Судебная экспертиза и другие формы применения специальных знаний
в международном уголовном процессе
В последнее время специалисты отмечают возросшую потребность расширения криминалистических знаний адвокатов. Это обусловлено прежде всего предоставлением им уголовно-процессуальным законодательством прав, получивших название адвокатского расследования. Редакция планирует регулярно публиковать актуальные материалы по вопросам судебно-криминалистической экспертизы. Идея проекта принадлежит адвокату АК "Аснис и партнеры" кандидату юридических наук Ш.Н. Хазиеву. Он - один из немногих адвокатов, имеющих опыт работы в сфере криминалистической экспертизы, поскольку до прихода в адвокатуру в 1993 г. возглавлял научно-исследовательскую лабораторию судебно-трассологической экспертизы ВНИИ судебных экспертиз Министерства юстиции РФ. Ш.Н. Хазиев - автор более 50 работ по вопросам судебной экспертизы, криминалистики и уголовного процесса. Предлагаем вашему вниманию подготовленные им материалы.
Состояние преступности в мире достигло беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и всего человечества. Понимание этой угрозы способствовало созданию международных механизмов предупреждения, пресечения, выявления преступлений и привлечения виновных к ответственности.
Взаимодействие и сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства регулируется как нормами внутреннего законодательства, так и международными договорами и соглашениями.
Международный уголовный процесс - совокупность процессуальных норм, регулирующих вопросы сотрудничества государств в области розыска, расследования и судебного разбирательства уголовных дел.
Взаимоотношения государств по вопросам уголовного преследования преступников имеют давнюю историю. На первых этапах становления международного уголовного процесса речь шла главным образом о выдаче преступников.
В 2000 г. 12-15 декабря в городе Палермо (Италия) Организация Объединенных Наций провела политическую конференцию на высшем уровне, в ходе которой была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности. Этот документ подписали 130 государств, в том числе Российская Федерация.
Эффективность борьбы с международными преступлениями и транснациональной организованной преступностью не может быть обеспечена в должной мере при неразработанности процессуальных и криминалистических вопросов использования специальных знаний в международном уголовном процессе.
Первыми в истории источниками международного уголовного и уголовно-процессуального права стали уставы Международного военного трибунала для суда над главными немецкими военными преступниками и Международного трибунала для суда над главными японскими преступниками.
Известные события в бывшей Югославии и Руанде, повлекшие человеческие жертвы и нарушение норм международного гуманитарного права, вызвали необходимость создания новых международных уголовных судов - Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., и Международного уголовного трибунала по Руанде для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. Эти трибуналы были учреждены Советом Безопасности ООН, который действовал на основании главы VII Устава ООН.
Создание и деятельность международных трибуналов по Югославии и Руанде вызвало к жизни учреждение Римского международного уголовного суда.
Российская Федерация заключила в Риме 6 ноября 2003 г. Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол), вступившее в силу с даты его подписания*(1). Целью Соглашения является расширение сотрудничества между Российской Федерацией и государствами - членами Европейского союза, действующими через Европол, в борьбе с опасными формами транснациональной преступной деятельности.
Компетентными органами Российской Федерации, осуществляющими в соответствии с национальным законодательством предотвращение и борьбу с преступлениями, предусмотренными ст. 4 (1) Соглашения определены: Министерство внутренних дел Российской Федерации - головной компетентный орган, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственный таможенный комитет и Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Стороны обязались взаимодействовать в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, в частности, в отношении следующих правонарушений:
- против жизни и здоровья человека;
- связанных с терроризмом и его финансированием;
- связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- связанных с незаконным оборотом культурных ценностей;
- связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов;
- в отношении имущества, включая мошенничество, хищение и незаконный оборот автотранспортных средств;
- связанных с легализацией (отмыванием) доходов;
- связанных с незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией и с эксплуатацией проституции третьими лицами.
