Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
(в части проведения экологического аудита)
В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" отсутствуют нормы, устанавливающие проведение экологического аудита в Российской Федерации. Вместе с тем на экологически опасных предприятиях экологический аудит проводится с середины 90-х годов прошлого столетия.
В мировом сообществе экологический аудит является средством обеспечения экологической безопасности производства и продукции (услуг) и обеспечивает конкурентоспособность предприятий, осуществляющих деятельность в соответствии с международными стандартами.
Экологический аудит используется также как один из основных методов административного управления производством для усиления производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и разработки природоохранной политики крупных компаний.
Многие российские компании, работающие иа международном рынке продукции (услуг), осуществляют деятельность в соответствии с международными стандартами, в том числе в соответствии с международными стандартами в области экологического аудита. Соблюдение требований именно этих стандартов оценлвается как приоритетное при выборе производителя продукции (услуг).
С целью унификации норм международных стандартов и российского законодательства Госстандартом России в соответствии с требованиями российского законодательства утверждены следующие документы по экологическому аудиту:
ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению;
ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования;
ГОСТ Р ИСО 14010-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы;
ГОСТ Р ИСО 14011-98 Руководящие указания пс экологическому аудиту. Процедура аудита систем управления окружающей средой;
ГОСТ Р ИСО 14012-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" указанные ГОСТы носят рекомендательный характер. Этим Федеральным законом определено, что международные и национальные стандарты могут использоваться полностью и частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. До настоящего времени не принят ни один технический регламент по экологической и промышленной безопасности. В Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также отсутствуют нормы, определяющие правовой статус экологического аудита, в нем закреплено лишь понятно "экологический аудит". Отсутствует соответствующая статья, определяющая статус, предмет и объекты экологического аудита. В Федеральном законе от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право вносить предложения о проведении экологического аудита (статья 27).
В ряде субъектов Российской Федерации механизм экологического аудита действует на основании подзаконных актов. Так, постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2003 года N 568-ПП утверждено "Временное положение о Системе экологического аудита в городе Москве", в котором определена не только система экологического аудита в г. Москве, но и установлены критерии отнесения организаций города, рекомендованных для его проведения.
На федеральном уровне необходимо установить основные положения к организации и проведению экологического аудита, как инструмента для обеспечения экологической безопасности. Настоящими изменениями в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" предлагается проведение экологического аудита на доброврльной основе и в обязательном порядке. В обязательном порядке экологический аудит проводится лишь в зонах чрезвычайной ситуации или зонах экологического бедствия, когда необходимо определить экологическую допустимость (экологический риск) функционирования предприятий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в условиях экологического неблагополучия.
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части проведения экологического аудита) призван определить правовые основы деятельности по экологическому аудиту, обеспечить проведение экологического аудита в соответствии с международными актами и дополнить существующий механизм экологического контроля за качеством окружающей среды и воздействием на нее, установленный Российским законодательством.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части проведения экологического аудита) будет способствовать обеспечению экологической безопасности, снижению экологического риска при реализации деятельности опасных производств, снижению негативного воздействия на окружающую среду, рациональному использованию природных ресурсов, разумному сочетанию экологических и экономических интересов.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не потребует внесения изменений и дополнений в акты федерального законодательства.
В случае принятия настоящего проекта федерального закона потребуется принятие Правительством Российской Федерации постановления, регламентирующего порядок проведения экологического аудита.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части проведения экологического аудита) не потребует дополнительного финансового обеспечения и не приведет к увеличению расходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.