Войсковая часть - учреждение?
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Все юридические лица можно разделить на две большие группы в зависимости от цели деятельности: коммерческие и некоммерческие. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Вопросы по организационно-правовой форме воинской части как юридического лица как в теории, так и в практике возникали неоднократно. Мнения практически всех ученых военных юристов сводились к тому, что воинская часть имеет признаки федерального государственного учреждения. Да и на практике в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации "О государственной регистрации юридических лиц" от 12 сентября 2003 г. N 324 некоторым органам военного управления, входящим в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, был придан статус федеральных государственных учреждений, с последующим их внесением в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (с последующими изменениями) продублировал в своем тексте данную норму.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц (Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ). Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект "О правовом положении военных учреждений".
Осложнило процесс регистрации военных организаций как полноправных (правоспособных и дееспособных) юридических лиц и участников гражданского оборота принятое Правительством Российской Федерации постановление "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" от 10 февраля 2004 г. N 71. Если ранее в полномочия Министра обороны Российской Федерации входило принятие решения о создании подведомственных Министерству обороны федеральных государственных учреждений, то в соответствии с данным нормативным правовым актом решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации. При этом проекты указанных решений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что для создания и регистрации воинской части как федерального государственного учреждения Министерство обороны Российской Федерации должно обратиться с соответствующим предложением в Правительство Российской Федерации, согласовав перед этим соответствующие документы с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, что, конечно же, затянет на неопределенное время процесс регистрации военных организаций как юридических лиц.
С.В. Шанхаев,
помощник командира войсковой части 73556 по правовой работе,
лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Войсковая часть - учреждение?
Автор
С.В. Шанхаев - помощник командира войсковой части 73556 по правовой работе, лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 1