Для реализации целей, изложенных в ст. 3 Соглашения, стороны осуществляют обмен представляющей взаимный интерес информацией о формах, методах и средствах совершения преступлений, о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ, о новых формах и методах противодействия преступности, о мерах организационно-правового характера по совершенствованию основных направлений правоохранительной деятельности, о современных методах проведения полицейских расследований преступлений и криминалистических экспертиз, о передовых формах и методах подготовки кадров (в том числе экспертных), обмен опытом работы в правоохранительной сфере, включая проведение научно-практических конференций, стажировок, консультаций и семинаров, обмен нормативными правовыми актами, методическими пособиями, научно-технической литературой и другими материалами, касающимися правоохранительной деятельности.
В 2003 г. 9 декабря Россия подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (принята 31 октября 2003 г. резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), одна из целей которой - поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе в принятии мер по возвращению активов (ст. 1). Государства-участники обязались оказывать друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми этой Конвенцией.
Взаимная правовая помощь, предоставляемая в соответствии с Конвенцией, может запрашиваться, в частности, и для осмотра объектов и участков местности, предоставления вещественных доказательств и заключений экспертов (ст. 46).
Каждое государство-участник назначает центральный орган, который несет ответственность за получение просьб об оказании взаимной правовой помощи и либо за их выполнение, либо за их препровождение для выполнения компетентным органам, обладая при этом соответствующими полномочиями.
Экспертизы выполняются в соответствии с внутренним законодательством запрашиваемого государства-участника и в той мере, в какой это не противоречит данному законодательству, по возможности в соответствии с указанными в просьбе процедурами.
В той мере, в какой это возможно и соответствует основополагающим принципам внутреннего законодательства, если какое-либо лицо находится на территории государства-участника и должно быть заслушано в качестве свидетеля или эксперта судебными органами другого государства-участника, первое государство-участник может по просьбе другого государства-участника разрешить проведение заслушивания с помощью видеосвязи, если личное присутствие соответствующего лица на территории запрашивающего государства не является возможным или желательным. Государства-участники могут договориться о том, что заслушивание проводится судебным органом запрашивающего государства в присутствии представителей судебного органа этого государства.
Обычные расходы, связанные с выполнением просьбы, покрываются запрашиваемым государством-участником, если заинтересованные государства-участники не договорились об ином. Если выполнение просьбы требует или потребует существенных или чрезвычайных расходов, государства-участники проводят консультации в целях определения условий, на которых будет выполнена просьба, и порядка покрытия расходов.
Конвенция предполагает предоставление в надлежащих случаях необходимых предметов или требуемого количества веществ для целей анализа или расследования, обмен с другими государствами-участниками информацией о конкретных средствах и методах, применяемых для совершения преступлений, охватываемых Конвенцией, включая использование поддельных удостоверений личности, фальшивых, измененных или поддельных документов и других средств для сокрытия преступной деятельности (ст. 48).
Специальные познания используются в международном уголовном процессе в следующих формах:
- проведение судебной экспертизы по запросу (обращению) иностранного государства;
- проведение судебной экспертизы в международном суде;
- проведение судебной экспертизы на месте экспертами или экспертной комиссией;
- дача заключений по уголовным делам специалистами;
- консультирование по вопросам, требующим специальных познаний;
- оказание специалистами помощи при проведении следственных действий;
- оказание специалистами помощи при оценке доказательств;
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ 2001 г. впервые урегулированы вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Определен порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями (разд. XVIII).
Руководствуясь этими положениями, суд, прокурор, следователь при необходимости производства на территории иностранного государства судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, вносят запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ст. 453).
Доказательства, в том числе заключения экспертов или специалистов, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК РФ (ст. 455).
Эксперт или специалист, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации.
Экспертиза, исследование, а также допрос эксперта или специалиста производятся в порядке, установленном УПК РФ (ст. 456).
