Интеграция информационных систем
Сегодня практически все предприятия и организации компьютеризированы. Однако это произошло не сразу. За короткий срок по стране прокатилось несколько "волн" компьютеризации, каждая из которых подняла предприятия на новый уровень управляемости. Так, использование офисных пакетов привело к тому, что резко упростились процессы подготовки и обмена документами, разнообразные учетные системы позволили навести порядок в бухгалтерии и на складах, почтовые программы и факс-серверы перевернули представление о коммуникациях, фактически сократив до нуля задержки взаимодействия удаленных офисов и предприятий. Наконец, широкое применение web-технологий дало возможность любому предприятию как малому, так и крупному не только сообщить о себе всю необходимую информацию, но и превратить качество и персонификацию информационной поддержки в важнейший фактор конкурентной борьбы. Неудивительно, что сегодня с помощью компьютеров в той или иной форме обрабатывается практически вся информация, с которой работает предприятие.
На каждом этапе компьютеризации бизнес становится более оперативным, быстрее реагирует на изменения рынка. Однако именно высокая скорость поступления информации и ее всевозрастающий объем породили новую проблему, о которой настойчиво говорят такие авторитеты менеджмента, как Питер Друкер. Дело в том, что информация слишком слабо структурирована и зачастую внутренне противоречива для того, чтобы человек, принимающий ответственное решение, мог ее своевременно осмыслить и максимально использовать. Информация из ценнейшего ресурса превращается в информационный шум и причину стресса. Причем это уже не персональная проблема отдельных менеджеров, а реальное препятствие для развития бизнеса.
У данной проблемы есть две основные причины. Первая связана с тем, что необходимо обработать огромный объем информации. Чтобы это сделать, нужны бизнес-системы верхнего уровня, в особенности системы поддержки принятия решений. Они позволяют при решении любой проблемы начать с обобщенного представления и по мере необходимости углубляться в те или иные аспекты проблемы, т.е. разворачивать отдельные сводные цифры в детальные сводки, и так - вплоть до первичных данных. Без такой системы осмыслить десятки и сотни взаимосвязанных показателей в те короткие сроки, которые есть у менеджера для принятия решения, просто невозможно. Но чтобы такая система заработала, нужно решить вторую проблему - обеспечить ее исходными данными, которые уже есть на предприятии, но раскиданы по различным базам данных, учетным системам, документам различных видов. Эта проблема возникает на большинстве современных предприятий. Казалось бы, никаких принципиальных трудностей здесь нет, так как информация уже находится в компьютерах. Но сами программы, создававшиеся на ранних этапах информатизации, не были рассчитаны на обмен информацией с другими элементами информационной системы - ни по горизонтали, ни по вертикали, тем более на территориально распределенных предприятиях. Проблема нестыковки частей информационных систем усугубляется и тем, что современные предприятия все чаще расширяются путем слияния. Таким образом, в информационной системе объединенного предприятия появляются подсистемы, близкие по функциональности, но реализованные по-разному.
Опыт зарубежных стран, в которых уже многие годы компании затрачивают до трети бюджета на интеграцию, показывает, что попытки решить проблему интеграции путем объединения разных подсистем по мере необходимости ведут в тупик. По мере роста числа соединяемых элементов вся система, состоящая из десятков и сотен коннекторов, становится практически неуправляемой, а средства, затраченные на ее создание, оказываются выброшенными на ветер.
Ценой многочисленных ошибок, часто оборачивавшихся катастрофой для конкретных предприятий, был найден правильный подход к интеграции. Он состоит в том, что в информационной системе создается интеграционный слой, отвечающий за информационное взаимодействие всех подключенных к нему подсистем прикладного уровня. При этом в зависимости от специфики предприятия и его текущих задач такой слой может осуществлять три основных вида интеграции: унификацию доступа пользователя к необходимым информационным ресурсам и функциям прикладных программ через информационный портал, интеграцию бизнес-процессов и, наконец, интеграцию инфраструктурного уровня с помощью технологии middleware (инфраструктурное программное обеспечение "промежуточного слоя").
Данный подход позволяет предприятию быть уверенным, что все его затраты на создание конкретного решения не будут перечеркнуты ни развитием бизнеса, ни усовершенствованием технологий. Вместе с тем технологии интеграции так сложны, а правильный выбор настолько тесно связан с анализом потребностей бизнеса и с учетом особенностей информационной системы, что создание такого интеграционного слоя - задача, которую предприятие не может решить самостоятельно. В связи с этим корпорация "Квазар-Микро", одна из ведущих поставщиков решений, продуктов и услуг в области информационных технологий в Восточной Европе и странах СНГ, оценив перспективы рынка интеграции элементов информационных систем в России и других странах, создала направление софтверной интеграции. Его стратегическая задача - продвижение современных технологий построения бизнес-систем в Россию, страны Восточной Европы и СНГ. Для этого потребовалось решение нескольких взаимоувязанных задач: формирование портфеля технологий интеграции; создание команды специалистов, уже имеющих реальный опыт использования этих технологий; отработка методики ведения интеграционных проектов.
Конечно, предприятия, работающие в разных отраслях, в различной степени зависят от интегрированности своих информационных систем. На одном полюсе находятся телекоммуникационные операторы, крупные торговые сети, страховые компании, т.е. все те виды бизнеса, где консолидированная точная и полная информация нужна буквально в режиме реального времени, на другом полюсе - предприятия, которые еще всерьез воспринимают перенос информации вручную как вполне эффективное решение. Но постепенно граница сдвигается. И если относящиеся ко второму типу компании еще в состоянии "тянуть" с решением этой проблемы, то компании первого типа просто не могут себе этого позволить. Однако единого решения интеграционных задач не существует. Для каждого предприятия необходимо учитывать реальные и планируемые потребности бизнеса, отраслевую специфику, наличие устоявшихся унаследованных систем, уже сделанные затраты на обучение персонала и создание технической инфраструктуры информационной системы. Необходимо также учитывать ценовые характеристики, функциональные возможности и ограничения широкого спектра современных технологий, степень их зрелости, сильные и слабые стороны. Нужно постоянно увязывать эти два взгляда - и со стороны бизнеса, и со стороны технологий. Только так рождаются оптимальные решения. Заказчику в свою очередь, несомненно, удобно работать с единой точкой ответственности за решение всего комплекса этих вопросов. Именно такую модель работы над интеграционными проектами и использует корпорация "Квазар-Микро".
А. Маляревский,
независимый эксперт
"Финансовая газета", N 15, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71