Интернет-конференция
директора Федеральной службы исполнения наказаний
Российской Федерации Ю.И. Калинина "Актуальные проблемы исполнения
уголовных наказаний в период реформирования уголовно-исполнительной
системы"
10 марта 2005 г. в 10:00 мск
Москва, ЦИТ МГУ
10 марта 2005 г. в 10:00 в компании "Гарант" состоялась Интернет-конференция с Директором Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Калининым Юрием Ивановичем.
Тема конференции: "Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в период реформирования уголовно-исполнительной системы".
Конференция проведена компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".
Ведущая интернет-конференции - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").
Ведущая:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем интернет-конференцию с Директором Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Калининым Юрием Ивановичем.
126 лет прошло с момента создания Главного тюремного управления в составе МВД Российской империи. Несмотря на то, что ведомство за эти годы входило в состав различных министерств, а с недавнего времени и вовсе действует самостоятельно в виде Федеральной службы исполнения наказаний, это никак не повлияло на важность и значимость ее работы. Уголовно-исполнительная система всегда выполняла охранительную функцию по защите прав и свобод граждан и осуществляла исполнение уголовных наказаний. Фактически уголовно-исполнительная система ведет ту деятельность, без нормального осуществления которой невозможно обеспечить безопасность граждан. Как показывает мировой опыт, профессионализм и качество работы этого органа отражают уровень развития демократического общества в государстве. В августе 1998 года пенитенциарная система России была передана в ведение Министерства юстиции, что соответствует принятому в развитых странах порядку руководства деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания. С этого времени реформы, проводимые в системе, приобрели динамичный, комплексный характер. За последние годы качество исполнения уголовных наказаний существенно повысилось, значительно улучшились условия содержания подследственных и осужденных, меняется психология отношений между сотрудниками системы и осужденными лицами.
Какие проблемы стоят сейчас наиболее остро в сфере деятельности ФСИН России? Какие задачи ставятся перед ФСИН России на новом этапе ее деятельности? Как в ближайшее время будет развиваться уголовно-исполнительная система?
Ответить на эти и другие актуальные вопросы мы попросили Директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Юрия Ивановича Калинина.
Здравствуйте, Юрий Иванович! Все вопросы, поступившие к нам от интернет-аудитории, можно разбить на условные группы. Первый блок вопросов связан с оценкой деятельности системы исполнения наказаний на текущем этапе. Позвольте, я зачитаю несколько вопросов из этого блока. Юрий Иванович, не могли бы Вы охарактеризовать, в каком состоянии находится сейчас система исполнения наказаний? Как Вы оцениваете деятельность ФСИН в 2004 г.? Расскажите, пожалуйста, о ходе проведения реформы УИС. Как проходит реформирование? Изменились ли основные функции и добавились ли новые с созданием Федеральной службы исполнения наказания?
Калинин Ю.И.:
Спасибо за вопросы. Я понимаю, что они вызваны интересом к нашей системе, и это очень приятно. По итогам прошлого года мы даем удовлетворительную оценку деятельности системы, работы наших сотрудников. Все, что было запланировано на этот год, практически выполнено. В первую очередь это работа с персоналом, улучшение состояния дел в системе следственных изоляторов, колониях, улучшение медицинского обслуживания. Это и возможность получения образования нашим контингентом, как начального, среднего, так и высшего, получение специальности и подготовка к свободе. Весь этот круг задач выполнен, тем более что в прошлом году мы жили в период проведения административной реформы. Здесь уже было сказано, что сейчас в Минюсте России созданы Федеральные службы, в том числе Федеральная служба исполнения наказаний. Что это значит? За Министерством сейчас осталась функция правоустанавливающая, а мы являемся правоприменительным органом исполнительной власти. Несколько расширились наши функции и полномочия, но мы рассматриваем это, в первую очередь, как значительное увеличение ответственности за те порученные участки работы, которые находятся в нашем ведении. В настоящее время служба осуществляет контроль за деятельностью системы - это решение вопросов охраны, воспитания, обучения, медицинского обеспечения, о которых я вам говорил. Здесь ничего нового нет, кроме нашего более самостоятельного положения и, еще раз повторюсь, более серьезной ответственности за то, что нам поручают. В этом году мы заканчиваем административную реформу. В настоящее время ожидается указ Президента РФ, после которого мы практически будем полностью переданы из Минюста России во ФСИН.
