Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" входит в пакет законопроектов, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание детей.
Прежде всего предлагается дополнить перечень оснований для лишения родительских прав фактом причинения вреда психическому здоровью ребенка и его нравственному развитию антиобщественным поведением родителей. Имеются в виду случаи, когда родители, злоупотребляя спиртными напитками, наркотическими средствами или одурманивающими веществами, тем самым объективно причиняют вред ребенку, отрицательно влияя на процесс его нормальной социализации и демонстрируя ему негативный социальный опыт. При этом действующая редакция статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации не охватывает таких ситуаций, поскольку связывает лишение родительских прав исключительно с наличием соответствующего заболевания (алкоголизм или наркомания). В свою очередь факт наличия алкоголизма или наркомании необходимо устанавливать путем медицинского освидетельствования, которое в соответствии со статьей 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в принудительном порядке производится в исключительных случаях.
Таким образом, суд при вынесении решения о лишении (или ограничении) родительских прав не будет связан необходимостью добиваться принудительного медицинского освидетельствования родителя ребенка. При этом такое основание лишения родительских прав, как наличие у родителя хронического алкоголизма или наркомании, не исключается из статьи 69 Семейного кодекса РФ и может применяться судами в качестве самостоятельного.
В целях эффективного и своевременного обеспечения прав и интересов детей, находящихся в неблагополучных семьях, предполагается установить в статье 70 и 73 Семейного кодекса сокращенный - месячный срок - для рассмотрения и разрешения судами дел о лишении родительских прав и ограничении родительских прав. Сейчас эти дела разрешаются в пределах общего срока - двух месяцев.
Предлагается предоставить суду право до вынесения решения о лишении или ограничении родительских прав вынести определение о временном отобрании ребенка у родителей (родителя) с передачей его на попечение органа опеки и попечительства. Такое определение может быть вынесено судом исходя из интересов ребенка и обстоятельств дела, например, в случаях, когда дальнейшее пребывание ребенка с родителями создает угрозу его жизни или здоровью. Следовательно, вредное воздействие поведения родителя на физическое и психическое здоровье ребенка может быть устранено уже на период до принятия судом решения по делу.
Новеллой законопроекта является специальные указания на то, что при рассмотрении дел о лишении и ограничении родительских прав суд обязан дополнительно решить несколько вопросов, направленных на защиту прав и законных интересов ребенка.
Во-первых, предлагается вменить суду в обязанность взыскание в соответствующих случаях в пользу ребенка компенсации за моральный вред и возмещения имущественного вреда, причиненного действиями или бездействием родителей или одного из них (статьи 70 и 73 Семейного кодекса). Эти суммы будут подлежать взысканию отдельно от сумм, взыскиваемых с родителей, лишенных родительских прав, в качестве алиментов.
В настоящее время возможность взыскать в пользу ребенка компенсацию за причинение ему морального и имущественного вреда вытекает из положений статей 151, 1064, 1099 Гражданского кодекса, подлежащих применению к отношениям родителей и детей в силу статьи 4 Семейного кодекса. Однако в семейном законодательстве не только отсутствует прямое указание на возможность применения указанных мер, но и не закреплена обязанность суда взыскивать с родителей эти суммы в соответствующих случаях. В результате на практике вопрос о компенсации морального вреда и возмещении материального вреда не ставится ни заявителями, ни органом опеки и попечительства и, соответственно, не рассматривается судом, хотя в большинстве случаев вред, причиненный ребенку, налицо.
Во-вторых, устанавливается дополнительная обязанность суда по определению порядка владения и пользования имуществом (чаще всего жилым помещением), находящимся в общей долевой собственности ребенка и родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (статья 70 и 73 Семейного кодекса). В этих случаях, руководствуясь гражданским законодательством, суд обязан будет установить такой порядок пользования жильем, находящимся в совместной собственности ребенка и родителей, при котором ребенок останется проживать в жилом помещении.
В-третьих, предлагается также сделать обязательным рассмотрение судом вопроса о выселении родителей (одного из них), лишенных родительских прав, по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством. Возможность такого выселения предусмотрена статьей 91 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сейчас на практике после лишения родителей родительских прав ребенок, как правило, передается в детское учреждение или на жительство и воспитание в заменяющую семью, а его родители, лишенные родительских прав, продолжают использовать их общее жилое помещение. Будет решен вопрос с жильем, ребенку проще будет найти заменяющую семью.
Названные меры имущественного характера (возмещение убытков, выселение родителей) нацелены также на предотвращение совершения родителями действий, нарушающих права и интересы детей. В настоящее время масштабы родительской безответственности достигли угрожающих размеров. Родители уже не опасаются лишения их родительских прав, а, напротив, сами обращаются с такой просьбой.
Новеллы законопроекта имеют своей целью и повышение эффективности судопроизводства по делам, возникающим из отношений между родителями и детьми. Возложение на суд прямой обязанности разрешить по существу указанные выше вопросы поможет совместить несколько способов защиты прав ребенка в одном гражданском деле.
В части совершенствования норм об ограничении родительских прав предлагается дополнить абзац второй пункта 2 статьи 73 Семейного кодекса Российской Федерации прямым указанием на то, что на период, в который родитель ограничен в родительских правах, контроль за его поведением возлагается на орган опеки и попечительства по месту жительства родителя. Практика применения статьи 73 Кодекса показала, что органы опеки и попечительства, во-первых, не всегда осуществляют такой контроль, а во-вторых, не могут определить, какой именно орган опеки и попечительства - по месту жительства родителя или по месту пребывания ребенка - должен исполнять эту обязанность.
Данный законопроект относится к сфере действия семейного законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона " О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в иные федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.