Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
Благоприятная ситуация между российскими и украинскими трубниками, изменилась в 2000 г., когда объем импорта украинской трубной продукции на внутренний рынок России начал угрожающе возрастать, вытесняя с рынка отечественную продукцию и оказывая крайне негативное влияние на финансово-экономические показатели работы российских трубных предприятий.
Российский Фонд развития трубной промышленности провел исследование и выяснил, что металлургические предприятия на Украине получили государственную поддержку в виде списания пеней, штрафов, реструктуризации задолженности по обязательным платежам, отсрочек по бюджетным отчислениям, льготных тарифов и других преференций, составившую по итогам 3-х лет сумму более 1 млрд. долларов США, из которых около 160 млн. долларов США пришлось на украинскую трубную отрасль. Это позволяет украинским трубным предприятиям снижать цены на свою продукцию.
Кроме того, ряд трубных предприятий Украины расположен в так называемых Свободных экономических зонах и на Территориях приоритетного развития, созданных в соответствии с украинским законодательством на срок не менее 30 лет. В результате, по оценке металлургических аналитиков и ряда независимых экспертов, например, крупнейший производитель труб большого диаметра на Украине Харцызский трубный завод (ХТЗ) несет налоговую нагрузку в 1,5-2 раза меньшую, чем аналогичные предприятия в России.
Тем не менее, 10 апреля 2001 г. было подписано Соглашение о регулировании поставок труб из черных металлов сроком на 3 года. Общий объем ежегодных поставок по данному Соглашению ограничивался 620 тыс. тонн, в том числе 135 тыс. тонн приходилось на трубы диаметром 1420 мм. Анализ практики его применения показывает, что наличие такого документа оказало существенное положительное влияние на стабилизацию российского трубного рынка. В результате была обеспечена прогнозируемость его емкости и объемов гарантированного сбыта украинской трубной продукции.
Наличие действующего Соглашения позволило российским трубным предприятиям разработать и начать реализацию широкомасштабных стратегических программ технического перевооружения и ввода новых производственных мощностей. Объективно российской трубной отрасли нужно 3 года для завершения этих стратегических программ, общая стоимость которых - около 1,5 млрд. долл. США. В прошлом году на эти цели было выделено компаниями около 250 млн. долл. США и в этом будет выделено столько же. В целом за прошедшие 3 года в ходе реализации стратегических инвестиционных программ освоено более 450 млн. долл. США капитальных вложений.
К сожалению, срок действия всеобъемлющего Соглашения по трубам истек 31 декабря 2004 г., и поэтому еще в июне 2004 г. был подписан протокол между экспертными группами Минэкономразвития России и Минэкономики Украины о целесообразности и приоритетности перехода на долгосрочные отношения. Затем эта идея была подтверждена поручением, данным Минэкономики Украины и Минэкономразвития России на X заседании Смешанной Российско-Украинской комиссии по экономическому сотрудничеству (п. 2.4 протокола от 2.07.2004 г.).
Текст Соглашения о поставках труб из черных металлов на период 2005-2007 гг., подготовленный Фондом развития трубной промышленности совместно с российскими трубными компаниями, впервые озвученный в сентябре 2003 г., в конце 2003 г. и в 2004 г. прошел доработку в Минэкономразвития и Минпромэнерго России и затем направлен для согласования украинской стороне. В процессе подготовки нового проекта Соглашения отечественные трубники исходили из объемов поставок украинских труб на российский рынок в 2001-2004 гг. и аргументировали размер ограничений на период 2005-2007 гг. При том, что уже в настоящее время по сортаменту выпускаемой продукции отрасль удовлетворяет потребности рынка на 98%. Окончательное согласование параметров всеобъемлющего Соглашения было проведено с руководством Минэкономики Украины в середине декабря 2004 г. в Москве.
Однако, 29 декабря 2004 г. от украинской стороны в Минэкономразвития России и Фонд развития трубной промышленности поступил новый проект Соглашения, имеющий принципиальные отличия от ранее согласованных параметров, что привело к прекращению переговоров по этому вопросу.
В 2005 г. ситуация на российском трубном рынке резко ухудшилась. Производство и отгрузка стальных труб российскими производителями в январе-феврале 2005 г. снизились по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 9%, а на ряде крупнейших предприятий, производящих трубы большого диаметра, снижение составило от 19 до 25%. Аналогичная информация содержится в докладе Минэкономразвития к заседанию Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономическом развития России. В нем указано, что, несмотря на общее благоприятное положение дел в металлургическом комплексе, в январе 2005 г. произошло снижение объемов производства труб по сравнению с декабрем 2004 г. на 1,7% и по сравнению с январем 2004 г. - на 9,6%.
При этом отрицательная динамика развития трубной промышленности России происходит на фоне резко возросшего нерегулируемого импорта трубной продукции из Украины. По имеющимся сведениям, ряд крупных украинских заводов увеличил свои поставки в январе-феврале 2005 г. от 17 до 49%.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Правительство может устанавливать ограничения на импорт только сельскохозяйственных товаров. То есть, с одной стороны, российской металлургической промышленности на внутреннем рынке предлагается торговля без количественных ограничений трубной продукцией, в то время, как известно, что в связи с увеличением ЕС на 10 новых членов квота российских сталеваров на европейском рынке увеличена на 500 тыс. тонн. То есть, допускается квотирование российских металлургов на европейском рынке, и не допускается такого же подхода по отношению к российскому рынку.
Следует отметить, что если будет осуществлен переход к свободной торговле без ограничений, то на российский рынок, по экспертной оценке, может прийти до 3 млн. тонн дешевой украинской трубы. Для России это означает остановку всех ее малых заводов, потери более 10 млрд. руб. для российских трубников и 10-15 млрд. руб. для их смежников и поставщиков - металлургические комбинаты. В итоге это может привести к потерям более 25 млрд. руб. по всему горно-металлургическому комплексу России и спровоцировать социально-экономический кризис.
Поэтому, для того, чтобы не допустить коренного изменения сложившейся структуры внутреннего рынка и не потерять годами складывавшееся равновесие, позволившее обеспечить уверенные темпы развития российской трубной промышленности необходимо принятие закона об установлении количественных ограничений на импорт изделий из черных металлов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в случае его принятия в качестве закона, дополнительных бюджетных затрат не потребует.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.