Ведущая: Следующий вопрос задает Сидоров Игнат. Скажите, пожалуйста, сильно ли отличаются условия содержания в местах лишения свободы в зависимости от их территориального расположения?
Калинин Ю.И.:
Я не думаю, что условия содержания в местах лишения свободы отличаются именно от территориального расположения. Закон предусматривает совершенно одинаковое положение в следственных изоляторах и колониях независимо от их территориального расположения. Должен признать, что местные условия в какой-то степени влияют на ситуацию, я имею в виду регионы, которые располагают возможностью помогать нашим подразделениям, оказывать материальную и патронажную помощь. Есть слабые регионы, где таких возможностей нет и все проводится фактически за счет федерального бюджета. Конечно, здесь положение несколько сложнее, потому что проблемы, накопившиеся за долгие годы, особенно в системе следственных изоляторов, требуют огромных материальных затрат. Это касается и медицинских вопросов.
Ведущая: Вопросы задает Сергей Иванович из Москвы. Какой будет судьба предприятий и подсобных хозяйств уголовно-исполнительной системы? Изменится ли их статус? Многие говорят, что их будут выводить из ведения УИС.
Калинин Ю.И.:
Выводиться из системы УИС они не будут. Здесь принципиально меняется само положение наших производственных подразделений. До настоящего времени мы еще, в общем-то, работаем по тем началам, которые имели место в Советском Союзе. То есть система была достаточно индустриальной и являлась придатком промышленного спектра развития страны. Наша основная задача - исполнить уголовное наказание и подготовить человека к свободе, дав ему возможность получить специальность. Исходя из этого, мы сегодня реформируем наше производство и больше наполняем его социальным смыслом, преобразуя предприятие в учебно-производственные мастерские, в лечебно-производственные мастерские, чтобы дать человеку все, что ему нужно для жизни на свободе. Что касается подсобных предприятий, то никаких изменений здесь не предвидится - они выполняют значительные функции по обеспечению нашей системы сельхозпродукцией. Думаю, мы будем их и дальше развивать именно в той форме, в которой они существуют сегодня.
Ведущая: Спасибо, не зря же говорят, что труд облагораживает человека. Наверное, это как раз тот случай, когда труд помогает иногда воспитывать.
Калинин Ю.И.:
Да, здесь нужно видеть цели и задачи. Я еще раз хочу вернуться в прошлое, при котором главной целью был план номенклатуры выпускаемой продукции, и задача тюремной системы, касающаяся человека, уходила на второй план. Сегодня наша главная задача - работа с человеком, подготовка к свободе, оздоровление его физического и психического здоровья. Почему я так говорю? Потому что на сегодня из 770 тыс. человек, которые содержатся у нас, более полумиллиона больны. Это социально опасные заболевания (группы, как мы называем): туберкулез, ВИЧ-инфекция, психические заболевания, алкоголизм, наркомания и другие. Вот эту массу людей мы обязаны и лечить, и оздоравливать духовно, и давать им образование, специальность, чтобы такой человек, выходя на свободу, нашел свое место.
Ведущая: Расскажите, пожалуйста, в каком состоянии сейчас находится международное сотрудничество в системе исполнения наказаний и обмен опытом с другими странами? Какие шаги предпринимаются в этом направлении? Этот вопрос поступил от Виктории из Самары.
Калинин Ю.И.:
Благодаря усилиям Министерства юстиции, нашей службы, благодаря большому вниманию Совета Европы и других международных организаций, ООН я полагаю, что сегодня международное сотрудничество нашей системы находится на достаточно высоком уровне. Мы уже долгое время выполняем такую программу, как "тюрьмы-побратимы", инициатором которой был Совет Европы, когда наши сотрудники имеют возможность прямых контактов, выезжая к своим коллегам за рубеж, а наши коллеги из Европы и Америки приезжают к нам, знакомятся с опытом нашей работы. И это очень важно, потому что на таком рабочем уровне все вопросы, которые рассматриваются, более понимаемы и доходчивы. Эта программа продолжается. Я должен сказать, что у нас ежемесячно по нескольку делегаций выезжает за рубеж. Наиболее плотные связи у нас со странами Скандинавии, Германии, Франции, Швейцарии, Англии, с ними у нас имеются совместные проекты по обучению наших сотрудников и по работе с нашим контингентом. Это неотъемлемая часть реформы, и без этой программы, конечно, сложно было бы достигать определенных результатов.
