Наше предприятие "Городской жилищно-эксплуатационный трест" является муниципальным унитарным предприятием, деятельность которого связана с оказанием услуг по содержанию и эксплуатации жилого фонда. В ходе проведения указанных работ возникает вопрос, касающийся определения целевой принадлежности произведенных расходов, т.е. признавать их как затраты, связанные с проведением капитального ремонта или с реконструкцией и модернизацией жилого фонда. Дело в том, что согласно ПБУ 6/01 затраты по улучшению качества объектов основных средств относятся к модернизации и реконструкции, а в постановлении Госстроя России от 27.09.03 г. N 170 определено, что многие работы по улучшению качества жилья считаются капитальным ремонтом (замена печного отопления, оборудование жилья системами водоснабжения и газоснабжения и др.). Какими документами нам руководствоваться? Какие первичные учетные документы следует применять для отражения операций по выполнению этих работ в бухгалтерском и налоговом учете?
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.98 г. N 382-р Минфину России было поручено утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями хозяйственных операций, составления и представления ими бухгалтерской отчетности.
Таким образом, в нормативных актах Минфина России устанавливаются прежде всего принципы и конкретные правила ведения бухгалтерского учета, которыми согласно Федеральному закону от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" должны руководствоваться все органы исполнительной власти. Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам Минфина России (ст. 5 указанного Закона). В полной мере это относится и к положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденному приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, в п. 27 которого, в частности, установлено, что затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
Вместе с тем в нормативных актах Минфина России (в области бухгалтерского учета) не содержится положений (правил), которые не имеют непосредственного отношения к бухгалтерскому учету, а регулируются другими отраслями законодательства и соответствующими органами исполнительной власти, в том числе Госстроем России.
Ни в ПБУ 6/01, ни в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 г. N 91н, нет перечня работ, относимых на затраты по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации объектов основных средств, так как классификация указанных работ зависит и от сферы деятельности (отрасли экономики), и от объема выполняемых работ, и от ряда других существенных факторов, регулирование которых находится в компетенции иных органов исполнительной власти.
Таким образом, при решении вопроса о целевой принадлежности произведенных расходов, связанных с технической эксплуатацией жилищного фонда, следует руководствоваться постановлением Госстроя России от 27.09.03 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", в том числе Примерным перечнем работ, производимых при капитальном ремонте жилого фонда (приложение N 8 к постановлению).
Что касается использования первичных учетных документов для целей бухгалтерского и налогового учета, то при решении этого вопроса необходимо исходить из следующего:
1. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, принимаются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. В НК РФ, например в главе 25 "Налог на прибыль организаций", имеются лишь отсылочные нормы, в частности указывается, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).
Следовательно, предприятия и организации могут с полным основанием при применении первичных (оправдательных) учетных документов для целей налогообложения руководствоваться требованиями к их содержанию и порядку заполнения, установленными в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, включая положения, содержащиеся в ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете".
2. Непосредственно для оформления операций по приему-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств рекомендуем использовать акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. N 7). В случае необходимости организации могут вносить в эту и (или) другие формы дополнительные реквизиты, а также самостоятельно разрабатывать образцы форм первичной учетной документации при обязательном соблюдении требований ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете".
И. Ложников,
аудиторская компания HLB Внешаудит
6 апреля 2005 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 14, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71