Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 9630-80*
"Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия"
(введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 20 марта 1980 г. N 1255)
28 мая 1987 г.
3-phase asynchronous motors of voltage over 1000 V. General specifications
Срок действия установлен с 1 января 1982 г. до 1 января 1992 г.
Взамен ГОСТ 7830-68, ГОСТ 9630-70
Настоящий стандарт распространяется на трехфазные асинхронные двигатели напряжением свыше 1000 В с короткозамкнутым и фазным ротором, предназначенные для работы от сети переменного тока частотой 50 и 60 Гц, изготовляемые для нужд народного хозяйства и для экспорта в страны с умеренным и тропическим климатом.
Стандарт не распространяется на специальные двигатели, например взрывозащищенные, погружные шахтных подъемных машин.
Стандарт полностью соответствует Публикациям. МЭК 34-1 и МЭК 72А.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. Основные параметры и размеры
1.1. Двигатели, предназначенные для работы от сети 50 Гц, должны изготовляться на номинальные мощности по ГОСТ 12139-84, номинальные синхронные частоты вращения по ГОСТ 10683-73 и номинальные напряжения 6000 и 10000 В.
По согласованию между изготовителем и потребителем допускается изготовление двигателей на номинальное напряжение 3000 В на базе двигателей напряжением 6000 В.
Номинальные мощности, номинальные синхронные частоты вращения и номинальные напряжения двигателей, предназначенных для экспорта, следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
1.2. Наименьшее значение номинальной мощности двигателей при номинальном напряжении в зависимости от частоты вращения, должно соответствовать указанному в табл. 1.
Таблица 1
Номинальное напряжение, В
|
Номинальная мощность, кВт, при частоте вращения (синхронной), об/мин |
||||||||
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
600 |
500 |
375 |
300 |
250 |
|
6000 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
250 |
315 |
315 |
315 |
10000 |
630 |
500 |
400 |
400 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Наименьшее значение номинальной мощности двухскоростных двигателей устанавливается в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3. Типы, энергетические показатели (к.п.д. и коэффициент мощности) и массу двигателей следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
1.4. Номинальные значения кратности начального пускового, минимального и максимального моментов двигателей в зависимости от их назначения должны быть не менее значений, указанных в табл. 2.
Таблица 2
Назначение двигателей |
М_пуск ---------- М_ном |
М_min --------- М_ном |
М_max --------- М_ном |
Двигатели для привода насосов, турбокомпрессоров, а также двигатели, предназначенные для установки в агрегатах и т.п. |
0,6 |
0,4 |
1,76* |
Двигатели для привода механизмов с большими моментами сопротивления при пуске (мельницы, дробилки и т.п.) |
1,2 |
1,0 |
2,0 |
______________________________
* Допуск - по ГОСТ 183-74.
Значения кратности начального пускового, минимального и максимального моментов двухскоростных двигателей устанавливаются в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
1.5. Номинальное значение кратности начального пускового тока в зависимости от частоты вращения для двигателей с коротко-замкнутым ротором должно быть не более значений, указанных в табл. 3.
Для двигателей напряжением 10000 В закрытого обдуваемого исполнения и двигателей напряжением 6000 и 10000 В для тяжелых условий пуска, а также для двухскоростных двигателей по согласованию между потребителем и изготовителем допускается значение кратности начального пускового тока более указанных в табл. 3.
Таблица 3
Частота вращения (синхронная), об/мин |
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
600 |
500 |
375 |
Кратность начального пускового тока |
7,0 |
7,0 |
6,5 |
6,0 |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.6. Установочные и присоединительные размеры двигателей должны соответствовать:
ГОСТ 24915-81 - для двигателей унифицированной серии мощностью до 1000 кВт, напряжением 6000 В;
ГОСТ 18709-73 и ГОСТ 20839-75 - для двигателей с высотой оси вращения до 1000 мм с горизонтальным расположением вала;
стандартам или техническим условиям на двигатели конкретных типов - для остальных двигателей.