Ведущая: Спасибо. Это был первый вопрос из серии вопросов по международным аспектам систем уголовного исполнения наказаний, и тем самым Вы уже частично дали ответ на следующий вопрос по поводу того, изучается ли опыт деятельности органов исполнения наказаний в западных странах. Скажите, в чем, на Ваш взгляд, принципиальное отличие УИС в западных странах и в России?
Калинин Ю.И.:
Принципиальное отличие заключается в том, что условия содержания у нас полусвободные, как мы их называем. Тип подразделения, в котором исполняется уголовное наказание, это исправительная колония. Здесь люди живут, как в обычных общежитиях, могут общаться друг с другом, проводить совместные мероприятия. На Западе люди содержатся в тюремных условиях, т.е. в камерном содержании, что затрудняет их общение. Я считаю, что это напрягает психику человека и создает более угнетающие условия отбывания наказания. Конечно, материальное состояние западных тюрем значительно выше, чем у нас. Однако последнее время государство выделяет нам достаточно средств на улучшение материально-технических условий изоляторов, но пока еще рано говорить, что мы достигли западного уровня. А что касается психологической нагрузки, то у нас условия значительно лучше, чем на Западе.
Ведущая: Вы рассказывали о взаимодействии с Советом Европы, а как, по Вашему мнению, Совет Европы оценивает состояние российской пенитенциарной системы?
Калинин Ю.И.:
Мы подвергаемся постоянным инспекциям со стороны Совета Европы, Комитета Совета Европы против пыток и экспертов Совета Европы. Группы экспертов Совета Европы регулярно посещают наши подразделения. Что касается Комитета против пыток, и у него нет к нам претензий, Председатель Комитета госпожа Сильвия Касале регулярно посещает наши подразделения. Она неоднократно была в разных регионах нашей страны, бывала и в Чечне. Конечно, чеченская проблема вызывала наибольший интерес, наибольшую озабоченность, но мы за последние годы не получили практически ни одного замечания. Были незначительные проблемы, которые мы устранили, и на одном из последних совещаний госпожа Казаля дала высокую оценку результатам нашей работы. Это связано и с условиями исполнения наказания, и с тем психологическим климатом, который у нас сегодня есть, и с программой, которую мы выполняем по сокращению численности в местах лишения свободы. За последние три года у нас численность заключенных в тюрьмах сократилась на 360 тысяч человек, а во всех западных странах она растет. Этот вопрос беспокоит наших коллег на Западе, и они изучают наш опыт. Это, я полагаю, полезно всем - на этом фоне достигаются определенные результаты.
Ведущая: Следующие два вопроса задает Алексей из Воронежа. Как соотносится деятельность ФСИН с решениями, принимаемыми Страсбургским судом по правам человека? Учитывается ли мнение этой инстанции при осуществлении государственной политики в сфере исполнения наказаний?
Калинин Ю.И.:
Безусловно, учитывается. Мы обязаны выполнять решения Страсбургского суда по правам человека. Нами предпринимались серьезные меры и по воспитанию нашего личного состава, и по изменению условий содержания. Я могу сказать, что в этом тоже есть положительные результаты, потому что количество жалоб за последние три года стабильно снижается.
Ведущая: Мария Алексеевна Грачева из Владимира спрашивает: как будет развиваться система образовательных учреждений УИС? Планируется ли открытие новых учебных заведений и центров? И одновременно на эту же тему зачитаю следующий вопрос от Солдатовой Ольги Владимировны. Уважаемый Юрий Иванович, заинтересована ли Федеральная служба в повышении уровня образования своих работников? Какими документами должен подтверждаться требуемый уровень образования, квалификация и специальность этого уровня? И как защитить Ваших работников, изъявивших желание обучаться в государственных образовательных учреждениях среднего и высшего образования от начальников, аргументирующих, что обучение это проблема самих сотрудников? Имея среднее или высшее образование, но не по профилю, их принимают на работу, но требуют в дальнейшем от них получения профильного образования (а второе высшее образование согласно Закону "Об образовании" Ваши сотрудники могут получить только в группах самофинансирования) и в связи с этим их не отпускают на сессии. Как можно защитить этих сотрудников?
