре основных фондов и нематериальных активов. Для этого рассчитайте коэффициенты износа, обновления, выбытия и др.
При этом приведите порядок расчета аналитических показателей.
Здесь же нелишне привести динамику инвестиций за предшествующие годы и инвестиций, планируемых на перспективу.
Это может выглядеть так:
"..."
Раздел IV. Инвестиционная деятельность
4.1. Основные производственные фонды организации представлены кирпичным зданием постройки 1975 года; автопарком из двух тентованных КамАЗов, четырех грузовых "Газелей" и четырех легковых автомашин разных марок; системой кондиционирования; мебелью; оргтехникой и производственным инструментом. Все они находятся в эксплуатации.
4.2. Основные фонды "Пассива "изношены на 41 процент, в том числе:
- здание - на 65 процентов;
- автопарк - на 26 процентов;
- оргтехника - на 35 процентов.
Сумма износа 250 000 руб.
Коэффициент = ---------------------------- = -------------- = 0,41.
износа ОС Первоначальная стоимость ОС 5 500 000 руб.
4.3. За отчетный год основные фонды обновлены на 7,3 процента за счет покупки автомобиля и двух компьютеров:
Стоимость приобретенных ОС 375 000 руб.
Коэффициент = ---------------------------- = ----------------- = 0,073.
обновления Стоимость ОС на начало года 5 125 000 руб.
4.4. Фондоотдача в 2004 году составила 218 руб. на каждый рубль основных производственных фондов.
После этого перейдите к источникам финансирования инвестиций - собственным и привлеченным.
Среди собственных источников выделите: амортизационный фонд, чистую прибыль, резервные фонды.
Если фирма использует привлеченные деньги (например, банковские кредиты, займы от других предприятий, государственное целевое финансирование и т.п.), в Пояснительной записке укажите их объемы, сроки, на которые их выдали, и условия возврата.
Вот пример инвестиционного плана:
"4.5. В 2005 году "Пассив" планирует открыть филиал в г. Екатеринбурге, организовав в нем бригады монтажников и наладчиков для обслуживания близлежащих регионов.
С этой целью на первом этапе производственное помещение фирма намерена арендовать.
На его ремонт и оснащение будут направлены собственные средства организации - амортизационный фонд и чистая прибыль".
Сведения о реорганизации фирмы
Этот раздел оформляют фирмы, которые представляют отчетность (в том числе промежуточную) после утверждения учредителями решения о реорганизации.
В этом случае в Пояснительной записке приведите сведения:
- о фирмах, участвующих в реорганизации, и правопреемниках;
- о дате составления передаточного акта или разделительного баланса;
- о перечне и величине расходов, связанных с реорганизацией;
- о порядке формирования уставного капитала образованных организаций.
Реорганизуемая фирма также должна указать в Пояснительной записке данные об изменениях в активах и обязательствах фирмы, которые произошли в период с даты составления передаточного акта или разделительного баланса и до момента внесения в государственный реестр соответствующей записи о реорганизации.
В частности, к ним относятся сведения об изменениях:
- в составе и стоимости принадлежащего ей имущества (вводе в эксплуатацию объектов основных средств, нематериальных активов, сумме начисленной по ним амортизации, покупке, продаже и выбытии товаров, материальных ценностей и т. п.);
- в обязательствах фирмы по расчетам с поставщиками и покупателями (размерах дебиторской и кредиторской задолженности).
Если ваша фирма прекратила деятельность в результате реорганизации, то приведите в Пояснительной записке:
- перечень документов на передачу имущества и обязательств правопреемнику;
- перечень документов, подтверждающих закрытие, переоформление расчетных и других банковских счетов реорганизуемой организации;
- сведения о снятии реорганизуемой организации с учета в налоговой инспекции, фондах государственного пенсионного, социального и медицинского страхования, управлении статистики и т. д.
Если ваша фирма продолжает деятельность после реорганизации в форме присоединения или выделения, отразите в Пояснительной записке данные передаточного акта (разделительного баланса), которые коснутся изменений уставного и добавочного капиталов фирмы.
Если ваша фирма реорганизована путем выделения, вы можете привести доходы, расходы, суммы прибылей (убытков), а также налог на прибыль, относящиеся к выделяемому подразделению.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 2, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.