Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" входит в пакет законопроектов, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание детей.
В настоящее время участились случаи нарушения прав детей, в том со стороны родителей или иных лиц, на которых по закону или договору возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних. Все чаще и чаще дети приобщаются к употреблению алкоголя и наркотиков, увеличивается число детей, не получающих образование, не уменьшается количество безнадзорных и беспризорных детей. Назрела необходимость повысить эффективность норм об ответственности родителей и иных указанных лиц.
Законопроект в первую очередь более четко определяет круг лиц, которые несут административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних (статьи 5.35, 6.10, 20.22 КоАП).
Существующее понятие "родители или иные законные представители несовершеннолетних" страдает неточностью, поскольку, например, попечители несовершеннолетних в силу статьи 33 Гражданского кодекса Российской Федерации законными представителями несовершеннолетних не являются. Однако по закону (статья 150 Семейного кодекса) попечители "обязаны воспитывать ребенка, находящегося под попечительством, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии".
В то же время действующее понятие "родители или иные законные представители несовершеннолетних" не охватывает весь возможный круг специальных субъектов административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Так, не несут административной ответственности лица, которые осуществляют воспитание детей по договору. В то же время такие лица являются субъектами гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними (пункт 3 статьи 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В качестве уточненного круга субъектов ответственности по составам, закрепленным статьями 5.35, 6.10, 20.22 КоАП, предлагаются родители или иные лица, на которых законом или договором возложены обязанности по содержанию, воспитанию, обучению и (или) защите прав и интересов несовершеннолетних.
Кроме того, действующая статья 5.35 КоАП предусматривает ничтожно малые санкции за указанные правонарушения, несоразмерные с тем ущербом, который причиняется ребенку. В настоящее время размер штраф составляет от одного до пяти МРОТ (т.е. от 100 до 500 рублей). В связи с этим предлагается ввести более эффективные санкции в статью 5.35 КоАП, предусмотрев при этом разный размер административного штрафа для граждан (физических лиц) и руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для граждан - в размере от десяти до двадцати пяти МРОТ (от тысячи до двух с половиной тысяч рублей), а для руководителей учреждений - от двадцати до пятидесяти МРОТ (от двух тысяч до пяти тысяч рублей). При этом руководитель соответствующего учреждения будет нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и (или) защите прав и интересов несовершеннолетних, допущенное работниками этого учреждения.
Увеличение размера санкций планируется и в отношении такого правонарушения, как вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (статья 6.10 КоАП). Если такое вовлечение производится со стороны родителей или иных лиц, на которых по закону или договору возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, то предлагается не только налагать на указанных лиц административный штраф, но и применять административный арест на срок до пятнадцати суток.
Предлагается также изменить меры административного наказания в отношении родителей или лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, за появление несовершеннолетних в состоянии опьянения или распитие ими спиртных напитков в общественных местах (статья 20.22 Кодекса). Размер налагаемого штрафа предлагается увеличить и установить в размере от пяти до десяти МРОТ.
Данный законопроект относится к сфере действия законодательства об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" планируется вместе с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и не потребует внесения изменений и дополнений в иные федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.