Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
Основной идеей проекта федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" является закрепление единого порядка государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования и обеспечение их соответствия Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.
Целью разработки данного законопроекта являются реализация положений Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), создание механизма его исполнения.
Вступление в силу нового федерального закона предполагает существенную корректировку законодательства о местном самоуправлении, действующего в субъектах Российской Федерации. Очевидно, что региональные законы, которыми единый порядок регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования не предусмотрен, утратят силу, поскольку соответствующие полномочия будут закреплены за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции.
В соответствии с действующим Федеральным законом от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регистрация уставов и изменений к ним осуществляется как органами государственной власти субъектов Российской Федерации, так и территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации.
Предлагаемый проект федерального закона определяет единый орган, уполномоченный проводить государственную регистрацию уставов муниципального образования, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
Таким образом, существенной характерной чертой законопроекта является то, что он упорядочит нормативное регулирование вопросов регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, переведя его с регионального на федеральный уровень.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие при государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
Законопроект предусматривает порядок реализации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти функции по государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, включая полномочия по отказу в государственной регистрации в случае противоречия устава (муниципального правового акта) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации, а также в случае нарушения установленного Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав и регулирует вопрос ведения Федерального реестра уставов муниципальных образований.
Кроме того, в законопроекте отражены положения, направленные на реализацию права граждан и органов местного самоуправления на обжалование отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также нарушения установленных сроков государственной регистрации.
Законопроектом предусмотрено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции устанавливаются форма свидетельства о государственной регистрации уставов муниципального образования, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, и формы копий текстов документов, прилагаемых в электронном виде на магнитном носителе, определяется порядок ведения Федерального реестра и порядок предоставления сведений из него. В этой связи, упомянутым органом исполнительной власти потребуется издание специального нормативного акта, регламентирующего указанные вопросы.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 83 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822, 2005 N 1 ст. 12), предусматривающее вступление в силу статьи 44 настоящего Федерального закона, определяющей порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
Законопроект состоит из 8 статей.
Статья 1 определяет процедуру государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
Статья 2 содержит определение Федерального реестра и принципы его ведения.
Статьи 3 и 4 определяет срок и перечень документов предоставляемых для государственной регистрации устава муниципального образования, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
Статья 5 регулирует порядок принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
В статье 6 урегулирован порядок предоставления сведений главой муниципального образования об официальном опубликовании (обнародовании) устава муниципального образования, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
В заключительных положениях (статьи 7 и 8) установлен порядок вступления закона в силу и переходные положения.
Законопроект согласован с заинтересованными министерствами Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, доработан с учетом их замечаний и предложений.
Настоящий проект направлен на реализацию положений статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
Принятие федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
Принятие федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" потребует:
принятия Указа Президента Российской Федерации, которым будет определен федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный проводить регистрацию уставов муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.