Говоря о необходимости вызова эксперта в Россию для дачи заключения, российский процессуалист Э.Б. Мельникова верно отмечает: "Сложнее обосновать вызов эксперта, поскольку он по своему правовому положению должен быть не заинтересован в исходе дела. А это означает, что аргументы в пользу вызова всех остальных лиц, вызываемых в порядке ст. 456 УПК РФ, ему не подходят, кроме предыдущего участия в данном деле. В этом случае речь может идти о производстве дополнительной экспертизы, если первую производил данный эксперт, еще будучи в России (до отъезда из нее). Надо полагать, что, включая эксперта в число возможных вызываемых в порядке положений ст. 456, законодатель имел в виду редкую специальность эксперта, его значительный научный и профессиональный опыт и авторитет, сложность предполагаемого экспертного исследования, большую значимость для дела ожидаемых результатов экспертизы. Обоснованием запроса о вызове в Россию данного эксперта может служить и сообщение компетентному органу иностранного государства в запросе о правовой помощи о том, что в России другого специалиста такого профиля, научного веса и опыта нет"*(2).
Суд, прокурор, следователь исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве экспертизы или исследования, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, руководствуясь международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. При исполнении запроса применяются нормы УПК РФ, однако могут быть применены и процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. При этом могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности.
Если запрос о производстве экспертизы не может быть исполнен, полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, когда он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ст. 457 УПК РФ).
Вопросы применения специальных познаний могут возникнуть и при выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора. В соответствии со ст. 460 УПК РФ в запросе о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, должны содержаться помимо других сведений полное имя лица, в отношении которого направлен запрос, дата его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности с приложением фотографии и других материалов, позволяющих идентифицировать личность.
Применение специальных познаний может потребоваться в случае намеренного искажения лицом признаков внешности (например, путем косметической хирургической операции, изменения прически и т.д.), при отсутствии фотографии человека, а также для дактилоскопической или медико-криминалистической идентификации.
Следует отметить: в последние годы в связи с усилением международного сотрудничества в области борьбы с преступностью увеличилось число обращений иностранных государств и международных организаций по вопросам проведения судебных экспертиз. Надо полагать, это явление вызовет необходимость более детального регулирования вопросов производства экспертиз по запросам иностранных государств и международных организаций.
В литературе по вопросам международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства нередко встречаются спорные положения, касающиеся производства судебной экспертизы. Так, В.М. Волженкина приводит следующее положение: "Назначению экспертного исследования за рубежом должно предшествовать производство экспертизы в РФ. В случае направления за границу предметов (следоносителей, орудий преступления, исключая оружие, и др.) по делу должен быть выполнен весь комплекс процессуальных и следственных действий на территории РФ (выемка, осмотр, опознание и т.д.). Зарубежные эксперты не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, но проводят исследования на основе лицензии"*(3).
Такие требования не предусмотрены ни УПК РСФСР, ни принятым в 2001 г. УПК РФ, ни международными договорами Российской Федерации. Трудно представить ситуацию, при которой после проведения судебной экспертизы в России правоохранительные органы нуждались бы в проведении экспертизы тех же объектов за рубежом.
Учрежденный 17 июля 1998 г. постоянный Международный уголовный суд связан с системой Организации Объединенных Наций и обладает юрисдикцией в отношении самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества. Данный Суд и осуществляемый в рамках этого института уголовный процесс составляют единое целое.
Местом пребывания Международного уголовного суда является Гаага (Нидерланды). Его юрисдикция ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии с Уставом (Статутом)*(4) Суда он обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:
преступление геноцида;
преступления против человечности;
военные преступления;
преступление агрессии.
Примечательно, что Уставом Суда установлены должности, предусматривающие наличие специальных познаний. Так, прокурор назначает консультантов с опытом юридической деятельности по специальным вопросам, включая вопросы, касающиеся сексуального насилия, гендерного насилия и насилия в отношении детей, но не ограничиваясь этими вопросами (п. 9 ст. 42 Статута).
Суд может при исключительных обстоятельствах использовать услуги специалистов, откомандированных на безвозмездной основе государствами-участниками, межправительственными или неправительственными организациями, для оказания помощи в работе любого из его органов. Прокурор вправе принять любое такое предложение от имени Канцелярии прокурора. Такой персонал, откомандированный на безвозмездной основе, принимается на работу в соответствии с руководящими принципами, устанавливаемыми Ассамблеей государств-участников (п. 4 ст. 44 Статута).
