Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Необходимость принятия данного федерального закона определяется осложнением криминальной ситуации в России, а также важностью предупреждения повторных преступлений в общей системе мер борьбы с преступностью.
В течение последних лет из мест лишения свободы ежегодно освобождается более 350 тыс. ранее судимых лиц. Ими совершается каждое пятое преступление.
Одним из наиболее эффективных способов предупреждения совершения преступлений ранее судимыми лицами является административный контроль (надзор) - система временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и воздействия на поведение отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В различных формах административный контроль (надзор) существует в США, Украине, других странах.
В то же время профилактическая деятельность государственных субъектов предупреждения преступлений в отношении ранее судимых лиц в настоящее время недостаточно эффективна. Во многом это объясняется отсутствием четкого правового регулирования в сфере административного надзора.
В соответствие# со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. В настоящее время в российском законодательстве такой закон отсутствует.
До настоящего времени правоотношения, возникающие в указанной сфере, регулируются неотмененным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI, которым утверждено Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Однако данный нормативный правовой акт вошел в противоречие с федеральным законодательством и практически утратил свое нормативно-правовое значение.
Уголовным кодексом РСФСР была установлена уголовная ответственность по статье 198 за злостное нарушение правил административного надзора. Указанная норма отменена Законом Российской Федерации от 29 апреля 1993 г. и не вошла в Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 г.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 167) предусматривал административную ответственность за нарушение правил административного надзора. Однако данная норма не нашла отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В результате какой-либо ответственности за нарушение правил административного надзора с 1 июля 2002 г. не существует.
Статьей 50 Федерального Закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрено установление по решению суда наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предусматривающего запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничение выезда в другие местности без разрешения органов внутренних дел. Статьей 19.24 действующего в настоящее время Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом. Однако в связи с отсутствием федерального закона, регламентирующего указанную сферу, данная санкция не применяется.
На основании изложенного можно сделать вывод, что рост на 21,8% количества преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, в период с 1994 по 2002 годы произошел в том числе в связи с отменой ответственности за нарушение правил административного надзора и соответствующим отмиранием указанного института.
Представленный на рассмотрение законопроект устанавливает:
основы правового регулирования отношений, возникающих в сфере предупреждения "рецидивной" преступности путем осуществления административного контроля в отношении отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
понятие и задачи административного контроля;
лиц, в отношении которых устанавливается административный контроль (подконтрольных лиц);
основания для установления административного контроля;
срок административного контроля;
ограничения, применяемые в отношении подконтрольных лиц;
порядок установления, осуществления, продления и прекращения административного контроля;
правила административного контроля права и обязанности подконтрольных лиц и органов внутренних дел.
Законопроект состоит из 15 статей, помещенных в пяти главах.
Реализация проекта федерального закона не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений милиции, а также их дополнительного финансирования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Принятие проекта федерального закона "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" потребует внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Реализация федерального закона "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.