Допуски на установочные и присоединительные размеры - по ГОСТ 8592-79, а для исполнений, не предусмотренных стандартом, - по стандартам или техническим условиям на двигатели конкретных типов.
1.7. Двигатели должны изготовляться с цилиндрическим рабочим концом вала. Размеры конца вала - по ГОСТ 12080-66.
По согласованию между изготовителем и потребителем двигатели могут изготовляться с одним фланцевым или двумя цилиндрическими рабочими концами вала.
Размеры фланцевого конца вала следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
2. Технические требования
2.1. Двигатели должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 183-74, стандартов или технических условий на двигатели конкретных типов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Двигатели должны изготовляться в климатическом исполнении У, УХЛ, О или Т, категории размещения 1, 2, 3, 4 или 5 по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70.
Климатическое исполнение и категорию размещения, а также группу условий эксплуатации по ГОСТ 17516-72 следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
2.3. Степень защиты двигателей - по ГОСТ 17494-72.
2.4. Форма исполнения двигателей по способу монтажа - по ГОСТ 2479-79.
2.5. Номинальный режим работы двигателей - продолжительный S1 по ГОСТ 183-74; двигателей для привода конвейеров - режим S3, S4, S5 или S8 по ГОСТ 183-74. При этом среднеквадратичное значение мощности не должно превышать значения номинальной мощности двигателя.
2.6. Двигатели должны допускать пуск непосредственно от сети.
Допустимое число пусков в год и за срок службы, допустимое снижение напряжения сети при пуске, число последовательных пусков из холодного и горячего состояния, возможность пуска двигателей под нагрузкой, продолжительность интервалов между пусками, предельно допустимые моменты инерции приводимого механизма должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.7. Направление вращения вала двигателей следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
2.8. Двигатели должны изготовляться с шестью выводными концами обмотки статора, заканчивающимися зажимами и закрепленными в выводном устройстве. По заказу потребителя обмотка статора может быть выполнена с тремя выводными концами. Число выводных концов обмотки статора двухскоростных двигателей устанавливается в технических условиях на двигатели конкретных типов.
Двигатели с фазным ротором должны изготовляться с тремя выводными концами обмотки ротора.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.9. Выводные концы обмотки статора двигателей должны располагаться в коробках выводов. Допускается расположение выводных концов обмотки статора на колодках или высоковольтных изоляторах, расположенных внутри корпуса.
Выводные устройства двигателей должны допускать присоединение как медных, так и алюминиевых кабелей с размещением в них концевых кабельных муфт и располагаться с правой стороны двигателя, если смотреть со стороны приводимого механизма. По заказу потребителя допускается изготовление двигателей с другим расположением выводного устройства.
2.10. Двигатели должны изготовляться с подшипниками качения или скольжения.
Смазка подшипников качения - консистентная, подшипников скольжения - жидкостная кольцевая, комбинированная или принудительная под давлением. Для двигателей вертикального исполнения допускается для подшипников качения применение жидкостной смазки.
2.11. Охлаждение двигателей - воздушное с самовентиляцией или принудительной вентиляцией при разомкнутой или замкнутой системе охлаждения.
Двигатели с замкнутой системой охлаждения должны изготовляться с водяными охладителями или охладителями типа воздух - воздух.
Обозначение способов охлаждения - по ГОСТ 20459-75.
Изменением N 2, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 28 мая 1987 г. N 1742, в пункт 2.12 настоящего ГОСТа внесены изменения, введенные в действие с 1 января 1988 г.
2.12. Изоляция обмоток двигателей должна быть выполнена на основе электроизоляционных материалов класса нагревостойкости не ниже В по ГОСТ 8865-87.
Тип изоляции должен указываться в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
2.13. Сопротивление изоляции обмоток двигателей относительно корпуса и между обмотками при рабочей температуре должно быть не менее 1 МОм на 1 кВ номинального напряжения обмотки двигателя, но не менее 0,5 МОм.
