"Современный портрет деловой женщины" (интервью с Ю. Глазуновой)
Человек, разбивающий стереотипы, попробовавший силы в разных, далеко не родственных сферах деятельности, - все эти слова в полной мере относятся к Юлии Глазуновой. С ней побеседовала корреспондент Елена Антонова.
- Юлия Сергеевна, у вас удачно складывается карьера. Начав работу простым бухгалтером, сейчас вы занимаете должность финансового директора довольно крупной московской компании. А в чем секрет успеха?
- Все зависит от того, какую цель изначально поставил перед собой человек, каковы профессиональные амбиции, есть ли внутренняя готовность к высокой степени ответственности, ненормированному рабочему дню, к ведению сложных переговоров и отчетам перед службами контроля деятельности предприятия.
В одном из интервью режиссера Юрия Грымова спросили о том, каким образом так удачно складывалась его карьера. Он ответил примерно так: "Никогда не повезет человеку, если он не предпринял для этого никаких действий. Главное везение - это угадать вектор деятельности, а дальше не пропускать возможности, которые подкидывает Судьба".
Что касается лично меня, то этот вектор был угадан случайно.
- Расскажите, как вы решили стать бухгалтером и почему?
- Благополучно окончив восемь классов средней школы, я, как и большинство моих подруг и приятелей, собиралась перейти в девятый, затем в десятый, а далее поступать в какой-либо вуз (какой именно - я тогда еще не решила). Мне сказали, что в июне проходят вступительные экзамены в Политехникум им. В.И. Ленина, и я решила: попробую сдать без подготовки, если провалюсь - пойду в девятый класс. Так я поступила на отделение "Бухгалтерский учет". Экономику у нас преподавала главный бухгалтер Министерства культуры, и, пройдя производственную практику в Росконцерте - организации, входящей в структуру Министерства культуры, я осталась там работать в бухгалтерии на участке по расчету заработной платы.
- Возникали ли у вас трудности в работе, когда вы только начинали, или, может быть, проблемы появились позже?
- Начало моей карьеры совпало с перестройкой. В 1990 году наступил расцвет кооперативного движения. Большинство людей захотели самостоятельности, как творческой, так и материальной. Многие коллективы, входящие в структуру Росконцерта, открыли студии, агентства. И когда Лев Валерьянович Лещенко организовал свой театр, он предложил мне должность главного бухгалтера. Признаюсь, поначалу было страшновато: такая высокая ответственность, к тому же как делается бухгалтерский баланс, я знала только в теории. Массовой компьютеризации еще не было, вся отчетность просчитывалась и заполнялась вручную. Тем не менее, конечно, я согласилась. Жаль было упускать такой шанс. Пришлось первое время посидеть ночи напролет, чтобы во всем разобраться. Бывало и плакала, когда что-то не получалось. Представьте, какая-то сумма "не идет", и ты по несколько раз на калькуляторе пересчитываешь бесконечные "простыни" (так называли журналы-ордера и оборотно-сальдовые ведомости) и всю первичную документацию.
- Если честно, думали в начале карьеры, что "дорастете" до таких высот?
- Однажды генеральный директор компании, где я работала, сказал мне: "Заполнять бланки отчетности - большого ума не надо. Задача главного бухгалтера - находить для организации пути наименьшей траты денег". Наверное, именно эта вовремя сказанная фраза перевернула мое отношение к профессии в целом. Я поняла, что и в этой области огромные возможности для творчества и неординарных решений. Но для этого нужны базовые знания, необходимо постоянно быть "в материале" - следить за изменениями в законодательстве и обязательно глубоко вникать в деятельность предприятия, на котором работаешь. Поэтому, несмотря на то, что времени катастрофически не хватало, я все же поступила на заочный экономический факультет одного из московских вузов.
Полученное дополнительно образование позволило мне затем успешно работать в нескольких известных и крупных организациях.
- Что чаще всего было причиной смены работы?
- Имея за плечами 15-летний опыт работы в должности главного бухгалтера, могу уверенно сказать, что помимо профессионализма сотрудников очень много значит психологическая атмосфера в коллективе. Ведь на работе мы проводим большую часть своей жизни.
Грубейшая ошибка многих руководителей - это недоверие к сотрудникам и подход к организации труда по системе "разделяй и властвуй". Нужно полагаться на профессиональные и человеческие качества специалиста. Недоверие убивает желание человека приносить пользу своему предприятию и вникать в его проблемы. И, тем не менее, если возникла необходимость сменить работу, расставаться нужно так, чтобы при желании всегда можно было вернуться.
Компания, в которой я работаю уже шестой год, существует тринадцать лет. Эта организация благополучно пережила кризис 1998 года и другие серьезные потрясения в основном благодаря взаимному доверию людей, которые в ней трудятся.
Конечно, важную роль играет и материальная сторона вопроса. Хороший специалист стоит недешево. Важно, чтобы работодатель понимал это. Если кто-то соглашается выполнить ту же работу, что и классный профессионал, но за сумму в три раза меньшую, наверное, стоит задуматься о возможных последствиях. Бывает, конечно, в силу объективных причин руководитель просто не может увеличить зарплату. Тогда решение остается за сотрудником. Не секрет, что многие бухгалтеры совмещают работу в нескольких организациях. Это выход из ситуации. Если у человека есть силы, время и желание зарабатывать, почему бы нет?
