Wooden sleepers for the Underground. Specifications
Срок действия установлен с 1 января 1979 г. до 1 января 1984 г.
Настоящий стандарт распространяется на шпалы для линий метрополитена в тоннелях.
1. Типы и размеры
1.1. Деревянные шпалы для линий метрополитена изготавливаются одного типа - обрезные.
1.2. Шпалы должны иметь размеры, указанные на чертеже и в табл. 1.
Таблица 1
мм
Наименование размера |
Норма |
Допускаемое предельное отклонение |
Толщина h |
165 |
+-5 |
Ширина верхней пласти b |
165 |
Минус 10, плюс до ширины нижней пласти |
Ширина нижней пласти b_1 |
250 |
-5 +20 |
Непропиленная часть верхней пласти (обзол) с |
От 0 до 45 |
- |
Высота пропиленных боковых сторон h_1 |
135 |
Минус 10, плюс до толщины шпалы |
Длина |
2650 |
+-20 |
По заказу Министерства путей сообщения СССР изготовляют шпалы-коротыши длиной 900 мм и шпалы длиной, кратной 900 мм.
1.3. Размеры поперечного сечения установлены для шпал с влажностью древесины не более 18%. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку для хвойных пород - по ГОСТ 6782.1-75, для лиственных пород - по ГОСТ 6782.2-75.
2. Технические требования
2.1. Шпалы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться из древесины сосны и березы в соответствии с чертежом.
2.2. Влажность древесины непропитанных шпал не нормируется.
2.3. По качеству древесина шпал должна соответствовать требованиям табл. 2.
Таблица 2
Пороки древесины и дефекты обработки по ГОСТ 2140-71 |
Норма ограничения |
1. Сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся: |
|
а) здоровые |
Не допускаются в местах укладки подкладок размером более 40 мм, а на остальных поверхностях - более 80 мм |
б) загнившие и гнилые |
Не допускаются в местах укладки подкладок размером более 10 мм, а на остальных поверхностях - более 40 мм |
в) табачные |
Не допускаются |
2. Двойная сердцевина |
Не допускается |
3. Ядровая гниль |
Не допускается |
4. Грибные ядровые пятна и полосы |
Не допускаются размером более 15% соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон |
5. Заболонная гниль (мягкая и твердая) |
Не допускается |
6. Ложное ядро |
Не допускается размером более 1/3 площади торца с выходом ложного ядра на верхнюю пласть Не допускается выход ложного ядра на боковые стороны более 1/2 высоты шпалы, считая от нижней пласти |
7. Червоточина глубокая |
Не допускается глубиной более 50 мм и более 3 шт. на 1 м длины шпалы |
8. Трещины: |
|
а) метиковые |
Не допускаются по торцу размером более 1/3 соответственно толщины и ширины шпалы. |
б) отлупные |
Не допускается выход метиковых трещин на верхнюю пласть Допускаются без выхода на верхнюю пласть и боковые стороны, а также без выхода на нижнюю пласть против места расположения подкладок |
в)морозные |
Не допускаются на верхней пласти шпалы, а также на боковых сторонах, если морозные трещины имеют валики или гребни. Глубина морозных трещин не должна превышать 40 мм |
г) трещины усушки: |
|
пластевые и кромочные (глубокие и неглубокие) |
Допускаются длиной не более 450 мм каждая |
сквозные, имеющие два выхода на противоположные или смежные боковые поверхности сортимента |
Не допускаются длиной от торца более 100 мм каждая |
9. Наклон волокон |
Не допускается более 10% |
10. Прорость |
Не допускается в местах укладки подкладок, а на остальных поверхностях шпалы допускается размерами не более: 700 мм по длине, 50 мм по ширине и 20 мм по глубине |
11. Заруб, запил |
Не допускается в местах укладки подкладок, а на остальных поверхностях шпалы - глубиной более 20 мм и шириной более 40 мм |
12. Покоробленность: |
|
а) простая |
Не допускается со стрелой прогиба по пластям более 10 мм, а по боковым сторонам - более 50 мм |
б) крыловатость |
Допускается размером не более половины допускаемой простой покоробленности |
13. Скос пропила |
Торцы шпал должны быть опилены перпендикулярно к продольной оси шпалы Допускается скос пропила не более 10 мм |
Взамен ГОСТ 2140-71 постановлением Госстандарта СССР от 30 июня 1981 г. N 3239 с 1 января 1982 г. введен в действие ГОСТ 2140-81
Примечания
1. Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.
2. Пороки, не указанные в таблице, допускаются.
2.4. Пласти, а также боковые пропиленные стороны шпал должны быть взаимно параллельны. Непараллельность пластей и боковых пропиленных сторон допускается в пределах норм отклонения по толщине и ширине шпал, указанных в табл. 1.