2.14. Двигатели с диаметром сердечника статора более 1 м и двигатели мощностью свыше 1000 кВт должны иметь для контроля теплового состояния обмотки и сердечника статора встроенные термопреобразователи сопротивления по ГОСТ 6651-84 или техническим условиям на индикаторы конкретных типов.
Необходимость и способы теплоконтроля других двигателей устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
2.15. В двигателях, имеющих подшипники скольжения, должен быть предусмотрен контроль температуры подшипников. Необходимость теплоконтроля подшипников качения устанавливается в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
2.16. В двигателях с замкнутой системой охлаждения и встроенными водяными воздухоохладителями должен быть предусмотрен контроль температуры охлаждающего воздуха на выходе из охладителей и охлаждающей воды на входе в охладители.
Температура воды на входе в охладители должна быть не менее 5°С.
Для двигателей со встроенными воздухоохладителями необходимость обеспечения сигнализации при попадании воды в корпус двигателя должна быть установлена в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
Верхнее значение температуры охлаждающей воды устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов в соответствии с ГОСТ 183-74.
2.14-2.16. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.17. Допустимые вибрации двигателей массой до 2000 кг и частотой вращения 600 об/мин и выше - по ГОСТ 16921-83, двигателей массой свыше 2000 кг - по ГОСТ 20815-75.
2.18. Допустимые уровни шума двигателей мощностью до 1000 кВт - по ГОСТ 16372-84, мощностью свыше 1000 кВт, а также двигатели частотой вращения менее 600 об/мин - по отраслевой нормативно-технической документации на допустимые уровни шума, а двухскоростных двигателей - по техническим условиям на двигатели конкретных типов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.19. Дополнительные технические требования к двигателям тропического исполнения - по ГОСТ 15151-69, ГОСТ 9.401-79 и ГОСТ 15963-79.
См. ГОСТ 9.401-91 "Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 29 марта 1991 г. N 335
Изменением N 2, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 28 мая 1987 г. N 1742, пункт 2.20 настоящего ГОСТа изложен в новой редакции, введенной в действие с 1 января 1988 г.
2.20. Для двигателей устанавливают следующие показатели надежности:
установленная безотказная наработка - не менее 7500 ч;
средняя наработка на отказ - не менее 12000 ч;
установленный срок службы до капитального ремонта - 5 лет;
коэффициент готовности - не менее 0,99;
полный срок службы - 20 лет.
3. Требования безопасности
3.1. Требования безопасности - по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.1-75 и ГОСТ 12.1.003-83.
3.2. Заземляющие зажимы и знаки заземления - по ГОСТ 21130-75.
4. Комплектность
4.1. Комплектность двигателей - по стандартам или техническим условиям на двигатели конкретных типов.
5. Правила приемки
5.1. Для проверки соответствия двигателей требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания двигателей по ГОСТ 183-74 и настоящему стандарту.
5.2. Периодические испытания проводят на одном двигателе из числа прошедших приемо-сдаточные испытания по следующей программе:
а) испытания по программе приемочных по ГОСТ 183-74;
б, в) (Исключены, Изм. N 1).
г) проверка степени защиты;
д) оценка показателей надежности;
е) испытание на стойкость к климатическим воздействиям (теплостойкость, влагостойкость).
Периодические испытания двигателей унифицированных серий допускается проводить на типопредставителях. Число типопредставителей серии, подлежащих испытанию, устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
Испытания по подпунктам а, г и д проводят не реже одного раза в три года. Периодичность испытаний по подпункту е устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов. Периодичность испытаний двигателей мелкосерийного производства устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3. Оценку вибрации двигателей проводят также при приемо-сдаточных и типовых испытаниях, а определение уровня шума - при типовых испытаниях.
5.4. В программу приемо-сдаточных испытаний должна быть включена проверка качества маркировки.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
6. Методы испытаний
Изменением N 2, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 28 мая 1987 г. N 1742, в пункт 6.1 настоящего ГОСТа внесены изменения, введенные в действие с 1 января 1988 г.
6.1. Методы испытаний двигателей - по ГОСТ 7217-87, ГОСТ 11828-86 и настоящему стандарту.