Калинин Ю.И.:
За последние годы мы создали ряд учебных заведений - высших и средних специальных. У нас достаточно хорошие сеть первоначальной подготовки и учебные центры, где наши сотрудники проходят многоуровневую подготовку. Сегодня мы требуем от наших сотрудников, конечно, профильного образования, у нас должны трудиться юристы, педагоги, социологи, психологи. В связи с тем, что у нас также большой объем промышленных задач, нам нужны и экономисты, технологи, конструкторы и так далее. Я могу еще долго перечислять эти специальности, но базовая специальность и базовое образование все же должны касаться непосредственно работы с нашим контингентом. Поэтому мы имеем возможность заочного, очного и вечернего обучения в наших высших учебных заведениях, в их филиалах. Мы всячески способствуем тому, чтобы наши сотрудники получали образование и в других учебных заведениях. Что касается конкретного случая, мы разберемся, почему там есть какие-то преграды. Мы обращаемся в региональные учебные заведения с тем, чтобы наши сотрудники получали там соответствующее образование. И я знаю, что такой опыт существует практически во всех регионах.
Например, в этом месяце мы начинаем подготовку первой такой экспериментальной группы в Саратовской правовой академии, которая проявила инициативу для подготовки наших сотрудников.
Ведущая: Я могу уточнить, что этот вопрос был адресован из Омска.
Калинин Ю.И.:
Конечно, мы разберемся. Мы должны всячески содействовать нашим сотрудникам в получении образования, потому что круг вопросов, касающихся их деятельности, очень широк. И, конечно, уровень подготовки здесь должен быть достаточно высоким. Кстати, что касается наших западных коллег, я считаю, что образовательный уровень наших сотрудников значительно выше.
Ведущая: Это в федеральном центре или и в регионах?
Калинин Ю.И.:
Я имею в виду систему в целом. Там система первоначально готовит человека для узкой функции. Если он работает у камеры, значит, это человек с ключом, который открывает камеру, закрывает камеру и следит за безопасностью. У нас образование значительно выше и больше возможностей человеку дает в работе с контингентом. Что касается обучения наших подопечных, то мы имеем систему школьного образования и буквально недавно вернулись опять к начальному, хотя был период, когда мы отказывались от начального образования в связи с тем, что в этом не было необходимости. Сейчас приходят люди, к сожалению, не умеющие читать, писать, которых мы начинаем обучать с самых азов.
Ведущая: Это уже взрослые люди?
Калинин Ю.И.:
Конечно, взрослые люди. Молодые люди, которые приходят, не умея читать и писать. Мы сейчас развиваем систему дистанционного образования, в условиях которого наши воспитанники могут получать высшее специальное образование. И такой опыт уже распространяется во многих регионах. Вот один пример: в Екатеринбургской колонии - по-моему, 2-й - группа наших преподавателей из Москвы принимала выпускные экзамены. Сначала у всех было скептическое настроение, так как никто не рассчитывал, что осужденные могут показать прекрасные знания. Каково же было удивление, когда четыре человека получили красные дипломы, два человека из этой группы показали такой уровень своей подготовки, что их выпускные и экзаменационные работы были рекомендованы к защите кандидатских диссертаций. Сама возможность обучения раскрывает потенциал человека, проявляет в нем большую заинтересованность, и я думаю, что это главная гарантия для того, чтобы человек на свободе мог закрепиться и не вернуться к преступной жизни. Мы видим в развитии этих вопросов главную задачу и главную гарантию человека. Кстати, в западных тюрьмах такой системы образования тоже нет. Сейчас в колониях можно увидеть такие вот таблички: "Консультационный пункт от такого-то института, такого-то университета или филиал такого-то университета". Это уже не стало редкостью, и мы будем делать все для того, чтобы развивать это направление.
Ведущая: Спасибо за развернутый и интересный ответ. И все-таки позвольте вернуться в начало вопроса. Я так понимаю, что финансовая помощь УИС в образовании своих сотрудников не исключена? Или это все-таки финансирование должно осуществляться за счет самих сотрудников?
