Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона, представленный в соответствии с протоколом заседания Совета Государственной Думы от 29 марта 2005 г. N 83.
Следует отметить, что изменения, внесенные в законопроект, не учитывают в полной мере замечания Правительства Российской Федерации, изложенные в официальном отзыве N 359п-П13 от 9 февраля 2005 г. на первоначальную редакцию законопроекта.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
В законопроекте не уточнены основные понятия. В частности, определение рекламодателя затрудняет идентификацию лица, отвечающего за содержание рекламы. Понятие "законодательство о рекламе" требует выделения в отдельную статью законопроекта. Учитывая, что реклама определяется как информация, не ясен применяемый в тексте законопроекта термин "рекламная информация". Несмотря на то, что в статье 3 законопроекта присутствует определение рекламопроизводителя, в тексте законопроекта не уточняется его правовой статус в процессе рекламной деятельности.
Требуют уточнения предусмотренные частью 2 статьи 4 законопроекта отдельные формы недобросовестной рекламы (реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц, порочащая деловую репутацию конкурентов или являющаяся актом недобросовестной конкуренции в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В статье 5 законопроекта требуется установить общий запрет на использование образов несовершеннолетних в рекламе любых потенциально опасных для них товаров, которыми они не могут самостоятельно воспользоваться.
Законопроект, по-прежнему, не учитывает необходимость последовательного противодействия распространению рекламы товаров, запрещенных или ограниченных в рекламировании.
Так, часть 4 статьи 2 законопроекта предусматривает, что требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов.
В соответствии с частью 9 статьи 10 законопроекта ограничения, установленные законопроектом в отношении рекламы отдельных товаров на телевидении, не распространяются на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы, содержащей упоминание об изготавливаемых или продаваемых спонсором товарах, реклама которых на телевидении запрещена. При этом необоснованно снимаются установленные ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров на телеканалах, доступ к которым осуществляется на платной основе.
Учитывая повышенное социальное воздействие рекламы в радио- и телепрограммах на потребителей, в законопроекте необходимо установить ограничения по продолжительности прерываний радио- и телепрограмм рекламой, которые на сегодняшний день отсутствуют.
Определяя порядок распространения рекламы в виде наложений (часть 2 статьи 10 законопроекта), следует предусмотреть требование о недопустимости наложения рекламы на субтитры и надписи разъясняющего характера при ее распространении в телепрограммах способом бегущей строки.
Требуют уточнения используемая терминология в положениях о рекламе, распространяемой по сетям электросвязи общего пользования, а также детализации положения о наружной рекламе и рекламе на транспорте исходя из требований безопасности дорожного движения.
Законопроект исключает предусмотренные частью 3 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" обязательные требования, предъявляемые к рекламопроизводителям и рекламораспространителям, по производству и распространению социальной рекламы.
Законопроект не запрещает распространение рекламы алкогольных напитков ближе 100 метров от детских, образовательных, медицинских и других учреждений, хотя в отношении рекламы пива и табака такой запрет устанавливается.
Нуждаются в уточнении требования, предъявляемые к рекламе оружия, вооружения и военной техники исходя из необходимости определения особого порядка распространения данной рекламы.
Законопроектом необоснованно исключается институт контррекламы, предусмотренный статьей 29 Федерального закона "О рекламе".
В законопроекте отсутствует содержащееся в целях обеспечения прав потребителей рекламы в действующей редакции Федерального закона требование о необходимости распространения рекламы на русском языке.
Установление льгот по уплате государственной пошлины не относится к предмету правового регулирования законодательства о рекламе. В этой связи часть 3 статьи 30 подлежит исключению из текста законопроекта.
Следует рассмотреть возможность консолидации требований к рекламе, имеющихся в статье 22 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статье 22 Федерального закона "О жилищных накопительных кооперативах".
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации полагает, что представленный проект федерального закона нуждается в существенной доработке.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 1075п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 120079-4 "О рекламе", внесенный депутатами Государственной Думы Ю.Н. Волковым, В.Р. Мединским, В.Я. Комиссаровым и другими"
Текст письма официально опубликован не был