6.2. Методы оценки вибрации двигателей - по ГОСТ 12379-75 и ГОСТ 20815-75.
6.3. Методы определения шумовых характеристик двигателей - по ГОСТ 11929-81.
6.4. Проверка степени защиты двигателей со степенью IP54 и ниже - по методике, установленной в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов, при более высоких степенях - по ГОСТ 14254-80.
Взамен ГОСТ 14254-80 постановлением Госстандарта РФ от 18 октября 1996 г. N 601 с 1 января 1997 г. введен в действие ГОСТ 14254-96
6.5. Оценку надежности двигателей проводят по отраслевой нормативно-технической документации.
6.6. Методы климатических испытаний двигателей - по ГОСТ 16962-71, ГОСТ 15963-79. Способы проведения испытаний на тепло- и влагостойкость (на макетах, узлах или двигателях) устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
6.5, 6.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.7. Методы контроля маркировки двигателей - по нормативно-технической документации.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
7. Указания по эксплуатации
7.1. Эксплуатация двигателей должна производиться в соответствии с "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Госэнергонадзором 12 апреля 1969 г., техническим описанием и инструкцией по эксплуатации двигателей по ГОСТ 2.601-68.
Взамен ГОСТ 2.601-68 постановлением Госстандарта РФ от 29 февраля 1996 г. N 130 с 1 июля 1996 г. введен в действие ГОСТ 2.601-95
7.2. Воздух, охлаждающий двигатели, не должен содержать огнеопасных и взрывоопасных примесей, химически агрессивных паров и газов и токопроводящей пыли.
Верхнее рабочее значение концентрации инертной пыли в охлаждающем воздухе, проходящем через активные части двигателей, не должно быть более 2 мг/м3.
Допустимую концентрацию инертной пыли в окружающей среде и способы обеспечения работоспособности двигателей устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
8. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
8.1. Маркировка двигателей - по ГОСТ 183-74 с указанием степени защиты.
8.2. Исключен с 1 января 1988 г.
См. текст пункта 8.2
8.3. Условия транспортирования и хранения, конкретная категория упаковки и тары, упаковка и консервация двигателей по ГОСТ 23216-78 должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
8.2, 8.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
8.4. Маркировка упаковочной тары двигателей - по ГОСТ 14192-77.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
Взамен ГОСТ 14192-77 постановлением Госстандарта РФ от 18 июня 1997 г. N 219 с 1 января 1998 г. введен в действие ГОСТ 14192-96
9. Гарантии изготовителя
Изменением N 2, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 28 мая 1987 г. N 1742, в пункт 9.1 настоящего ГОСТа внесены изменения, введенные в действие с 1 января 1988 г.
9.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие двигателей требованиям настоящего стандарта, стандартов или технических условий на двигатели конкретных типов при условии соблюдения правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
Гарантийный срок эксплуатации - 3 года со дня начала эксплуатации двигателей при гарантийной наработке не более 10000 ч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 9630-80 "Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 20 марта 1980 г. N 1255)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, Издательство стандартов, 1987 г.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 марта 1980 г. N 1255 срок введения установлен с 1 января 1982 г.
Проверен в 1985 г. Постановлением Госстандарта от 20 декабря 1985 г. N 4296 срок действия продлен до 1 января 1992 г.
Ограничение срока действия настоящего ГОСТа снято постановлением Госстандарта от 27 июня 1991 г. N 1048
Взамен ГОСТ 7830-68, ГОСТ 9630-70
Переиздание (октябрь 1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1985 г. (ИУС 4-86)
Приказом Росстандарта от 3 июля 2019 г. N 353-СТ взамен настоящего ГОСТа с 1 января 2020 г. введен в действие ГОСТ 9630-2018 "Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия"
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 3, принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 21 ноября 1997 г. N 12)
Изменения вступают в силу с 1 июля 2000 г.
Изменение N 2, утвержденное постановлением Госстандарта СССР от 28 мая 1987 г. N 1742
Изменения вступают в силу с 1 января 1988 г.