В центре внимания единый социальный налог
Единый социальный налог - один из основных источников налоговых доходов нашей области. В 2004 году поступления от ЕСН составили 3,9 млрд. руб. Это 41% от общей суммы поступлений. Поэтому налоговые органы ведут постоянный контроль за администрированием и взысканием задолженности по ЕСН.
В прошлом году рост поступлений по ЕСН составил 120%. Причем этот темп роста полностью соответствует темпу роста фонда оплаты труда.
Увеличить поступления по ЕСН нам удалось прежде всего благодаря разъяснительной работе, которую мы проводили с налогоплательщиками. Через средства массовой информации мы напоминали о том, что неуплата ЕСН ведет к проблемам в решении различных социальных вопросов, в том числе связанных со своевременной выплатой пенсий всем категориям пенсионеров.
Кроме того, улучшилось качество выездных налоговых проверок. Не последнюю роль в этом сыграло тесное сотрудничество с органами Пенсионного фонда. Ни для кого не секрет, что на многих предприятиях зарплата выплачивается "черным налом", и это осложняет контроль за уплатой ЕСН. Для эффективной борьбы с выплатами зарплат в конвертах специалисты Управления проводят выборочный анализ деятельности налогоплательщиков. Они сравнивают уровень официально выплачиваемой зарплаты с показателями средней зарплаты в аналогичных организациях. Если на каком-либо предприятии этот уровень существенно занижен, такое предприятие попадает в список налогоплательщиков, рекомендуемых для проведения выездных налоговых проверок.
Нельзя не отметить, что увеличению сбора единого социального налога препятствуют пробелы в законодательстве. До сих пор существует ряд "легальных" путей ухода от уплаты ЕСН. Так, налогоплательщики активно используют норму пункта 3 статьи 236 НК РФ, чтобы под видом материальной помощи или премий выплатить зарплату.
Еще одна проблема - проверка налоговых вычетов при исчислении налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ. На наш взгляд, следует закрепить на законодательном уровне обязанность налогоплательщика самостоятельно определять сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, в виде разницы между начисленными и уплаченными страховыми взносами.
И наконец, последний момент. ЕСН, по сути, не является единым налогом, поскольку исчисляется отдельно по каждому фонду и уплачивается ежемесячно шестью разными платежными поручениями. Такой порядок требует и от бухгалтеров, и от налоговых работников больших временных затрат. Но решить эту проблему можно только путем внесения изменений в законодательство.
В декабре прошлого года мы высказали свои предложения о поправках в Налоговый кодекс, связанных с администрированием ЕСН. Мы уверены, что в случае их принятия в законодательном порядке администрирование ЕСН намного упростится и станет более эффективным.
Псковская область
Количество инспекций: 6, все участвуют в программе модернизации налоговых органов.
Численность налогоплательщиков всего: 578 930, в том числе - 14 966 организаций и 563 964 граждан (по состоянию на 1 января 2005 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2004 год: 5606,1 млн. руб. (115% от аналогичного показателя 2003 года).
Сайт: www.r60.nalog.ru
В.Н. Гоголев,
и. о. руководителя Управления ФНС России по Псковской области,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
"Российский налоговый курьер", N 7, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99