"1С:предприятие 8.0": новые возможности платформы
В начале апреля фирма "1С" выпустила новый релиз платформы системы программ "1С:Предприятие 8.0".
В новой версии 8.0.10 оптимизированы различные режимы работы, расширены и улучшены возможности администрирования и конфигурирования "1С:Предприятия", внесены усовершенствования в эргономику системы, а также реализован ряд новых функциональных возможностей. Рассмотрим часть новых функциональных возможностей.
Бизнес-процессы
Бизнес-процессы в организациях могут представлять собой достаточно сложные ветвящиеся структуры связанных элементарных операций, направленных на достижение общей цели. Механизм бизнес-процессов, реализованный в "1С:Предприятии 8.0" позволяет разработчикам описывать и создавать бизнес-процессы в прикладных решениях, а пользователям - управлять выполнением бизнес-процессов.
Рассмотрим возможный простейший вариант реализации разработчиком бизнес-процесса "Продажа за наличный расчет". Участниками бизнес-процесса будут являться покупатель, менеджер и начальник отдела розничной торговли, кассир, а также кладовщик. Предположим, в организации действует правило, в соответствии с которым менеджер может самостоятельно предоставить клиенту скидку, но только до 10%. Предоставление скидки большего размера также возможно, но только после утверждения данного решения начальником отдела.
Весь бизнес-процесс разбивается разработчиком на несколько элементарных операций - выписка менеджером счета и расходной накладной, получение кассиром оплаты от покупателя, выдача кладовщиком товара покупателю. В бизнес-процессе также предусматривается необходимость согласования сделки с начальником в случае превышения менеджером максимального размера скидки.
Для каждой элементарной операции разработчик формирует в системе свою задачу - "Выписка счета и расходной накладной", "Согласование счета", "Получение оплаты" и "Отгрузка товара со склада". Задачи являются "движущей силой" механизма бизнес-процессов. У каждой задачи бизнес-процесса есть реквизит "Точка маршрута".
Логика бизнес-процесса, т.е. взаимосвязь и последовательность обхода точек маршрута, условные переходы и другие объекты, наглядно описывается в виде карты маршрута (см. рисунок). Карта маршрута позволяет визуально описывать маршрут бизнес-процесса в виде связного графа, а также его алгоритмы условных переходов и реакцию на различные события. Процедуры проверки скидок и их согласования размещены в модуле бизнес-процесса как обработчики проверки условий соответствующих точек карты маршрута.
В режиме "1С:Предприятие" в начале сделки с каждым клиентом стартует отдельный бизнес-процесс. После выполнения задачи бизнес-процесс переходит на следующую точку маршрута в соответствии с картой: после того как кассир получил наличные денежные средства и зарегистрировал эту операцию в системе, бизнес-процесс переходит в точку "Отгрузка товара со склада". При этом на экране кладовщика, который должен выполнить определенные действия в данной точке маршрута, в списке задач появляется соответствующая задача. Пройденные точки маршрута, а также текущие точки (в случае сложных разветвленных бизнес-процессов текущих точек может быть несколько) имеют на карте маршрута различное графическое оформление.
Следует отметить, что задачи также имеют самостоятельную прикладную ценность и могут использоваться отдельно от бизнес-процессов. С их помощью можно сформировать список заданий, которые назначаются конкретным исполнителям как напрямую, так и посредством ролевой маршрутизации.
Для создания карты маршрута бизнес-процесса используются все оформительские возможности, предоставляемые графической схемой.
Условная маршрутизация бизнес-процессов - это выбор как одного из двух, так и одного из нескольких возможных вариантов маршрута. Ход выполнения бизнес-процесса может разветвляться на несколько параллельных путей, выполнение которых необходимо для дальнейшего продвижения процесса. Для любой задачи, выполняемой в ходе бизнес-процесса, может быть определен один или несколько исполнителей, которые должны ее выполнить.
Особенностью механизма бизнес-процессов является то, что разработчик прикладного решения может создавать маршрутную карту, не ориентируясь на конкретных сотрудников или подразделения. Он описывает бизнес-процесс с учетом ролей пользователей или другой информации, не имеющей специфики конкретной организации. Соответствие сотрудников выполняемым ими ролям устанавливается в ходе внедрения с помощью механизма многомерной ролевой адресации и может меняться уже в процессе эксплуатации прикладного решения, например при изменении организационной структуры предприятия или в случае временного замещения сотрудников.
Таким образом, с помощью бизнес-процессов можно сформулировать, а затем реализовать правила выполнения отдельных операций и взаимосвязь между ними. Это обеспечивает значительное сокращение или даже исключение ошибок в ходе выполнения бизнес-процесса, связанных с человеческим фактором. Работа с простым списком заданий позволяет сотрудникам сконцентрироваться на выполнении своих непосредственных обязанностей.
Применение механизма бизнес-процессов способствует формализации организационной деятельности и отнесению обязанности по управлению совместной работой сотрудников к функциям прикладного решения, что в результате ведет к более эффективному использованию рабочего времени.
Данные о выполнении задач и ходе бизнес-процессов могут служить источником информации для оптимизации деятельности организационной структуры предприятия, выявления "узких мест" и скрытых ресурсов, а также средством поддержки процессного управления.
В версии 8.0.10 "1С:Предприятия" механизм бизнес-процессов выполнен в финальном варианте. В ней доработаны имеющиеся возможности как для разработчиков, так и для пользователей, а также добавлены новые. Изменены и улучшены дизайн и эргономика работы с картой маршрута бизнес-процесса, использование параллельных вложенных бизнес-процессов стало более удобным и пр.
Географические схемы
В версии 8.0.10 реализован новый механизм работы с географическими схемами, который позволяет анализировать данные в разрезе их географического положения: страны, регионы, города.
Данные на географических схемах могут отображаться различными способами - в виде текста, гистограммы, цветом, картинкой, кругами различного диаметра, цвета или его оттенка круговыми диаграммами. Географическая схема позволяет отразить, например, объемы продаж по регионам в виде гистограмм, картинок, круговых диаграмм и др. Пользователь может изменять масштаб отображаемой схемы, получать расшифровки при нажатии мыши на ее объектах и даже создавать новые географические схемы в режиме "1С:Предприятие".
Пользователи системы "1С:Предприятие 8.0" - подписчики ИТС (информационно-технологического сопровождения) в майском выпуске этого года получат электронные карты России и мира, которые можно будет применять для создания собственных приложений, использующих географические объекты.
Графическая схема
Графическая схема - новый инструмент, реализованный в версии 8.0.10. Он позволяет создавать различные организационные, структурные и другие схемы для графического оформления прикладного решения. Графическая схема может использоваться как самостоятельный документ или отображаться в формах и отчетах. Для создания графических схем могут использоваться такие элементы, как отображение, декорация, линия, картинка.
В версии 8.0.10 также значительно расширен набор типов диаграмм, которые могут быть использованы для визуализации результатов отчетов. Теперь можно работать и со следующими типами диаграмм - нормированная, поверхностная, радарная и измерительная.
И. Сидоров,
Фирма "1С"
Контактный телефон (095) 737-92-57
"Финансовая газета", N 16, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71