Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 156855-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и в статью 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Об изменениях в Земельный кодекс Российской Федерации
Действующие нормы статей 84 и 102 Земельного кодекса Российской Федерации содержат противоречие, поскольку относят одни и те же земельные участки (земли) к двум категориям земель одновременно. Статья 84 ЗК РФ определяет, что к землям поселений относится территория в черте поселений (п.1 ст.84 ЗК РФ). Согласно статьи# 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранными зонами водных объектов, полосами отвода, зонами охраны водозаборов и т.д.
Одним из базовых принципов земельного законодательства является деление земель на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ). Этот принцип не допускает произвольного установления категории земель.
Отнесение земель или земельных участков # одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (п.1 ст.14 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ). Поскольку земельный участок должен быть отнесен лишь к одной категории земель, противоречие статей 84 и 102 ЗК РФ создает условия для принятия произвольных решений, в частности, в отношении возможности приватизации. Приватизация земель водного фонда запрещена (пункт 2; подпункт 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ). Причисление земельного участка, на котором расположено здание или недвижимость имущественного комплекса, к землям водного фонда, означает произвольное установление запрета на выкуп земельного участка либо его части, относимой к водоохранной зоне (20 - 500 м от кромки берега).
В отношении земель поселений в действующем законодательстве имеется запрет на приватизацию только земельных участков общего пользования (п.12 ст.85 ЗК РФ). Нет запретов на приватизацию земель промышленности. Последними признаются "земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности..." (пункт 1 статьи 88 ЗК РФ).
В случае если категория земель не указана, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся (п.4 ст.14 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Возможность произвольных решений об отнесении земель к категории земель водного фонда ущемляет права миллионов граждан и организаций. Только по землям поселений проблема "двойного правового режима" касается земель площадью в 600 тыс. га (п.1.1.6. Государственного доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 году).
При сохраняющейся неопределенности понятия "земли водного фонда" невозможно однозначно применять нормы нового Градостроительного кодекса РФ, который устанавливает правовые основания для установления и изменения категорий земель, в т.ч. земель водного фонда (подпункт 3 пункта 6 статьи 23; пункт 6 статьи 36; пункт 3 статьи 41 и другие). Например, если водоохранные зоны водных объектов на территориях поселений будут рассматриваться как земли водного фонда, то на, значительной части территории поселений будет невозможно установить градостроительные регламенты: они не устанавливаются для земель водного фонда (п.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ).
Поправкой определяется, что к землям водного фонда относятся:
- земли, занятые водными объектами, расположенные вне черты поселений;
- земли водоохранных зон водных объектов и выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений, иных водохозяйственных сооружений и объектов, расположенные вне черты поселений и не предоставленные ранее для промышленного и иного специального назначения.
Норма об отнесении к землям водного фонда только тех земель, которые заняты водными объектами и расположены вне черты поселений, позволяет однозначно установить принадлежность участка к той или иной категории. С той же целью к землям водного фонда отнесены только те земли водоохранных зон водных объектов и иных водохозяйственных сооружений, которые находятся вне черты поселений и не предоставлены ранее для промышленного и иного специального назначения.
Важно подчеркнуть, что указанные изменения сохраняют охранный режим использования указанных объектов: их использование существляется в том же порядке и на тех же условиях, что и использование земель водного фонда.
В поправках использована юридическая техника по аналогии с такой же действующей нормой Лесного кодекса Российской Федерации (абзац первый статьи 7). Формулировка не "предоставленные ранее для промышленного и иного специального назначения" воспроизводит определение земель промышленности и иного специального назначения (п.1 ст.87 ЗК РФ), указывая на защиту ранее предоставленных прав на недвижимость. "Ранее" означает до вступления в силу данной нормы, а по сути - до вступления в силу ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (от 21.12.2004 N 172-ФЗ), согласно которому отнесение земель или земельных участков к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (п.1 ст.14 указанного Закона РФ).
Норма о земельных участках, зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению, а также об иных земельных участках вынесена в отдельный абзац по той причине, что эти объекты не будучи "категориями земель" не должны указываться в перечне последних.
Об изменениях в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Предлагаемыми изменениями пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" терминология приведена в соответствие с базовыми нормами ЗК РФ ("земельные участки земель категории", "в составе категории земель поселений") для приведения терминологии в соответствие с той, что установлена в ст.1 ЗК РФ.
Категории земель перечислены раздельно - во избежание недоразумений.
Норма о землях водного фонда (абзацы четвертый и шестой пункта 8 статьи 28) изложена в новой редакции, которая соответствует предлагаемым изменениям в ст.102 ЗК РФ.
Из абзаца четвертого пункта 8 статьи 28 в действующей редакции исключены слова "водоохранного и санитарно-защитного назначения". Согласно ЗК РФ земель "водоохранного и санитарно-защитного назначения" как самостоятельной категории нет, они входят в состав упомянутых в том же пункте "особо охраняемых природных территорий". Наличие в законе неопределенного термина создает условия для произвольных решений.
Финансово-экономическое обоснование
по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 102 Земельного кодекса Российской Федерации и в статью 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 102 Земельного кодекса Российской Федерации и в статью 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует затрат бюджетных средств.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения и дополнения которых потребует принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 102 Земельного кодекса Российской Федерации и в статью 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 102 Земельного кодекса Российской Федерации и в статью 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не требует признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.