Секретарь учреждает в структуре Секретариата группу по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям. Она обеспечивает (по согласованию с Канцелярией прокурора) меры защиты и процедуры безопасности, консультационную и другую соответствующую помощь свидетелям, потерпевшим, которые являются в Суд, и другим лицам, которым грозит опасность в результате показаний, данных такими свидетелями. В состав группы входят эксперты, которые имеют опыт работы по вопросам, относящимся к травмам, включая травмы, связанные с преступлениями сексуального насилия (п. 6 ст. 43 Статута).
Экспертам наравне с защитниками, свидетелями и любыми другими лицами, присутствие которых требуется в месте пребывания Суда, обеспечивается такой статус, какой является необходимым для надлежащего функционирования Суда, в соответствии с Соглашением о привилегиях и иммунитетах Суда (п. 4 ст. 48 Статута).
Стороны вправе представлять доказательства на любой стадии судебного разбирательства. Детально этот вопрос не регламентирован, однако предполагается, что к числу доказательств относятся и заключения экспертов по имеющим значение для дела вопросам. К заключениям экспертов применяются общепринятые правила относимости и допустимости.
Государства-участники в соответствии с положениями ст.93 Статута и согласно процедурам, предусмотренным их национальным законодательством, выполняют просьбы Суда об оказании помощи в связи с осуществлением расследований или уголовного преследования. Применительно к специальным познаниям такая помощь предусматривает идентификацию лиц и предметов, получение мнения экспертов или заключений экспертизы, необходимых Суду, проведение осмотра мест или объектов, включая эксгумацию и осмотр захоронений.
Суд уполномочен предоставить эксперту, явившемуся в Суд, гарантию того, что этот эксперт не будет подвергнут преследованию, заключению под стражу или любому другому ограничению личной свободы со стороны Суда в отношении любого действия или упущения, которые имели место до отбытия данного лица из запрашиваемого государства.
Перед началом слушания дела Судебная палата по собственной инициативе или по ходатайству одной из сторон может распорядиться провести психиатрическое, психологическое или медицинское обследование обвиняемого. Правда, в Статуте Суда не определен порядок такого обследования. Поэтому приведем его по Правилам о процедуре и доказывания Международного уголовного суда (Rules of procedure and evidence of ICC). Обследование проводится одним из экспертов, включенных в специальный список, ведущийся в Секретариате Суда, или экспертом, предложенным одной из сторон. Если Судебная палата придет к выводу, что обвиняемый по состоянию здоровья не может предстать перед судом, заседания Судебной палаты откладываются. Это решение может быть пересмотрено в любое время по ходатайству одной из сторон или по инициативе самой Судебной палаты. По истечении 120 дней после вынесения предыдущего решения о неспособности обвиняемого предстать перед судом по состоянию здоровья Палата должна снова вернуться к рассмотрению этого вопроса. Как только состояние здоровья обвиняемого позволит ему принимать участие в заседаниях Судебной палаты, рассмотрение его дела будет продолжено в обычном порядке.
Обычные расходы, связанные с исполнением просьб экспертного характера на территории запрашиваемого государства, покрываются этим государством, за исключением расходов, которые покрываются Судом в связи с поездками и обеспечением безопасности экспертов, расходы на подготовку любого заключения эксперта или экспертизы, запрошенных Судом (ст. 100 Статута).
Европейский суд по правам человека в последние годы стал неотъемлемым элементом осуществления правосудия в странах Европы и в России. Количество жалоб в этот Суд от российских граждан постоянно растет. Имеются прецеденты, связанные с рассмотрением их жалоб на несправедливые приговоры по уголовным делам, на необоснованное затягивание судопроизводства и несправедливую компенсацию потерпевшим от судебных ошибок и нарушений закона со стороны правоохранительных органов.
Вопросы назначения и производства экспертиз определены в Регламенте Европейского суда по правам человека.
