Введение процедуры финансового оздоровления
Федеральным законом от 26 октября 2002 г N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(1) (далее - Закон о банкротстве) установлены новые положения правового регулирования несостоятельности, которые направлены на устранение пробелов и недостатков в действующем законодательстве о банкротстве. Законодатель расширил круг реабилитационных процедур и ввел новую процедуру - финансовое оздоровление. Понятие "финансового оздоровления" установлено в статье 2 Закона о банкротстве и определяется как процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности не известен иностранным законодательствам и представляет собой специфику исключительно российского законодательства о несостоятельности. Кроме того, указанная процедура не известна и российскому конкурсному праву. Необходимо отметить, что ни Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(2), ни Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"*(3), указанную процедуру не предусматривал, однако термин "финансовое оздоровление" был известен ранее и употреблялся в ст. 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г., согласно которой ряд лиц (учредители (участники) должника, собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и иные лица по соглашению с должником) были вправе до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, - предоставлять должнику финансовую помощь (досудебная санация). Некоторые положения процедуры сходны с процедурой санации, которая регулировалась Законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 г. и была направлена на поддержание деятельности и финансового оздоровления предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации.
Процедура финансового оздоровления, являясь самостоятельной процедурой, может вводиться в соответствии с Законом о банкротстве как альтернатива внешнему управлению, конкурсному производству и мировому соглашению. Данная процедура предоставляет должнику дополнительные возможности восстановления платежеспособности, т.е. введение этой процедуры усиливает продолжниковую направленность законодательства.*(4)
Таким образом, финансовое оздоровление представляет собой новую реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника и предусматривающую возможность для последнего на срок ее введения выплачивать долги в соответствии с утвержденным в предусмотренном порядке графиком и получать средства из источников, определенных планом финансового оздоровления.
В Законе о банкротстве финансовому оздоровлению посвящена гл. 5. часть 1 ст. 76 Закона о банкротстве предусматривает, что в ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном настоящим Федеральным законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Таким образом, указанной нормой установлен круг субъектов, которые могут обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления:
1. Должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия.
2. Учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия;
3. Третьи лица (по согласованию с собственником).
Поименованные в п. 2 и 3 лица вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательства в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и размере, которые предусмотрены Законом о банкротстве, или организовать предоставление такого обеспечения. В случае организации предоставления обеспечения третьими лицами согласования ходатайства с должником не требуется. Такое же право предоставлено учредителям (участникам) должника, голосовавшим за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления. Организовать предоставление обеспечения третьим лицом может также орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия.
В качестве примера можно привести дело о банкротстве общества с ограниченной ответственностью, в рамках которого участники должника в порядке ст. 77 Закона о банкротстве приняли решение об обращении к первому собранию кредиторов с предложением о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления.
Оценив принятое с учетом мнения участников общества решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления, а также представленные в материалы дела документы, областной арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости введения процедуры финансового оздоровления на предприятии должника (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.11.04 по делу N А09-7521/03-2).
Законодатель предусмотрел также право обращения указанных лиц с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления непосредственно в арбитражный суд в случаях:
- отсутствия решения собрания кредиторов о введении какой-либо процедуры (п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве);
- вопреки воле собрания кредиторов, принявших решение о введении внешнего управления или конкурсного производства при возможности введения процедуры финансового оздоровления (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве).
Для этого должны быть выполнены следующие условия:
- предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника (кроме удержания, задатка, неустойки);
- размер предоставляемого обеспечения должен превышать размер самих обязательств не менее чем на 20%;
- графиком погашения задолженности предусмотрено начало погашения не позднее, чем через 1 месяц после введения процедуры финансового оздоровления;
- предусмотрено погашение требований кредиторов пропорционально, равными долями в течение года.
Кроме того, при наличии решения первого собрания кредиторов о применении таких процедур банкротства, как внешнее управление и конкурсное производство, в качестве обеспечения исполнения обязательств должника должна быть представлена банковская гарантия.
При введении процедуры финансового оздоровления арбитражный суд оценивает предоставленное обеспечение, в том числе договоры и иные обеспечительные сделки с точки зрения их соответствия Закону о банкротстве. В случае, если такие договоры (сделки) являются ничтожными или использованы одни недопустимые для данной процедуры способы обеспечения исполнения обязательств, процедура финансового оздоровления не может быть введена.
По общему правилу при введении процедуры финансового оздоровления предусматривается утверждение плана финансового оздоровления и во всех случаях графика погашения задолженности, которые являются основными документами для должника в рамках действия данной процедуры. План финансового оздоровления разрабатывается учредителями (участниками) должника либо собственником имущества унитарного предприятия и предусматривает способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Утверждения плана финансового оздоровления арбитражным судом не требуется.
Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который определяет конкретные объемы и сроки выплат. В график погашения задолженности закон предписывает включение двух обязательных положений о сроках погашения задолженности:
- требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее, чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления;
- требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее, чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.
График погашения задолженности подлежит утверждению арбитражным судом в определении о введении процедуры финансового оздоровления.
Арбитражный суд, как правило, одновременно с вынесением определения о введении процедуры финансового оздоровления утверждает кандидатуру административного управляющего, который осуществляет контроль за действиями должника по исполнению плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Это положительно сказывается на деятельности должника, поскольку имеется реальная возможность сохранить (с некоторыми ограничениями) органы управления должника, включая его руководителя, которые вследствие этого заинтересованы во введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления. Между тем, предоставление права на обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления третьим лицам предоставляет им возможность воспользоваться данной процедурой для получения контроля над имуществом должника и его органами управления.
Процедура финансового оздоровления вводится на срок не более чем 2 года определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению. По общему правилу арбитражный суд выносит определение на основании решения собрания кредиторов. Исключения составляют указанные в настоящей статье случаи самостоятельного принятия арбитражным судом решения о введении указанной процедуры при наличии экономических предпосылок восстановления платежеспособности должника и обязательном предоставлении обеспечения исполнения его обязательств.
В заключении хотелось бы указать, что процедура финансового оздоровления может быть введена и в результате отмены арбитражным судом определения об утверждении мирового соглашения и возобновлении производства по делу о банкротстве при наличии решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления.
Введение процедуры финансового оздоровления в упрощенных процедурах банкротства: ликвидируемого и отсутствующего должника, а также после введения процедуры внешнего управления или конкурсного производства Законом о банкротстве не предусматривается.
О.В. Лесива,
помощник судьи Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 2, март-апрель 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Российская газета", 2002, 2 ноября.
*(2) СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.
*(3) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 6.
*(4) Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. 2003. N 12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Введение процедуры финансового оздоровления
Автор
О.В. Лесива - помощник судьи Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа" 2005, N 2