Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 17 марта 2005 г. N 3.9-32/2 на проект федерального закона N 140463-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве" (в части упрощения порядка оформления прав на земли сельскохозяйственного назначения, а также упрощения порядка владения, пользования и распоряжения такими землями) - внесен депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.И. Борцовым, В.А. Дубровиком, А.Ф. Кнорром, Л.М. Рудиковой, А.М. Сысоевым, А.Н. Хайруллиным и членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, О.К. Шурдумовым
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Статьей 1 законопроекта вносятся изменения почти во все статьи Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон). По сути законопроектом создается новая редакция указанного Закона, что по мнению авторов проекта позволит устранить его недостатки, восполнить пробелы и установить более простой и четкий порядок распоряжения земельными долями и оформления прав на использование земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, по мнению Комитета по собственности, законопроект не достигает в полной мере обозначенных целей.
Так, статьи 12 и 13 Закона в их новых редакциях (пункт 10 статьи 1 законопроекта) необоснованно ограничивают права собственника по распоряжению земельными долями, делают практически невозможным выдел земельного участка в натуре в счет земельной доли, и оставляют для собственника земельной доли только возможность передачи указанной доли сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Содержащиеся в пункте 11 статьи 1 законопроекта (новая редакция пункта 1 статьи 14 Закона) положения о порядке проведения общего собрания участников долевой собственности также вызывают серьезные возражения.
Следует прежде всего обратить внимание на противоречие содержания указанного пункта положениям статей 246 и 247 Гражданского кодекса РФ, согласно которым распоряжение, а также владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех его участников. Таким образом, решение общего собрания участников долевой собственности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в долевой собственности, может быть принято только единогласно всеми участниками долевой собственности.
По мнению Комитета по собственности, предлагаемый законопроектом порядок уведомления участников долевой собственности о проведении общего собрания не обеспечивает уведомление всех участников долевой собственности, особенно проживающих за пределами муниципального образования по месту нахождения земельного участка, поскольку на практике диспозитивная норма законопроекта об уведомлении участника долевой собственности в письменной форме или посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, будет решаться в пользу последнего способа уведомления. Представляется целесообразным, чтобы обязательным способом уведомления об общем собрании было направление заказного письма участнику долевой собственности с информацией о дате, месте, времени проведения общего собрания, повестка дня общего собрания, порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания, и адрес, по которому с ней можно ознакомиться.
Представляются сомнительными положения законопроекта, понуждающие собственников распорядиться своим имуществом только способами, указанными в законопроекте, а именно, передать земельные доли в аренду, уставной капитал или доверительное управление сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности. Законопроект полностью игнорирует право собственников распорядится своим имуществом иными способами, например, продать свою долю указанной организации. Также собственники лишены возможности самостоятельно определить лицо (лиц), которому может быть продан, передан в аренду или в доверительное управление находящийся в долевой собственности земельный участок (например, иной сельскохозяйственной организаций, осуществляющей свою деятельность на смежных землях). Фактически, законопроект обязует собственников земельного участка заключить кабальную сделку с конкретным лицом.
С точки зрения гражданско-правовых отношений вопросы, решаемые общим собранием дольщиков общей долевой собственности, затрагивают интересы как собственников долей (участников долевой собственности на земельный участок), так и сельскохозяйственной организации, использующей этот участок на основании договора (аренды, доверительного управления, иное). Предоставляемое законопроектом право органу местного самоуправления обращаться к сельскохозяйственной организации с предложением о созыве общего собрания участников долевой собственности не только нарушает права собственников долей, но и создает основу для неправомерного воздействия со стороны органа местного самоуправления как на собственников долей, так и на сельскохозяйственную организацию, использующую эту землю.
Предлагаемая законопроектом норма дифференцирует критерии, достаточные для правомочности общего собрания участников долевой собственности, как по процентам от общего числа собственников долевой собственности на этот земельный участок (не менее 20 процентов), так и по процентам долей в праве общей собственности на этот земельный участок (более чем 50 процентов). Тем самым становится реальной ситуации, при которой возможно одновременно проведение двух общих собраний дольщиков, легитимных с точки зрения закона.
Вместе с тем, предлагаемый порядок подсчета голосов при принятии общим собранием дольщиков решения не допускает подобной дифференциации, поскольку решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на земельный участок, присутствующие на собрании и владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на собрании участники долевой собственности.
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в статью 17 Федерального закона "О землеустройстве", в соответствии с которыми проведение работ по установлению границ земельных участков при межевании объектов землеустройства допускается без определения их координат при составлении описания местоположения границ объекта землеустройства, если границы земельных участков совпадают с границами полей севооборотов и границами других объектов (дорог, защитных насаждений, лесов, ручьев, рек и других подобных объектов), - то есть без проведения топографо-геодезических работ.
В этой связи Комитет по собственности считает, что принимать за описание границ земельных участков границы указанных объектов, полностью исключив при этом геодезические измерения, недопустимо, поскольку границы объектов в силу различных причин могут измениться и следовательно не могут служить надежным подтверждением местоположения границы земельного участка на местности.
Кроме того, Комитет обращает внимание, что в части содержания статьи 2 рассматриваемый законопроект является альтернативным проекту федерального закона N 53583-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" и Федеральный закон "О землеустройстве", внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом и А.Н. Хайруллиным, который не поддерживается ни Правительством Российской Федерации, ни профильными комитетами Государственной Думы.
Исходя из этого статью 2 из законопроекта необходимо исключить.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает проект федерального закона N 140463-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.