Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 16 марта 2005 г. N вн 2.2-1/752 по проекту федерального закона N 140463-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве", внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.И. Борцовым, В.А. Дубовиком, А.Ф. Кнорром и др. (первое чтение)
Рассмотрев представленный на правовую экспертизу проект вышеназванного федерального закона, сообщаем следующее.
В проекте предлагается подпункт 4 пункта 3 статьи 1 изложить в новой редакции, в результате чего преимущественное право на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при отчуждении такой доли участником долевой собственности будет принадлежать сельскохозяйственной организации. При этом по сравнению с ныне действующей редакцией данной нормы в проекте исключено условие возникновения преимущественного права у сельскохозяйственной организации, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности.
В законопроекте используются формулировки "доверенностей, бесплатно удостоверенных должностным лицом местного самоуправления или удостоверенных нотариально" (пункт 8 статьи 1) и "доверенностей, бесплатно удостоверенных должностным лицом местного самоуправления" (пункт 12 статьи 1).
В этой связи обращаем внимание, что согласно действующему федеральному законодательству органы местного самоуправления наделены компетенцией по совершению нотариальных действий. Так, в соответствии со статьей 54 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (который в настоящее время действует и будет признан утратившим силу со дня вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", т.е. с 1 января 2006 года) полномочиями по совершению нотариальных действий наделены поселковая и сельская администрация.
Наличие у органов местного самоуправления полномочий по совершению нотариальных действий подтверждается и статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (части второй) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ. В соответствии с указанной статьей за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, уплачивается государственная пошлина.
Таким образом, с учетом действующего законодательства рекомендуем уточнить редакцию пунктов 8 и 12 статьи 1 законопроекта, имея в виду, что наряду с нотариально удостоверенными доверенностями допускается удостоверение доверенностей должностным лицом местного самоуправления с уплатой госпошлины за совершение ими указанного нотариального действия в соответствии с законодательством.
Замечания юридико-технического характера.
1. По наименованию законопроекта.
В наименовании отражено содержание только двух статей законопроекта, тогда как имеется и третья статья (о признании утратившими силу некоторых положения законодательства Российской Федерации). Поэтому наименование необходимо скорректировать и изложить следующим образом:
О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве", а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации
2. В абзаце втором подпункта "а" пункта 5 статьи 1 законопроекта слова "последнее предложение" необходимо заменить словами "третье предложение".
3. В пункте 11 статьи 1 законопроекта излагается в новой редакции пункт 1 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". При этом пункт 1 становится слишком объемным по количеству имеющихся в нем абзацев - 16 абзацев. Предлагаем скорректировать структуру этого пункта, разбив его на несколько дополнительных пунктов, и изложить это, например, таким образом:
11) в статье 14:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Решение ............ собственности.
Участники ............ Российской Федерации.";
дополнить пунктами 1.1 - 1.4 следующего содержания:
"1.1. Общее собрание ............ земельный участок.
Общее собрание ............ протоколом.
Приложением к протоколу ............ собственности.
1.2. Решением общего ............ определяются:
условия ............;
местоположение ............;
порядок ............;
местоположение ............ доли.
1.3. Участники долевой ............ указанных целей.
1.4. Общее собрание ............ местоположения:
части .............;
части .............;
части ............. управление.
Границы и площадь ............. земельных участков.";
4. В абзаце первом пункта 12 слова "в следующей редакции" необходимо заменить словами "следующего содержания".
5. Статья 4 законопроекта предполагает вступление его в силу со дня официального опубликования. Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общепринятого порядка вступления федеральных законов в силу - по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Статью 4 предлагаем снять как излишнюю.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.