Статья 42 Регламента регулирует порядок собирания доказательств. По просьбе стороны в деле или третьей стороны или по своей инициативе Палата может собирать любые доказательства, которые, по ее мнению, способны прояснить обстоятельства дела. Палата может, в частности, заслушать любое лицо в качестве эксперта, на любой стадии разбирательства направить одного или нескольких своих членов или других членов Суда для выяснения обстоятельств и проведения расследования на месте, а также для того, чтобы собрать доказательства иным образом. Она может привлечь независимых сторонних экспертов к оказанию помощи такой делегации.
Эксперты, которые должны быть заслушаны согласно решению Палаты или ее председателя, вызываются в Суд Грефье. Извещение о вызове в Суд должно содержать наименование дела, по которому производится вызов, объяснение, для чего необходимо заключение эксперта, указание на порядок выплаты суммы, причитающейся вызываемому эксперту.
Если эксперт участвует по просьбе или по поручению государства-заявителя или государства-ответчика, издержки, связанные с участием, несет это государство, если Палата не примет иного решения. В других случаях Палата выносит решение о том, должен ли эти издержки нести Совет Европы, или они должны быть возложены на заявителя или третью сторону, по настоянию которых вызванное в качестве эксперта лицо явилось в Суд. Во всех случаях размер издержек определяется председателем Палаты (ст. 65 Регламента).
После установления личности эксперта и до выполнения своей задачи каждый эксперт приносит следующую присягу или делает следующее торжественное заявление: "Клянусь (или: "Торжественно заявляю"), что буду исполнять свои обязанности эксперта честно и добросовестно". Об этом акте делается запись в протоколе. Присяга может быть принесена и заявление сделано председателю Палаты, судье или иному официальному лицу, назначенному председателем (ст. 66 Регламента).
В случае любых разногласий по поводу отвода эксперта вопрос разрешается Палатой (ст. 67 Регламента).
Каждый судья вправе задавать вопросы экспертам, представшим перед Палатой. Представители, адвокаты или советники сторон могут под контролем председателя Палаты задавать вопросы экспертам. В случае возражения против вопроса, как не относящегося к делу, решение принимает председатель Палаты (ст. 68 Регламента).
Если эксперт нарушил, по мнению Палаты, присягу или торжественное заявление, Грефье по поручению председателя Палаты информирует об этом государство-участника, под юрисдикцией которого находится эксперт (ст. 69 Регламента).
В протоколе слушания, который готовится Грефье по решению Палаты, указывается состав Палаты при слушании дела, фамилии, имена и другие данные о личности, адрес каждого эксперта, содержание сделанных заявлений, заданных вопросов и полученных ответов (ст. 70 Регламента).
Следует отметить, что Регламент Европейского суда более подробно регламентирует вопросы назначения и производства судебной экспертизы, нежели Статут Международного уголовного суда.
В заключение следует отметить, что вопросы применения специальных знаний в международном уголовном процессе становятся все более актуальными не только для представителей обвинения. Защита все чаще прибегает к помощи специалистов и экспертов для осуществления своей функции в международном уголовном процессе.
Ш.Н. Хазиев,
адвокат АК "Аснис и партнеры",
кандидат юридических наук
"Адвокат", N 3, март 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Бюллетень международных договоров. - 2004. - N 3. - С. 58-62.
*(2) Мельникова Э.Б. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции: учебное пособие. - М.: Проспект, 2003. - С. 57.
*(3) Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. - СПб.: Юридический центр-пресс, 2001. - С. 179.
*(4) Следует иметь в виду, что перевод учредительных и процедурных документов Международного уголовного суда осуществлен в ООН, но при этом не были учтены особенности российской юридической терминологии, поэтому некоторые термины автор приводит в собственном переводе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная экспертиза и другие формы применения специальных знаний в международном уголовном процессе
Автор
Ш.Н. Хазиев - адвокат АК "Аснис и партнеры", кандидат юридических наук
"Адвокат", 2005, N 3