Заключение Комитета по конституционному законодательству и
государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 3 марта 2005 г. на проект федерального закона N 90518-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение правил осуществления побочного лесопользования и за незаконную порубку деревьев)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Законодательным Собранием Тверской области.
Законопроектом предлагается установить конфискацию орудий совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8.26 - за нарушение правил осуществления побочного лесопользования (самовольный сбор, порча либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот - часть 2 статьи 8.26; размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор или промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений - часть 3 статьи 8.26), и статьей 8.28 Кодекса - за незаконную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан, соответственно дополнив их санкции.
Как следует из пояснительной записки, предложение об ужесточении ответственности путем установления дополнительного наказания в виде конфискации орудия совершения правонарушения имеет целью предупреждение повторного совершения противоправных действий, предусмотренных указанными статьями.
Рассмотрев законопроект, Комитет полагает, что его концепция может быть поддержана.
Установление конфискации представляется целесообразным. Данная мера наказания устанавливается при совершении противоправных действий, отличающихся повышенной степенью общественной вредности, к которым можно отнести правонарушения, ответственность за которые предусмотрена рассматриваемыми статьями, особенно такое правонарушение как незаконная порубка леса, которая зачастую совершается с применением техники, механизмов либо соответствующих орудий, и возможность их конфискации позволит уменьшить количество и повторность таких правонарушений.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 3.7 Кодекса конфискация орудия совершения административного правонарушения назначается судьей. Следовательно, введение этой санкции влечет дополнения части 2 статьи 23.1 Кодекса, устанавливающей компетенцию судей. Поскольку необходимого изменения законопроект не предусматривает, в этой части его следует доработать при подготовке к рассмотрению во втором чтении.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуется принять в первом чтении.
Следует отметить, что данный законопроект является альтернативным проекту N 114515-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за правонарушения в области охраны окружающей природной среды), внесенному Государственным Собранием - Эл Курултаем Республики Алтай. В соответствии с Регламентом Государственной Думы указанные законопроекты следует рассматривать в порядке, установленном пунктом 3 статьи 119 для рассмотрения альтернативных законопроектов.
Утверждено на заседании Комитета 3 марта 2005 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.