Заключение Комитета Государственной Думы по обороне
от 17 февраля 2005 г. N 52/4
по проекту федерального закона N 132859-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы", внесенному Правительством Российской Федерации
Рассмотрев проект федерального закона N 132859-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Указанный законопроект направлен на ликвидацию взаимного противоречия законодательных актов Российской Федерации, содержащих положения, регламентирующие исполнение воинской обязанности гражданами, проходящими службу в органах внутренних дел и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяются Правительством Российской Федерации". Таким образом воинский учет указанной категории граждан не исключается.
Подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 того же Федерального закона гражданам "окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания - на время службы в этих органах" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Статья 23 того же Федерального закона определяет исчерпывающий перечень категорий граждан, которые освобождены от призыва на военную службу, имеют на это право, а также которые не подлежат призыву на военную службу.
В то же время согласно части пятой статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" "Военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации", а в соответствии со статьей 21 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации "Граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации".
Таким образом противоречие Закона Российской Федерации "О милиции" и Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (а именно пункту 1 статьи 8, статье 23 и подпункту "з" пункта 1 статьи 24) очевидно.
Наличие таких противоречий вот уже более шести лет (со дня вступления в силу Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") не только порождает многочисленные судебные разбирательства, но и приводит к тому, что соответствующие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы вынуждены формально нарушать либо тот, либо другой законодательный акт в любом из вариантов их действий.
Следует также учитывать, что вопросы, противоречие в которых описано выше, однозначно относятся к предмету правового регулирования именно Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", что прямо следует из содержания его преамбулы. Именно поэтому Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" является базовым в вопросах регулирования правоотношений по поводу исполнения гражданами воинской обязанности, а другие законодательные акты Российской Федерации не только не должны противоречить названному Федеральному закону, но и вовсе содержать подобных норм.
С учетом изложенного, предложение субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, привести Закон Российской Федерации "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствие Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" путем признания утратившими силу соответствующих положений двух первых из названных законодательных актов Российской Федерации заслуживает безусловной поддержки.
Позитивным в законопроекте является и предложение легитимизировать предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, принятым на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и Государственную противопожарную службу МЧС России ранее.
Вместе с тем законопроект не лишен некоторых недостатков.
В частности, часть седьмая статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" содержит исчерпывающий перечень оснований увольнения со службы в милиции, а часть восьмая той же статьи прямо подтверждает это. С разницей на одно основание увольнения представлен и перечень оснований увольнения со службы в органах внутренних дел в статье 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
При этом в названных нормах нет основания увольнения со службы в органах внутренних дел, хоть как-то подходящего к случаю призыва гражданина на военную службу.
Таким образом возникает вопрос, по какому основанию будут увольняться со службы сотрудники органов внутренних дел, которым после вступления рассматриваемого закона в силу отсрочка представляться не будет (не имеющие, высшего профессионального образования), в случае призыва их на военную службу, принимая во внимание, что таким гражданам поступать на службу в органы внутренних дел не запрещено. Этот вопрос в полной мере относится и к учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, а также к иным органам, на которых распространяет свое действие Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Еще одна проблема является следствием изменений, внесенных в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*.
В частности, если ранее Государственная противопожарная служба входила в состав МЧС России, то с 1 января 2005 года Государственная противопожарная служба состоит из федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Учитывая изложенное, применение в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" понятия "Государственная противопожарная служба МЧС России" с 1 января 2005 года некорректно (такого органа нет). Это же способно привести и к проблемам на практике.
Имеются к законопроекту и замечания юридико-технического характера.
Тем не менее следует признать, что устранение изложенных недостатков в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении возможно без нарушения его концепции.
Таким образом, принятие законопроекта позволит решить проблемы, связанные с воинским учетом граждан, проходящих службу в органах внутренних дел и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их призывом на военную службу, обеспечит возможность четкого и недвусмысленного понимания указанными гражданами своих прав и в целом окажет позитивное влияние на процесс исполнения гражданами воинской обязанности.
Учитывая изложенное, целесообразно рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М.Заварзин |
______________________________
* Этим же Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ аналогичная проблема решена в отношении граждан, проходящих службу в Государственной противопожарной службе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.