- Вы пробовали заняться другой работой, сменить бухгалтерскую стезю на иную? Вообще, у вас никогда не возникало сомнений в правильности выбора профессии?
- Сейчас я работаю сразу в двух организациях. Одна из них - русско-австрийская компания, которая проводит ежегодные "Венские балы" в Москве. Это очень интересная работа, которая позволяет заниматься не только финансово-хозяйственной деятельностью.
Сомнений в правильности выбора профессии не возникало никогда, потому что профессия бухгалтера - одна из самых востребованных. Заниматься другой работой пыталась в чисто познавательных целях. Поскольку я хорошо разбираюсь в специфике издательского бизнеса и знаю все этапы создания журнала, то часто участвую в творческом процессе. Даже пробовала брать интервью, писать и редактировать.
- Юлия Сергеевна, какие проблемы сегодня больше всего беспокоят московских бухгалтеров?
- Проблем немало. В первую очередь, это законодательная база. Изменения нередко публикуют задним числом, приходится делать перерасчеты и корректировку отчетности. Во-вторых, в нашей стране достаточно высокие налоги. При сравнительно невысоком НДФЛ огромный ЕСН. Сомневаюсь, что в ближайшее время все предприятия перейдут на выплату "белой" зарплаты сотрудникам. В-третьих, сложности при сдаче отчетности. Вы видели очереди в отделениях Пенсионного фонда? Причина в крайне плохой организации. Людям становится плохо от многочасового ожидания перед дверями кабинетов.
И это только мизерная часть имеющихся проблем. Нет постоянной поддерживаемой связи предприятий с налоговыми органами. Балансы проверяются и вводятся в базу задним числом, так как инспекторы физически не успевают делать это вовремя. Отсюда пени, штрафы, неустойки. Так называемые "горячие линии" не справляются с количеством звонков. Дозвониться и проконсультироваться невозможно. Бухгалтерские программы зачастую приходится дорабатывать программистам на местах, они же проводят индивидуальную настройку.
Одним словом, проблем много, и они весьма разнообразны.
- Когда работа бухгалтера была проще: раньше, когда вся собственность была государственной, или сейчас, когда много частных компаний?
- Тут есть интересный момент. Раньше было легче работать, но не зарабатывать. Имея желание взять на себя дополнительную нагрузку за дополнительные деньги, можно было рассчитывать в лучшем случае только на совмещение внутри отдела и только на определенный процент от оклада вакантной должности.
Сейчас работать, конечно, интереснее. Сегодня имеется огромное поле деятельности для учетных работников. Главное - правильно выбрать, куда приложить свои силы.
- Говорят, что бухгалтер - везде бухгалтер, где бы он ни работал. А на ваш взгляд, специфика предприятия влияет на работу счетного работника? В чем, например, особенность работы в организации, объединяющей артистов?
- Конечно, влияет. Во-первых, бухгалтер работает не только с документами, но и с людьми. Например, то же участие в переговорах или обсуждение каких-либо договорных моментов с контрагентами. Во-вторых, атмосфера в коллективе, условия работы, местонахождение офиса. Иногда все же удается оторваться от компьютера и пообщаться с интересными людьми. А относительно особенностей организации, объединяющей артистов... Ненормированный рабочий день (ведь концерты нередко заканчиваются поздно вечером), индивидуальный подход (творческие личности, как правило, не любят вникать в юридическую сторону вопроса), выполнение не только "профильной" работы.
- Что, по-вашему, самое главное в работе бухгалтера?
- Я думаю, в любой работе главное - профессионализм.
- Поделитесь, чем вы предпочитаете заниматься после работы?
- Работа - не цель, а средство самовыражения и выживания. Мне, как и любой другой женщине, кроме карьерного роста хочется любви и понимания. Случается, что на развлечения не хватает времени, но полноценный отдых просто необходим. Лично я полностью могу восстановить силы только у моря. Стараюсь дней на десять уезжать из Москвы зимой и летом.
- У вас есть хобби? Что для вас увлечение - способ убежать от рутинной работы или что-то еще?
- Насчет рутинной работы... Все зависит от отношения к своему делу. И в работе бухгалтера возможно творчество. Ведь и скульптор, прежде чем начать творить, рутинно замешивает глину. Существует расхожее мнение, что профессия бухгалтера одна из самых скучных. Бесспорно, определенный консерватизм в ней присутствует, потому что каждая бухгалтерская операция обоснована законодательно. Тем не менее в законах, инструкциях и пояснениях есть масса пробелов, взаимоисключающих пунктов и неоднозначных трактовок. Именно здесь и начинается творчество для бухгалтера, но с одной оговоркой: руководитель предприятия и главный бухгалтер - тандем, строящийся на обоюдном доверии.
- Что вы можете пожелать своим коллегам?
- Хочу пожелать всем женщинам, и особенно бухгалтерам, чтобы они с радостью шли на работу и с не меньшей радостью возвращались домой. И чтобы там их с нетерпением и с пониманием, что был сложный день, ждали любимый человек, дети и близкие.
Е. Антонова,
корреспондент
"Московский бухгалтер", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007