Комментарий к письму ФНС
от 10.11.2004 г. N 22-0-10/1760
Кто будет платить ЕНВД по наружной рекламе? Статьи Налогового кодекса, регулирующие этот вид "вмененной" деятельности, законодатели сформулировали не четко. Ответ зависит от того, оказывает ли фирма услуги клиентам или занимается саморекламой.
С 2005 года региональные законодатели вправе перевести на ЕНВД фирмы и предпринимателей, которые размещают наружную рекламу. Об этом мы уже писали в предыдущих номерах. Тогда мы обратили ваше внимание на некоторые неясности нового закона. Дело в том, что не всегда рекламный бизнес подпадает под ЕНВД. Ничего не сказали законодатели и о налогообложении тех фирм, которые занимаются саморекламой. Теперь все эти вопросы разрешены. Вначале ситуацию прокомментировал Минфин России (письмо от 29.10.2004 N 03-06-05-02/13). На основе этого документа ФНС выпустила свое письмо от 10.11.2004 N 22-0-10/1760. Рассмотрим подробнее позицию налогового и финансового ведомств по поводу рекламных услуг.
Как сказано в НК...
Кратко напомним вам суть Закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, который и ввел ЕНВД для наружной рекламы. Вмененный налог должны уплачивать те фирмы и предприниматели, которые предоставляют или используют щиты, стенды, плакаты, световые и электронные табло для того, чтобы донести до потребителя рекламную информацию. Законодатели установили различную базовую доходность - в зависимости от вида рекламоносителя. Для щитов, на которых фирма размещает печатную и полиграфическую продукцию, она составит 3000 рублей за 1 кв. м в месяц. Для световых и электронных табло - 4000 рублей. А конкретный размер налога будет зависеть от коэффициента К2, который региональные законодатели вправе установить в пределах от 0,005 до 1 (п. 7 ст. 346.29 НК РФ в новой редакции).
Реклама клиента - самореклама?
Основной вопрос, который возник у фирм после принятия Закона N 95-ФЗ, - будет ли подпадать под ЕНВД реклама своей продукции или услуг. Новая редакция статьи 346.27 Налогового кодекса РФ сформулирована не совсем четко. Законодатели указали, что единый налог будут платить те организации, которые предоставляют или используют наружную рекламу. Однако под такую формулировку подпадает деятельность как рекламных агентств, так и их клиентов. При этом ЕНВД для рекламщиков должен был компенсировать убытки бюджета от отмены налога на рекламу, который, как правило, уплачивали именно клиенты, то есть фирмы и предприниматели, размещающие сведения о себе.
Теперь и Минфин, и ФНС однозначно указали, что вмененный спецрежим относится только к деятельности, которую фирма осуществляет в интересах других организаций. Рекламная информация может касаться их товаров, работ, услуг, идей и начинаний. Дело в том, что статья 346.26 Налогового кодекса РФ предусматривает, что ЕНВД распространяется только на предпринимательскую деятельность. Ее признаки указаны в статье 2 Гражданского кодекса РФ: самостоятельность; предпринимательский риск; систематичность получения прибыли от такой деятельности.
Сотрудники ведомств делают вывод: самореклама к предпринимательской деятельности не относится, и поэтому ЕНВД на нее не распространяется.
Разберемся с арендой
Рекламные носители (щиты, световые табло и т.д.) фирма необязательно имеет в собственности. Как следует из опубликованных писем, платить ЕНВД она обязана даже с арендованных средств наружной рекламы. Означает ли это, что с одной и той же площади налог заплатит и агентство, предоставляющее рекламные поля в аренду, и клиент, который будет их использовать в своей предпринимательской деятельности? Сотрудники Минфина и ФНС этот вопрос, к сожалению, из внимания упустили. Однако ответ на него очевиден исходя из самой сути вмененного налога.
Агентство, передающее рекламные площади в аренду, для целей ЕНВД их не учитывает. Здесь действует тот же принцип, что и в розничной торговле. Собственник, который передает часть своей площади, не использует ее в своей деятельности. Поэтому и вмененный налог нужно рассчитывать без ее учета (см., например, письмо Минфина России от 07.05.2004 N 04-05-12/25). Что же касается арендатора, он обязан платить ЕНВД, только если размещает информацию о сторонних организациях.
Пример
Агентство "Сокол" занимается размещением наружной рекламы. Общая площадь рекламного поля, которое использует фирма, составляет 150 кв. м (100 кв. м - площадь поля печатной рекламы, 50 кв. м - площадь световых и электронных табло). В I квартале 2005 года организация установила на центральной улице города транспорант-перетяжку площадью 7 кв. м. На нем фирма указала информацию о своей деятельности, адреса и телефоны агентства. В это же время "Сокол" передал 2 световых табло общей площадью 8 кв. м в аренду автосервису. Рассчитать ЕНВД за I квартал 2005 года бухгалтер фирмы должен, только исходя из площади рекламного поля, которое агентство использовало в своей предпринимательской деятельности. Поэтому он не учитывает те площади, на которых содержится самореклама, и табло, переданные в аренду.
Площадь поля полиграфической и печатной рекламы составит 93 кв. м (100 - 7), а световой рекламы - 42 кв. м (50 - 8).
На доходы фирмы по аренде будут распространяться все общие налоги.
Казалось бы, агентства могут не платить ЕНВД вообще, если все свои площади они передадут в аренду, а клиенты сами разместят на них рекламные сообщения. Однако в том и особенность рекламной деятельности, что такое решение не подойдет.
Организации, размещающие рекламу, не просто предоставляют определенные площади в распоряжение клиента. Им приходится соблюсти целый ряд формальностей. Чтобы установить рекламоносители, нужно получить специальное разрешение местных властей. В некоторых случаях (например, если наружная реклама находится по обочинам автодорог) свои действия придется согласовать с дорожной службой (ДОБДД). Поэтому очень легко определить, когда фирма действительно оказывает услуги по рекламе клиентам. Инспекторы посчитают все используемые при этом площади.
О пользе нестационарной рекламы
Не секрет, что далеко не все фирмы хотели бы применять ЕНВД. Прежде всего это невыгодно с точки зрения НДС. "Вмененщик" сразу становится для заказчиков рекламы нежелательным партнером. Поскольку налог на добавленную стоимость он не платит и счет-фактуру выставлять не вправе, клиент не сможет возместить НДС. Также "вмененка" невыгодна тем организациям, которые помимо наружной рекламы осуществляют и другие виды деятельности.
Таким фирмам нужно помнить, что под ЕНВД подпадает только стационарная реклама. Так считают специалисты и налогового, и финансового ведомств. Это означает, что средства рекламы должны быть непосредственно связаны с недвижимостью (землей, зданиями, строениями, сооружениями) и в течение срока своей службы не перемещаться. Это относится, например, к рекламным установкам на крышах домов, афишным тумбам и т.д.
Если фирма рекламирует продукцию с использованием переносных щитовых конструкций, ограждений, "вмененка" на нее не распространяется. Ведь такие установки регулярно передвигаются. Не придется столкнуться с ЕНВД и раздельным учетом тем летним кафе и торговым точкам, которые размещают рекламу напитков и другой продукции на своих лотках, зонтиках, киосках. Такую рекламу, по мнению Минфина, стационарной считать нельзя.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 2, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.