Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу о составе компонентов военной организации государства"
Государственные структуры, в которых предусмотрено прохождение военной службы и которые относятся к войскам, воинским формированиям и органам, являющимся основными компонентами военной организации государства, определяются далеко не случайно.
Совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, представлена Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года N 706 (далее - Военная доктрина).
В соответствии с Военной доктриной целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства, которая включает в себя Вооруженные силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.
Таким образом основным критерием отнесения тех или иных государственных структур к компонентам военной организации государства является предназначение этих структур для участия в обеспечении обороны страны и военной безопасности государства именно военными методами. Военные же методы в конечном счете определяют специфическое содержание деятельности войск, воинских формирований и органов, которое, в свою очередь, находит отражение в конкретных формах этой деятельности: стратегические, контртеррористические и другие операции, боевые действия и т.д.
Базовым нормативным правовым актом, определяющим перечень таких структур, является Федеральный закон "Об обороне".
В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 статьи 1 названного Федерального закона в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации, к обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (именуемые далее другими войсками), а для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (именуемые далее воинскими формированиями), служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (именуемые далее органами), а также создаваемые на военное время специальные формирования.
В соответствии с пунктом 3 той же статьи "В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации". В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу".
Именно поэтому в вышеперечисленных войсках, воинских формированиях и органах Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и предусматривается прохождение гражданами военной службы. В других государственных структурах, в которых для решения поставленных задач необходима особая внутренняя дисциплина и возможность использования оружия, но которые не имеют непосредственного отношения к обеспечению военной безопасности военными методами, предусматривается прохождение не военной, а правоохранительной службы (органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и т.п.).
Иное толкование смысла отличия организаций, в которых предусматривается прохождение военной службы, от тех, в которых правоохранительная или иная служба, недопустимо.
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", явившийся следствием передачи Государственной противопожарной службы из ведения МВД России в ведение МЧС России, были внесены изменения и в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе": перечень организаций, в которых граждане проходят военную службу, был расширен за счет включения в него так называемых "воинских подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (позднее - воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
При этом указанное дополнение технически было внесено таким образом, названные воинские подразделения оказались не охваченными широко используемым в законодательстве Российской Федерации и устоявшимся понятием "другие войска, воинские формирования и органы".
Каких-либо изменений в Федеральный закон "Об обороне" вышеназванным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ внесено не было.
Учитывая это, с принятием и вступлением в силу названного Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ, перечень организаций, участвующих в обеспечении военной безопасности, оказался отличным от перечня организаций, в которых предусмотрена военная служба, что само по себе абсурдно.
Кроме того, выведение воинских подразделений федеральной противопожарной службы за рамки понятия "другие войска, воинские формирования и органы" вывело эти подразделения за границы правового поля, регламентирующего все вопросы, связанные с функционированием этих компонентов военной организации государства.
Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороне" Президент Российской Федерации:
осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами (пункт 3);
утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от их воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом (пункт 10);
утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (пункт 11);
утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти (пункт 19).
В соответствии с пунктом 19 статьи 4 того же Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
И так далее.
Ответ на вопрос о том, кем принимаются перечисленные решения в отношении воинских подразделений федеральной противопожарной службы, военнослужащих и гражданского персонала этих подразделений, и почему орган (должностное лицо), принимающее такие решения, иной (иное), чем это предусмотрено для всех без исключения войск, воинских формирований и органов, в законодательных актах Российской Федерации отсутствует.
Из сложившейся ситуации имеется только два взаимоисключающих выхода:
1) распространить на воинские подразделения федеральной противопожарной службы понятие "воинские формирования" и включить их в категорию привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны;
2) исключить воинские подразделения федеральной противопожарной службы из перечня организаций, в которых предусмотрена военная служба.
Субъектом права законодательной инициативы разработаны два альтернативных законопроекта, соответствующие двум вышеназванным вариантам.
Законопроект, к которому относится настоящая пояснительная записка, предлагает второй вариант решения проблемы: исключить воинские подразделения федеральной противопожарной службы из перечня организаций, в которых предусмотрена военная служба.
При этом в статье 3 законопроекта субъект права законодательной инициативы попытался предусмотреть максимальное количество мер, не допускающих ограничения прав военнослужащих федеральной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, как то:
1) процесс реструктуризации воинских подразделений федеральной противопожарной службы осуществить поэтапно в течение трех лет - с 1 января 2007 года по 1 января 2010 года (при доработке законопроекта сроки вступления федерального закона в силу и периода реструктуризации могут быть изменены);
2) со дня вступления в силу федерального закона прекратить заключение первых контрактов о прохождении военной службы в федеральной противопожарной службе. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы в федеральной противопожарной службе разрешить только с военнослужащими федеральной противопожарной службы, которые до окончания периода реструктуризации достигают предельного возраста пребывания на военной службе, и только на срок до наступления предельного возраста пребывания гражданина на военной службе;
3) установить, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона призыв граждан на военную службу в федеральную противопожарную службу не осуществляется;
4) увольнение военнослужащих федеральной противопожарной службы, проходящих военную службу по контракту, по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", осуществлять только в случае проведения организационно-штатных мероприятий, не связанных с реализацией федерального закона;
5) увольнение военнослужащих федеральной противопожарной службы, проходящих военную службу по контракту, по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с переходом их на службу в федеральную противопожарную службу на должности рядового и начальствующего состава, осуществлять только с согласия таких военнослужащих.
При этом гражданам, уволенным с военной службы в федеральной противопожарной службе по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", законопроектом гарантируется назначение на должности рядового и начальствующего состава, соответствующие воинским должностям, замещаемым такими гражданами на дату увольнения с военной службы.
Им также гарантируется присвоение специальных званий, соответствующих имеющимся у них воинским званиям;
6) учитывая вышеперечисленные гарантии, к моменту окончания срока реструктуризации не уволенными с военной службы могут оказаться лишь те военнослужащие федеральной противопожарной службы, проходящие военную службу по контракту, у которых контракт о прохождении военной службы, заключенный до вступления в силу настоящего федерального закона, истекает после окончания срока реструктуризации, и при этом у них до этого не было ни одного основания для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Таким военнослужащим законопроектом предоставляется право продолжить военную службу в федеральной противопожарной службе и после окончания срока реструктуризации, но до истечения срока контракта о прохождении военной службы на воинских должностях, сохраняющихся на этот период в федеральной противопожарной службе за счет численности воинских должностей в войсках гражданской обороны;
7) всем военнослужащим федеральной противопожарной службы до увольнения их с военной службы законопроектом гарантируется распространение на них в полном объеме законодательства Российской Федерации, определяющего правовой статус военнослужащих и регламентирующего вопросы прохождения военной службы.
В результате предложенных мер принятие федерального закона потребует увольнения военнослужащих федеральной противопожарной службы с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока контракта) и подпунктом "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с переводом их на службу в федеральную противопожарную службу). Увольнение военнослужащих с военной службы по иным основаниям результатом принятия рассматриваемого федерального закона не явится.
По мнению субъекта права законодательной инициативы, законопроект, к которому относится настоящая пояснительная записка, предлагает наиболее верный путь решения изложенной проблемы.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу о составе компонентов военной организации государства"
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу о составе компонентов военной организации государства"
Законопроектом предусмотрены меры, исключающие возможные изменения финансовых обязательств государства, в том числе возможные дополнительные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.