2.5. Боковые стороны в шпалах должны быть под прямым или тупым углом к нижней пласти.
2.6 Обзольные участки должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть затесаны заподлицо с поверхностями шпал.
2.7. Шпалы должны быть рассортированы по длинам и породам.
2.8. Все шпалы до укладки в путь должны быть пропитаны маслянистыми антисептиками по ГОСТ 20022.5-75, при этом дополнительно для сосновых шпал устанавливаются следующие требования:
предпропиточная влажность не должна превышать в среднем 18%;
глубина пропитки по обнаженному ядру должна составлять не менее 10 мм;
средняя норма поглощения антисептика должна быть 150 кг/м3, при минимальной величине 125 кг/м3.
2.9. Вытекание масла из пропитанных шпал после выгрузки их из автоклавов не допускается.
2.10. Рекомендации по повышению качества пропитки шпал приведены в рекомендуемом приложении.
3. Правила приемки
3.1. Шпалы предъявляются к приемке партиями. Партией считается количество шпал одного размера и породы, оформленное одним документом о качестве.
3.1.1. Приемка шпал по количеству производится в штуках.
3.2. Для контроля партии шпал на соответствие требованиям настоящего стандарта отбирают выборку в количестве, указанном в табл. 3.
Все шпалы в выборке должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Результаты контроля распространяются на всю партию.
Таблица 3
шт.
Количество шпал в партии |
Объем выборки |
|||
От |
51 |
до |
90 |
5 |
Св. |
91 |
до |
150 |
8 |
" |
151 |
" |
280 |
13 |
" |
281 |
" |
500 |
20 |
" |
501 |
" |
200 |
32 |
3.3. Шпалы берутся в выборку методом систематического или случайного отбора единиц продукции по ГОСТ 18321-73.
4. Методы контроля
4.1. Определение и измерение пороков и дефектов древесины - по ГОСТ 2140-71.
4.2. Контроль качества пропитки шпал - по ГОСТ 20022.5-75.
Глубина пропитки обнаженного ядра считается удовлетворительной при условии, что 85% проб соответствуют требованиям настоящего стандарта.
4.3. Размеры шпал проверяют металлической рулеткой РЗ 2-го класса по ГОСТ 7502-69, длиной не менее 5 м. Допускается проверять размеры поперечного сечения шпал металлической линейкой по ГОСТ 427-75.
4.4. Ширина пластей шпал должна измеряться в самом узком месте на участке длиной 400 мм, отстоящем на расстоянии 350 мм от вершинного торца шпалы.
5. Маркировка, транспортирование и хранение
5.1. На торец каждой шпалы должна быть нанесена маркировка с указанием назначения шпалы (М).
Маркировка должна быть четкой и наноситься средствами, обеспечивающими ее сохранность после пропитки.
5.2. Транспортирование шпал производится как в пакетированном, так и в непакетированном виде, всеми видами транспорта. Формирование, упаковка, маркировка и транспортирование пакетов и блок-пакетов шпал - по ГОСТ 19041-73. Размеры пакетов шпал - по ГОСТ 16369-70.
Взамен ГОСТ 19041-73 постановлением Госстандарта СССР от 20 декабря 1985 г. N 4314 с 1 января 1987 г. введен в действие ГОСТ 19041-85
5.3. Каждая партия шпал должна сопровождаться документом, содержащим:
наименование организации, в систему которой входит предприятие-поставщик;
наименование предприятия-поставщика и его местонахождение (город или условный адрес);
марку и размер шпал;
породу древесины;
количество шпал в партии;
обозначение настоящего стандарта.
5.4. Хранение шпал должно производиться в соответствии с нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 22830-77 "Шпалы деревянные для метрополитена. Технические условия" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 23 ноября 1977 г. N 2740)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта СССР, Издательство стандартов, 1978 г.
Срок действия установлен с 1 января 1979 г. до 1 января 1984 г.
Ограничение срока действия настоящего ГОСТа снято протоколом МГС от 21 октября 1993 г. N 4-93 (ИУС N 4-94)
Разработан Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ЦНИИ МПС)
Зам. директора М.Ф. Вериго
Руководитель темы и исполнитель М.П. Бассарский
Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ)
Зам директора Р.В. Юркин
Руководитель темы и исполнитель Н.Ф. Маковеева
Внесен Министерством путей сообщения СССР
Зам министра К.В. Кулаев
Подготовлен к утверждению Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)
Директор А.В. Гличев
Утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 ноября 1977 г. N 2740
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, утвержденное постановлением Госстандарта СССР от 21 июня 1989 г. N 1769
Изменения вступают в силу с 1 ноября 1989 г.