Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности
от 17 февраля 2005 г. N 33/1
на проект федерального закона N 132859-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы"
Комитет Государственной Думы по безопасности рассмотрел проект федерального закона N 132859-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы", внесенный Правительством Российской Федерации.
В законопроекте предлагается:
исключить часть пятую статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции", которой определена категория граждан, подлежащих снятию с воинского учета и учету их в Министерстве внутренних дел Российской Федерации;
исключить статью 21 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, которой также определяется категория граждан, подлежащих снятию с воинского учета, отсрочке от призыва и учету их в Министерстве внутренних дел Российской Федерации;
статью 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" изложить в другой редакции, сохранив право на отсрочку от призыва сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, принятых на службу до 1 января 2005 года.
Внесение указанных изменений в Закон Российской Федерации "О милиции" и в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по мнению Правительства Российской Федерации, обусловлено тем, что предметом правового регулирования указанного Закона и Положения являются вопросы организации деятельности милиции в Российской Федерации, ее обязанностей и прав, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников, финансирования и материально-технического обеспечения, регулирования порядка и условий прохождения государственной службы сотрудниками правоохранительных органов.
По мнению Правительства Российской Федерации, предлагаемые в законопроекте изменения позволят обеспечить единый подход при решении вопросов организации воинского учета и исполнения воинской обязанности, поскольку правовое регулирование в этой области осуществляется нормами Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
В настоящее время граждане Российской Федерации, назначенные на должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений указанных ведомств не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в порядке, определяемом Положением о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации.
Поддерживая подход о недопустимости взаимоисключающих положений в российском законодательстве. Комитет отмечает, что рассматриваемый законопроект не учитывает специфику правоохранительной службы - как вида федеральной государственной службы по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
1. Принятие законопроекта и постановка на учет в военных комиссариатах лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, их призыв на военную службу или на переподготовку может привести к расшифровке кадрового состава оперативно-розыскных служб, поставит под угрозу их личную безопасность и безопасность членов их семей. Для сохранения конспирации или обеспечения безопасности указанных сотрудников потребуется дополнительное бюджетное финансирование по осуществлению мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". В этой связи, возникает необходимость внесения в представленный законопроект изменений, предусматривающих специальный воинский учет для указанной категории сотрудников.
2. В предлагаемой законопроектом новой редакции статьи 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождение или отсрочка от призыва на военную службу распространяется лишь на сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, принятых на службу до 1 января 2005 года. Законопроект не решает вопросы в отношении граждан, поступивших на службу в указанные органы в период с 1 января 2005 года до момента вступления в силу предлагаемого закона, и которым отсрочка от призыва на военную службу предоставляться не будет. Вместе с тем часть статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации содержат исчерпывающий перечень оснований увольнения со службы и в них не предусмотрено увольнение "в связи с призывом на военную службу".
3. Законопроект предусматривает внесение изменений лишь в Закон Российской Федерации "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Вместе с тем не учтены изменения, связанные с административной реформой систем управления, в частности с разделением с 1 января 2005 года Государственной противопожарной службы МЧС России на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
4. В предлагаемой законопроектом новой редакции статьи 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в перечне правоохранительных органов и учреждений, сотрудники которых сохранили право на отсрочку от призыва, отсутствуют органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Поддерживая концепцию проекта федерального закона о необходимости обеспечения единого подхода при решении вопросов организации воинского учета и исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации, Комитет по безопасности считает целесообразным разработку и принятие данного законопроекта, однако представленный текст требует доработка с учетом указанных замечании и предложений.
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.