Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О прибрежном рыболовстве"
Данный законопроект разработан в соответствии с Федеральным законом "О животном мире", а также в развитие концепции Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Принятие данного законопроекта направлено на совершенствование законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, детализации и уточнения норм, регламентирующих ведение рыболовства в прибрежной рыболовной зоне. Законопроект развивает и раскрывает положения и принципы, обозначенные в первом из серии федеральных законов, направленных на рациональное использование, сохранение и регулируемое воспроизводство водных биологических ресурсов, являющихся одним из важнейших и традиционно используемых населением прибрежных субъектов Российской Федерации видов природных ресурсов.
Закон затрагивает крайне чувствительные и острые моменты правового регулирования соотношения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части государственного управления и контроля в сфере охраны, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов и среды их обитания. Прибрежное рыболовство является чрезвычайно важной составляющей рыбохозяйственной отрасли. По данным ФАО оно дает порядка одной трети добычи мирового морского рыболовства. Особо значительную роль прибрежное рыболовство играет во многих приморских регионах, где оно является весьма важным, а зачастую, и ведущим компонентом экономики. Во многих странах мира более 90% рыбопродукции, реализуемой в свежем и охлажденном виде, составляет именно продукция прибрежного рыболовства и аквакультуры.
С учетом особенностей природно-климатических условий прибрежных районов промысла понятие "прибрежное рыболовство", приведенное в п. 11. статьи 1 Федерального закона "О прибрежном рыболовстве" уточнено и изложено в редакции, определяющей, что при ведении прибрежного рыболовства рыбопродукция на территорию Российской Федерации может доставляться не только в свежем и охлажденном виде, но и замороженном, что должно отражаться в условиях разрешений на добычу(вылов) водных биоресурсов в режиме прибрежного рыболовства, отражающих природно-климатические (сезонные) и технологические (категории промыслового флота) особенности промысла конкретных видов водных биоресурсов.
Данный законопроект определяет правовые основы государственной политики в области прибрежного рыболовства, обеспечивающей воспроизводство и рациональное использование водных биологических ресурсов, составляющих основу жизни и деятельности населения прибрежных субъектов Российской Федерации, а также развитие их социально-экономической инфраструктуры.
Помимо экономического аспекта прибрежного рыболовства, приведении которого на территорию России доставляется рыбопродукция для переработки и последующей реализации, чрезвычайно важным является аспект социальный. На практике, создание каждого рабочего места рыбака автоматически влечет за собой создание, как минимум, 6-8 рабочих мест в сфере торговли, транспорта, рыбообработки, судоремонта и т.д. Суммарный социально-экономический эффект этой цепочки настолько велик, что во многих странах государством оказывается прямая или косвенная финансовая поддержка прибрежному рыболовству в тех случаях, когда первое звено, то есть непосредственно промысел, оказывается нерентабельным.
В то же время, абсолютно очевидно, что прибрежное рыболовство является всего лишь одним из компонентов промышленного рыболовства, ведущегося в промысловых районах, расположенных как во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, но также и на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В этой связи не представляется необходимым устанавливать постоянную границу зоны прибрежного рыболовства, принимая во внимание, что при соблюдении главного отличительного принципа прибрежного рыболовства - доставки рыбопродукции на территорию Российской Федерации, прилегающую к районам промысла, основным отличительным условием будет являться технологическая возможность доставки рыбопродукции на берег при сохранении ее потребительских качеств.
Квоты прибрежного рыболовства должны быть достаточными для того, чтобы обеспечивалась эффективная деятельность прибрежного рыбохозяйственного комплекса при полной загрузке мощностей рыбоперерабатывающих предприятий и удовлетворении потребительского спроса местного населения. Предложения по объемам квот прибрежного рыболовства должны разрабатываться органами исполнительной власти прибрежных субъектов Российской Федерации при активном участии рыбопромысловых и научно-технических советов.
Наполнение содержания законопроекта конкретными нормами прямого действия, в том числе нормами, регулирующими государственную поддержку прибрежного рыболовства будет способствовать возрождению и активизации прибрежных рыбоперерабатывающих комплексов, повышению занятости населения, созданию новых рабочих мест, ориентации сбыта и реализации уловов водных биологических ресурсов на внутренних рынках. В этой связи в содержание данного законопроекта включена статья о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В законопроекте раскрыты новые нормы, необходимые для эффективного государственного регулирования данного вида использования водных биологических ресурсов - многовидовой промысел, прилов, что направлено в первую очередь на рациональное использование водных биоресурсов.
Данным законопроектом расширены полномочия прибрежных субъектов Российской Федерации в части совместного с федеральными органами исполнительной власти в области рыболовства регулирования промысла в режиме прибрежного рыболовства - организации конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком. В законопроекте отражены основные критерии выбора победителей таких конкурсов. Как мера, способствующая воспроизводству водных биоресурсов установлены нормы, определяющие приоритеты для бесконкурсного предоставления рыбопромысловых участков для ведения прибрежного рыболовства индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по искусственному воспроизводству и регулированию захода анадромных видов водных биоресурсов на нерест.
Невозможность применения в большом ряде случаев действующих мер регулирования промысла и распределения прав на использование биоресурсов, определило необходимость включения в данный законопроект нормы, устанавливающей особенности оперативного регулирования промысла анадромных видов водных биоресурсов.
В законопроекте нашла отражение и необходимость особого научного обеспечения, проведения государственного мониторинга и системы сбора учетных статистических данных о состоянии запасов и освоении квот прибрежного рыболовства.
В силу значительных различий климато-географических условий и развития социально-экономической структуры в различных приморских регионах России, следует применять дифференцированный подход к организации и регулированию прибрежного рыболовства. В некоторых районах его развивать просто невозможно и нецелесообразно. Освоение водных биоресурсов внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в подобных регионах может вестись не только каботажным, но и экспедиционным флотом или вахтовым методом, но в юридическом плане, данный вид использования водных биоресурсов также должен относиться к прибрежному рыболовству, если рыбопродукция доставляется на берег для переработки и/или реализации.
Учитывая то, что прибрежное рыболовство является неотъемлемой составляющей частью экономики приморских регионов, следует реализовывать стратегию его развития в тесной координации с общей стратегией социально-экономического развития данных регионов, то есть в рамках программ комплексного управления прибрежными зонами, что определило включение в законопроект норм, определяющих необходимость разработки и реализации специальных федеральных целевых программ развития прибрежного рыболовства и прибрежного рыбохозяйственного комплекса, а также соответствующих программ субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона N 124510-4 "О прибрежном рыболовстве"
Вносимый проект федерального закона "О прибрежном рыболовстве" не предполагает финансирования из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона N 124510-4 "О прибрежном рыболовстве"
В связи с принятием предложенного законопроекта не потребуется изменения или отмены иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.