Калинин Ю.И.:
Как правило, наше подразделение оказывает помощь нашим сотрудникам в обучении. Повторюсь еще раз, система наших учебных заведений дает возможность бесплатного обучения в наших высших учебных заведениях. У нас ряд высших учебных заведений с филиалами, где люди получают образование по специальностям юриста-правоведа, экономиста, психолога, социолога и так далее. Я считаю, что возможности получения образования у нас достаточно широки. Кроме того, имеется система переподготовки. Человек, пришедший к нам на работу и не имеющий профильного образования, имеет возможность в системе переподготовки получить необходимые знания для работы в колонии или следственном изоляторе.
Ведущая: В каком состоянии находится наука в уголовно-исполнительной системе? Какое количество средств инвестируется в ее развитие? Какие основные направления будут развиваться научными учреждениями системы в этом году? Будут ли открываться новые НИИ или исследовательские центры?
Калинин Ю.И.:
Научному обеспечению деятельности нашей системы мы уделяем большое внимание. При переходе в Министерство юстиции нами был создан Научно-исследовательский институт. Кстати, когда мы уходили из МВД в Минюст, было заявлено, что, уходя, вы оставляете науку в МВД, и ученые за вами не пойдут. Но эти прогнозы не оправдались. Сегодня мы имеем десятки докторов наук, сотни кандидатов наук, которые вовлечены в научную деятельность. Создано научное пенитенциарное общество, в которое вошли ведущие специалисты уголовного права. Какие задачи ставятся перед нашими учеными? В первую очередь, это исследование нашей практики и прогнозирование ситуации, то есть определение тех направлений, в которых мы должны работать. Это ряд специфических специальных вопросов, связанных с деятельностью системы. В последнее время инвестируются достаточные средства для того, чтобы эта работа продолжалась.
Ведущая: Часто ли случаются случаи суицида среди сотрудников уголовно-исполнительной системы? Располагаете ли Вы такими сведениями?
Калинин Ю.И.:
К сожалению, такие факты имеют место. Видимо, это свойственно не только для нашей системы, но и в целом для нашего общества. Мы изучаем причины. Кстати, это также проблема нашей медицины, наших ученых. Люди работают в очень сложных условиях, но есть, видимо, и недостаточно изученные люди, которые поступают к нам на службу.
Чтобы изучить человека, наверное, недостаточно тех условий тестирования, проводимых при поступлении. Что касается самих фактов, то у нас совершается от 35 до 50 суицидов в год, причины их различны. К сожалению, часто бывают случаи, когда покончивший жизнь самоубийством человек оставляет записку, в которой ссылается на семейные неурядицы, ссоры на бытовом уровне и так далее. Это тоже бывает, особенно среди молодых. Мы серьезно над этим работаем и должны помогать человеку уходить от таких ситуаций.
Ведущая: А какой-то комплекс мер, мероприятий по психологической реабилитации, может быть, помощь психолога, осуществляются или планируются?
Калинин Ю.И.:
Да, безусловно. У нас работает психологическая служба, деятельность которой направлена на работу с личным составом, особенно с теми группами людей, которые работают в наиболее сложных, стрессовых ситуациях. Это, как правило, люди, выполняющие функции охраны, надзора, конвоирования, работники наших отделов специального назначения. Психологи введены в штат уже достаточно давно, и эта работа дает положительные результаты. Такая же работа проводится и со спецконтингентом. В свое время мы открыли одними из первых, наверное, в силовых структурах факультет психологов-практиков, которых мы готовим в рязанском филиале Правовой академии. Сейчас мы приглашаем на работу психологов, которые получают образование в других вузах, и, в общем-то, это направление одно из ведущих в работе.
Ведущая: Часто ли нарушаются права заключенных? Есть ли ко ФСИН претензии со стороны Уполномоченного по правам человека? Есть какие-нибудь статистические данные?
