Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 февраля 2000 г. N КА-А40/393-00
(извлечение)
Управление по городу Москве Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации обратилось в арбитражный суд г. Москвы с иском к ЗАО "Анкей-Холдинг" и ЗАО "Компания "Универс" о признании недействительным заключенного между ответчиками договора N 20703/97 от 25.08.97 на поставку оборудования.
Решением от 19.10.99, оставленным без изменения постановлением от 17.12.99 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы отклонил исковые требования истца, поскольку органам налоговой полиции не предоставлено права на обращение с подобными исками в суд.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой полиции, в которой истец ссылается на наличие у него такого права.
Ответчик - ЗАО "Анкей-Холдинг" возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Нельзя признать обоснованным утверждение полиции о том, что предъявление ею иска основывается не на налоговом, а на гражданском законодательстве, поскольку полиция не является стороной в данном гражданско-правовом договоре и ее право на предъявление иска о признании недействительным договора, заключенного между двумя юридическими лицами, может основываться лишь на полномочиях, предоставленных полиции специальным законодательством.
Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 41/9 от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел по спорам, связанным с применением норм Кодекса, судам необходимо исходить из того, что в силу его статей 9, 10, 36 органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.
Статья 36 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяющая полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции, не содержит права полиции на предъявление иска о признании недействительными гражданско-правовых сделок, заключенных третьими лицами, и одновременно отсылает к Закону Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", в котором также не закреплено подобное полномочие органов полиции.
При этом нельзя признать обоснованной ссылку полиции на ранее принятые нормативные правовые акты, которые вступают в противоречие с действующим законодательством.
Полиция ссылается на то, что в соответствии с п. 8 Положения о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Указом президента Российской Федерации N 1272 от 25.09.99, ФСНП России использует права, предоставленные федеральным законодательством должностным лицам налоговых органов, однако указанный п. 8 Положения предоставляет ФСНП России перечисленные в нем полномочия лишь в пределах компетенции полиции, к которой в силу ст. 36 Налогового Кодекса Российской Федерации и ст. 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" не относится право полиции предъявлять иски о признании гражданско-правовых договоров недействительными.
Как следует из п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, что возможно лишь при предъявлении иска в соответствии со ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации о недействительности сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности.
Полиция, представляя иск о признании договора, заключенного ответчиками, недействительным, не обосновала, каким основам правопорядка, относящимся к сфере налоговых правоотношений, противоречит заключенный между двумя акционерными обществами гражданско-правовой договор.
При этом нельзя признать обоснованным утверждение полиции о том, что налоговые органы вправе предъявить любые иски о признании сделок недействительными.
Ст.ст. 6, 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" ограничивают подобное право налоговых органов задачей налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства и совершение сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на иск и отказе истцу в связи с этим в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 19.10.99 и постановление от 17.12.99 по делу N А40-38185/99-50-413 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2000 г. N КА-А40/393-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании