Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Внесение изменений в часть первую статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вызвано необходимостью снизить социальную напряженность, вызванную многократным повышением размеров административных штрафов для граждан за проживание без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации.
В ранее действовавшей редакции части первой статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания альтернативно предусматривались предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда. В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2004 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" административная ответственность за правонарушение, предусмотренное частью первой статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, была усилена и качественно (отказ от альтернативного применения предупреждения), и количественно (административный штраф теперь налагается в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда).
Как показывает практика применения части первой статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, население края и психологически, и материально оказалось не готовым к столь радикальному изменению административного наказания. Резкое, скачкообразное - в 15-25 раз (!) - увеличение размеров административных штрафов вызывает эффект "шокотерапии" и воспринимается общественным мнением как наказание несправедливое, очевидно не соразмерное тяжести совершенного правонарушения. В условиях непростой социально-экономической обстановки в стране, сопровождающейся ухудшением жизненного уровня многих категорий граждан, такие высокие размеры штрафов, сопоставимые с прожиточным уровнем трудоспособного человека, оказываются непосильным бременем для большинства нарушителей. Вместе с тем общеправовой принцип гуманизма требует, чтобы привлечение к ответственности не причиняло нарушителю непоправимых имущественных обременений, влекущих неспособность пользоваться необходимым минимумом основных прав и свобод. Кроме того, правонарушения, предусмотренные частью первой статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершаются в большинстве случаев по неосторожности, нередко из-за объективных трудностей с оформлением документов, при наличии смягчающих обстоятельств.
Не оспаривая в целом необходимость усиления административной ответственности за проживание без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации по сравнению с ранее действующим порядком, предлагаем вернуться к такой мере наказания, как предупреждение, которая имела место ранее, и снизить размер административных штрафов, налагаемых за административное правонарушение, предусмотренное частью первой статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель |
А.В. Усс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.