Калинин Ю.И.:
Да, у нас имеются факты нарушения. Я должен сказать, что это не носит массовый характер. Мы реагируем на факты нарушения достаточно жестко. Должен сказать, что в прошлом году у нас около 800 человек были уволены из системы за подобные нарушения. В чем они выражаются? Это неправомерное выдворение, неправомерное применение специальных средств, грубость, невыполнение законных требований наших воспитанников и так далее. В этой работе мы очень плотно сотрудничаем с аппаратом Уполномоченного по правам человека, с правозащитными организациями. В этом нам оказывают значительную помощь, выполняя свою работу у нас, органы прокуратуры, которые осуществляют постоянный надзор. Согласно приказу Генерального прокурора РФ ежемесячно прокуроры региональные, областные, республиканские посещают наши подразделения. Помимо этого, в прокуратуре имеется специальное управление по надзору за местами лишения свободы и предварительного содержания. Этот комплекс мер позволяет нам стабильно удерживать ситуацию. Также проводится большая воспитательная работа среди сотрудников. Конечно, вопросы сложные, потому что могут иметь место только у нас - специфические отношения, специфический контингент. Все это мы учитываем.
Ведущая: Из Томска от Семенова Алексея поступил следующий вопрос. Скажите, пожалуйста, когда планируется решить вопросы прохождения службы в УИС на законодательном уровне?
Калинин Ю.И.:
Это старый больной вопрос. Наша деятельность пока еще регламентирована Законом "О милиции" и Положением о прохождении службы в органах внутренних дел, хотя с 1998 года в МВД России не работаем. На сегодня подготовлен проект Закона о правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Он проходит согласование. Вчера состоялось заседание комиссии, которое проводил Глава Администрации Президента РФ Медведев Д.А. Результаты пока мы не знаем. Сегодня в 14 часов проводится совещание, после которого, наверное, станут известны все детали.
Там предусматриваются условия прохождения службы для всего правоохранительного блока, в том числе и для работников УИС, которая является составной частью правоохранительной системы РФ.
Ведущая: Будет ли реализована когда-нибудь в нашей стране система электронного мониторинга за осужденными, приговоренными к наказаниям без изоляции от общества? Спрашивает Максим Сергеевич из Мурманска.
Калинин Ю.И.:
Этой проблемой мы занимаемся несколько лет. Мы изучали опыт за рубежом, в первую очередь, в Англии. Да, на первый взгляд, для нас это очень интересно. Но применительно к России это и дорого, и сложно, потому что мы имеем большую географию, это большие расстояния, большие территории, большие города. Поэтому мы пока не приступили к реализации этого. Сегодня мы проводим контроль обычным путем. Работники наших инспекций проверяют, так сказать, физически состояние нашего подопечного, когда он должен ходить в определенное время, в определенное место. Приступая к электронному контролю, мы, наверное, в первую очередь, будем его внедрять в самих подразделениях, в колониях-изоляторах за определенными категориями граждан, где будет сделать это значительно проще, чем, например, в условиях инспекций исправительных работ, при организации обязательных работ или иного вида наказания. Хотя задание такое промышленности дано. Мы имеем опытные образцы. С одной стороны, это затратное мероприятие, а с другой - в реализационном плане это пока сложно. Поэтому вызывает сомнение и эффективность этого надзора.
Ведущая: Еще есть вопрос, касающийся именно применения тех уголовных наказаний без изоляции от общества. Когда, наконец, будут применяться те виды головных наказаний без изоляции от общества, которые прописаны в УК РФ, но фактически не применяются? Или, может быть, применяются в малом числе случаев?
Калинин Ю.И.:
Почему не применялись эти виды наказаний? Потому что не было условий для их исполнения. С 1 января 2005 года в силу вступил Федеральный закон "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ". Мы провели эксперимент в ряде регионов и убедились в том, что сегодня этот вид уголовного наказания вполне жизнеспособен и его можно исполнять. Что такое обязательные работы? Человек осуждается к выполнению обязательных работ, которые он должен выполнять в свободное от работы время, четыре часа каждый день бесплатной работы. Еще несколько лет назад сложно было организовать такую работу в силу ее неимения. Вы знаете, какая безработица была, было сложно с рабочими местами. Сегодня мы убедились, что эти люди востребованы на различных работах: по уборке территории, по разгрузке, по оказанию санитарной помощи и так далее. С 1 января 2006 года мы вводим новый вид альтернативного наказания - ограничение свободы, так что мы выполняем ту программу, которая стоит перед нами. Мы за то, чтобы альтернативные виды наказания как можно шире применялись. В местах лишения свободы, мы полагаем, должны находиться люди, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, а все остальные категории должны быть защищены от тюрьмы для того, чтобы не впитывать в себя криминальную культуру, тот криминальный опыт, который присутствует, и не выносить его на свободу. Вот задача, которая давно стояла перед нами. Мы видим в этом и вопросы декриминализации общества, защиты общества. Что такое тюремная система пять лет назад? Через нее проходило более 5 миллионов человек в год, около 3 миллионов из которых проходило через изоляторы и чуть более 2 миллионов - через места лишения свободы. Весь этот поток выносил с собой криминальную тюремную культуру, что повышало криминальность общества в целом и несло определенную опасность. На сегодня при сокращении численности в местах лишения свободы этот уровень значительно снизился. При этом мы должны отметить, что значительно шире стали применяться альтернативные меры наказания к лицам, как правило, впервые осуждаемым за незначительные преступления. То есть именно эта категория людей защищена от тюремного воздействия. Это очень серьезный шаг и, я считаю, очень серьезный этап нашей реформы.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, как часто применяется такая мера реабилитации осужденных, как условно-досрочное освобождение?
