Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму от 18 марта 2005 г. N 23/1
по проекту федерального закона N 120049-4 "О рекламе" (новая редакция), внесенному депутатами Государственной Думы Ю.Н.Волковым, В.Р.Мединским, В.Я. Комиссаровым, В.Г. Драгановым, Ю.Г. Медведевым, А.А. Кармеевым, М.Н. Гасановым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Принятый в 1995 году Федеральный закон "О рекламе" создал правовую основу формирования рекламного рынка и способствовал его развитию. Вместе с тем, за 10 лет рекламный рынок существенно изменился и многие положения действующего рекламного законодательства не учитывают особенностей отношений, сложившихся на современном рекламном рынке.
Кроме того, ряд отраслевых законов, принятых после 1995 года, содержит дублирующие, избыточные или несоответствующие Закону "О рекламе" нормы. Таким образом, внесение изменений в законодательство о рекламе представляется актуальным и обоснованным, так как позволит отменить устаревшие положения закона, дополнить его нормами, соответствующими изменяющимся условиям общественно-экономических отношений, а также привести в соответствие с Законом "О рекламе" ряд законодательных актов, принятых после 1995 года.
Новая редакция Закона "О рекламе" призвана разрешить накопившиеся проблемы и продолжает совершенствование правового регулирования отношений в области рекламной деятельности. Данный законопроект представляет собой консолидированный акт, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы и содержащиеся в настоящее время в целом ряде других федеральных законов.
Положительной оценки заслуживают предложения законопроекта, вводящие регулирование в тех сферах рекламного рынка, где в настоящее время правовое регулирование отсутствует или усиливает специальные требования к рекламе там, где действующие нормы недостаточны. К их числу следует отнести: ст. 7. "Реклама товаров при дистанционном способе продаж", ст. 8. "Реклама товаров с использованием стимулирующих мероприятий", ст. 14. "Реклама, распространяемая по сетям электросвязи общего пользования", ст. 20. "Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг", ст. 21. "Реклама биологически активных и пищевых добавок", ст. 23. "Реклама лотерей, игр, пари", ст. 25. "Реклама услуг по договору пожизненной ренты". Исключая устаревшие и проявившие свою неэффективность в правоприменительной практике нормы, законопроект дополняет, уточняет и делает более удобными для применения многие положения, касающиеся содержания рекламы. Законопроект расширяет ответственность рекламораспространителей, что должно способствовать предотвращению распространения ненадлежащей рекламы (ст. 4). С целью повышения эффективности работы антимонопольного органа в процессе контроля соблюдения законодательства о рекламе законопроект детализирует его полномочия (ст. 30-35).
Позитивно оценивая цели и задачи данного законопроекта, уровень его подготовки, появление актуальных законодательных новелл, дополняющих и совершенствующих законодательство о рекламе, целесообразно обратить внимание на следующие вопросы при дальнейшей работе над законопроектом по отдельным его статьям.
Понятийный аппарат, предлагаемый законопроектом, нуждается в уточнении. В частности, требуется дополнительно обосновать исключение понятия "потребитель рекламы", а также необходимость включения некоторых дефиниций ("товар", "антимонопольный орган") в специализированный закон и т.д.
Требование о распространении рекламы на территории России на русском языке и дополнительно по усмотрению рекламодателя на языках народов Российской Федерации (п.2 ст. 5 действующего Закона "О рекламе") в законопроекте исключено. Вместо него вводится новая регламентация использования иностранных слов в рекламе (абзац 2 пункта 5 статьи 4). Разделяя точку зрения о том, что распространяемая в русскоязычных изданиях реклама на иностранном языке не достигнет своей цели - доведение до наиболее широкого круга потребителей информации с целью побуждения его к приобретению рекламируемого товара и тем самым не будет окупаться, следует в дальнейшем доработать соответствующие положения законопроекта с целью обеспечения права граждан, не владеющих иностранными языками, на получение информации.
Определение "социальной рекламы" и регулирующие ее нормы (статья 9) целесообразно доработать таким образом, чтобы обеспечить развитие, эффективное функционирование, увеличение объема распространения и воздействия на общество данного института.
В статью 11. "Реклама на радио" целесообразно включить нормы, стимулирующие развитие спонсорской рекламы на радио, аналогичные предлагаемым законопроектом для телевидения.
Статью 20. "Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг" представляется целесообразным доработать с учетом решения Согласительной комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации (протокол от 15 марта 2001 г.), которая рекомендовала внести в закон "О рекламе" нормы принятого Государственной Думой и отклоненного Советом Федерации Федерального закона "О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств".
Кроме того, одновременно с рассматриваемым законопроектом "О рекламе" предполагается разработка и внесение изменений в ряд федеральных законов, нормы которых в отношении регулирования рекламы являются противоречащими проекту новой редакции закона. Необходимо обеспечить разработку пакета поправок в другие законодательные акты, регулирующие в том числе рекламу, с целью обеспечения введения их в действие одновременно с новой редакцией закона "О рекламе".
Исходя из изложенного Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует одобрить данный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.