Заключение Комитета Государственной Думы по информационной политике от 19 апреля 2005 г. N 44
по проекту федерального закона N 120079-4 "О рекламе" (новая редакция) - внесен депутатами Государственной Думы Ю.Н. Волковым, В.Р. Мединским, В.Я. Комиссаровым, В.Г. Драгановым, Ю.Г. Медведевым, А.А. Кармеевым, М.Н. Гасановым, А.В. Скочем,
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике рассмотрел проект федерального закона N 120079-4 "О рекламе" (новая редакция) и отмечает следующее.
Федеральный закон от 18.07.1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" сыграл важную роль в создании правовой основы для формирования и развития рекламного рынка. Однако, за время, прошедшее со времени принятия Закона, наработана значительная правоприменительная практика, которая свидетельствует, в частности о том, что отдельные положения Закона отличаются неоднозначностью формулировок, в силу чего по-разному трактуются субъектами рекламных правоотношений. Не случайно, вопросы толкования и применения действующего Закона о рекламе неоднократно рассматривались высшими судебными инстанциями Российской Федерации. Такая ситуация диктует необходимость уточнения действующих норм.
С другой стороны, действующий Федеральный закон "О рекламе" не учитывает целый ряд особенностей общественных отношений, складывающихся на современном рекламном рынке. Требуют соответствующего правового регулирования появившиеся новые способы распространения рекламы. Вносимые в Государственную Думу многочисленные законопроекты об изменении (дополнении) отдельных положений Федерального закона "О рекламе" не способны адекватно отразить происшедшие изменения как с точки зрения общих подходов к регулированию рекламного рынка, так и специфики рекламы отдельных видов товаров. Решение назревших проблем требует комплексного изменения рекламного законодательства, которое возможно в новой редакции Федерального закона "О рекламе".
И, наконец, за прошедшее время в ряде отраслевых федеральных законов появились нормы, регулирующие отношения в области рекламы, которые зачастую дублируют или не соответствуют Федеральному закону "О рекламе". Такая ситуация приводит к различному толкованию норм права, порождает сложности в правоприменении, негативно сказывается на функционировании рекламного рынка.
Таким образом, принятие новой редакции Федерального закона "О рекламе" представляется актуальным и практически значимым, поскольку позволит решить такие назревшие задачи как: отмена устаревших положений действующего Закона о рекламе, восполнение существующих пробелов правового регулирования рекламной деятельности, приведение в соответствие Закону "О рекламе" отдельных федеральных законов, содержащих нормы, регулирующие рекламные правоотношения.
Новая редакция Федерального закона "О рекламе", внесенная на рассмотрение Государственной Думы, предусматривает дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений в области рекламы. Положительной стороной законопроекта являются новые положения, отражающие особенности современного этапа развития рекламного рынка. Это положения о рекламе товаров при дистанционном способе их продажи, рекламе с использованием стимулирующих мероприятий, рекламе, распространяемой по сетям электросвязи общего пользования - телефонной, факсимильной, мобильной связи и компьютерных сетей, рекламе биологически активных и пищевых добавок, детского питания, рекламе лотерей, игр, пари, услуг по договору пожизненной ренты и др.
Законопроект более детально, чем действующий Закон о рекламе регулирует вопросы государственного контроля в сфере рекламы, что должно способствовать более эффективному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и как результат, снижению количества соответствующих нарушений.
К положительным моментам законопроекта можно также отнести попытку объединить правовые нормы о рекламе, содержащиеся в настоящее время в других федеральных законах, с последующим внесением изменений в эти законы.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по информационной политике рекомендует принять данный законопроект в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.