Калинин Ю.И.:
Эта мера всегда применялась достаточно широко, потому что она является стимулирующей, человек получает возможность видеть перспективу скорейшего освобождения. За последние годы эти возможности стали более широкими. Достаточно привести цифры: если три года назад освобождались 130 тыс. человек, два года назад - около 140 тыс. человек, то в прошлом году освобождено условно-досрочно уже около 160 тыс. человек. Это не только практика администрации колоний и судов, но это и изменение законодательной базы. В прошлом году была принята 101 поправка к Уголовному кодексу и к Уголовно-исполнительному кодексу. Эти поправки внесены были по инициативе Президента РФ Путина В.В. В результате внесения этих поправок в прошлом году численность снижена на 84 тыс. человек, а большому количеству содержащихся у нас людей снижены рамки, по которым они могут освободиться условно-досрочно. Если раньше, например, на особо тяжкие преступления нужно было отсидеть три четвертых срока, то сейчас две трети и так далее.
Ведущая: В заключение позвольте поздравить Вас и в Вашем лице всю УИС со 126-летием! Последний вопрос. Какие праздничные мероприятия будут проведены в связи с этой датой?
Калинин Ю.И.:
Спасибо за поздравления. Пользуясь случаем, я тоже хочу поздравить всех наших сотрудников, выполняющих очень сложную и социально значимую работу, выполняющих ее честно, несмотря на многие проблемы, существующие в их жизни. Это достойные, сильные и мудрые люди. Большое спасибо им за ту работу, которую они проводят. Что касается мероприятий. Наши праздники стали традиционными, после перехода из МВД РФ в Минюст России мы отметили свой первый праздник. Как правило, это праздничные мероприятия, концерты, чествование наших сотрудников, награждения, встреча с ветеранами системы, дни памяти погибших сотрудников, встреча с их родственниками, детьми, женами. У нас существуют программы оказания помощи семьям погибших сотрудников, мы осуществляем патронаж над их детьми. И, как правило, мы предоставляем возможность поступления в наши учебные заведения вне конкурса.
Создан специальный кадетский корпус в Москве, Ульяновске, куда могут поступать дети наших сотрудников. Мы празднуем, наверное, так же, как и во всех других ведомствах. Есть определенная корпоративность.
Ведущая: Празднование происходит в Москве или в регионах тоже устраиваются такие мероприятия? Вопрос поступил из Владивостока.
Калинин Ю.И.:
Празднуют во всех регионах, управлениях, подразделениях. Опыт проведения праздника достаточно широкий. Вы знаете, это праздник, который давно ждали, который нужен нашим людям. Это поднимает престижность работы, поднимает настроение и гордость за свою профессию. Долгое время нам говорили, что тюремщик это не престижно, это не хорошо и так далее. Сейчас постепенно все встает на свои места.
Ведущая: Позвольте поблагодарить Вас и всю уголовно-исполнительную систему за такую нелегкую, но действительно важную и социально значимую работу. И, конечно же, Юрий Иванович, позвольте поблагодарить Вас за то, что нашли время приехать и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.
Калинин Ю.И.:
Спасибо. Надеюсь, мы еще увидимся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интернет-конференция директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Ю.И. Калинина "Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в период реформирования уголовно-исполнительной системы"
Сайт Интернет-конференции:
Организаторы Интернет-конференции:
Компания Гарант
Журнал "Законодательство"