Порадовать клиента накопительной скидкой
Как оформить скидку, чтобы не делать лишней работы и не переплатить налоги? Для каждого вида накопительных скидок на этот вопрос есть свой правильный ответ. К счастью, у них скидок не так много разновидностей. Все скидки можно поделить на две большие группы - в зависимости от того, когда они предоставлены.
В первую группу входят скидки, которые покупатель получает до того, как условия договора выполнены. Например, партию продукции ему уже отгрузили, но он еще не расплатился за нее. Ко второй группе относятся скидки, которые продавец предоставляет клиенту уже после того, как все обязательства по договору "закрыты". То есть товар отгружен и оплачен и встречных требований нет.
Классика жанра
Первую группу скидок инспекторы ФНС проанализировали в своем письме от 25 января 2005 г. N 02-01-08/8@. Они рассмотрели случай, когда товар продан, но покупатель расплатился не полностью. На оставшуюся сумму долга продавец решил предоставить ему скидку.
В классическом смысле под скидкой понимают снижение цены товара. Такую скидку ФНС требует прописывать в договоре. Причем формулировать его условия нужно так, чтобы было очевидно: после того, как скидка предоставлена, ценой товара считается новая цена с учетом этой скидки.
Привязка к цене товара очень важна. Ведь в Гражданском кодексе само по себе понятие скидки нигде не упоминается. Речь здесь идет именно о корректировке цены. Стороны имеют право ее изменять, если это предусмотрено в договоре (ст. 424 ГК). Таким образом, скидка, которая напрямую к цене не относится, рискует сойти за прощение долга, безвозмездную передачу или дарение. Она неминуемо привлечет внимание инспекторов.
Скидки, предусмотренные договором и снижающие цену товара, у ФНС претензий не вызовут. Не забудьте только внести исправления в первичные документы. Именно они и послужат доказательством того, что вы предоставили клиенту именно скидку, а не простили ему долг.
Корректировки заверьте "автографами" тех работников, которые подписали сами документы, и поставьте рядом дату (п. 5 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Помните и про НДС. Ведь базу по этому налогу определяют с учетом всех изменений (п. 4 ст. 166 НК). Поэтому внесите исправления в выставленные ранее счета-фактуры. Как это сделать, сказано в пункте 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (утв. постановлением Правительства от 2 декабря 2000 г. N 914).
Если товар продан в одном отчетном периоде, а скидка предоставлена в одном из следующих, придется корректировать начисления по НДС периода отгрузки. Выручку от реализации в этом периоде нужно будет уменьшить на сумму скидки. Кроме того, в инспекцию надо будет сдать:
- уточненные декларации по НДС за период отгрузки;
- уточненные декларации по налогу на прибыль за все периоды, начиная с периода отгрузки (ст. 54 НК).
Пример
ЗАО "Купец" продает товар ООО "Эконом". По условиям договора товар отгружается по цене 590 руб. (в том числе НДС - 90 руб.) за штуку. Если же "Эконом" приобретает за месяц более 100 штук, то получает 10-процентную скидку от исходной цены на весь отгруженный в течение месяца товар. Скидка составляет 59 руб. (в том числе НДС - 9 руб.), цена со скидкой равна 531 руб. "Купец" считает налог на прибыль методом начисления, а НДС - "по отгрузке".
В марте 2005 года "Эконом" закупал товар два раза: сначала - 30 штук, затем - еще 90 штук. В результате по итогам марта "Эконом" приобрел товар в количестве 120 штук (30 + 90) и получил право на скидку.
В налоговом учете "Купца" в течение марта отражается выручка в размере 60 000 руб. (500 руб. x 120 шт.). Однако в конце месяца бухгалтер уменьшит ее на предоставленную "Эконому" скидку в сумме:
60 000 руб. - (50 руб. x 120 шт.) = 54 000 руб.
В бухгалтерском учете "Купца" бухгалтер скорректирует выручку от реализации и НДС сторнировочными записями:
- 7080 руб. (59 руб. x 120 шт.) - сторнирована выручка на сумму скидки;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты с бюджетом
по НДС"
- 1080 руб. (9 руб. x 120 шт.) - сторнирован начисленный НДС;
- 63 720 руб. (531 руб. x 120 шт.) - получена оплата за товар от покупателя.
Филантропия не в почете
Бывает, что продавец, вместо того чтобы изменить цену договора, просто уменьшает на сумму скидки дебиторскую задолженность покупателя, тем самым прощая ему долг. Обратите внимание: инспекторы квалифицируют это как безвозмездную передачу имущественного права (требования долга) самому должнику. А подобные суммы пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса учитывать при расчете налога на прибыль запрещает (письмо ФНС от 25 января 2005 г. N 02-1-08/8@).
Пример
ООО "Пассив" каждый месяц закупает у ЗАО "Актив" товар на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Налог на прибыль "Актив" считает по методу начисления, а НДС - "по оплате". По состоянию на 31 декабря 2004 года "Пассив" имеет задолженность в сумме 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). Директор "Актива" решил не требовать с "Пассива" окончательной оплаты товара. Долг в сумме 3540 руб. покупателю решили простить.
В бухгалтерском учете "Актива" бухгалтер сделал такие проводки:
- 3540 руб. - списана часть задолженности покупателя за товары;
Дебет 76 "Расчеты по неоплаченному НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 540 руб. - начислен к уплате в бюджет НДС, который относится к прощенной задолженности.
В налоговом учете прощенная сумма долга облагаемую прибыль не уменьшит.
Заметим, что раньше на этот счет у налоговой службы было другое мнение. Убыток, возникающий от списания дебиторки, они разрешали включать во внереализационные расходы и учитывать при расчете налога на прибыль (письмо МНС от 25 июля 2002 г. N 02-3-08/84-Ю216).
Сюрприз в виде бонуса
Иногда решение предоставить скидку принимают уже после того, как товар поставлен и деньги полностью выплачены. Например, товар отгружают по 100-процентной предоплате, а скидки предоставляют в конце квартала в зависимости от общего объема закупок.
Такие скидки также имеют свою специфику. "В такой ситуации встречные обязательства по договору прекращены и он считается исполненным. Об этом сказано в пункте 1 статьи 408 Гражданского кодекса, - поясняет Елизавета Макарова, ведущий юрисконсульт аудиторской фирмы "ПРАДО-Аудит". - Поэтому получается, что внести изменения в договор уже невозможно. Ведь нельзя скорректировать то, чего уже нет". Соответственно скидка, изменяющая цену уже исполненного договора, - вне закона. Инспекторы могут признать ее экономически неоправданной.
"Чтобы учесть скидку постфактум при налогообложении прибыли, лучше всего оформить ее как премирование, - советует Елизавета Макарова. - Главное здесь - запастись грамотными первичными документами, которые обоснуют такой расход".
Что особенно приятно, такую позицию поддерживает и налоговая служба. В своем письме от 18 апреля 2004 г. N 26-08/10738 УМНС по г. Москве указывает, что премии дистрибьюторов можно отнести на затраты, если они соответствуют нескольким требованиям.
Во-первых, такие премии должны быть направлены на получение дохода. То есть инспекторам нужно показать, что бонусы стимулируют покупательскую активность и развивают продажи.
Для этого в договоре или в дополнительном соглашении к нему нужно прописать:
- условие о праве покупателя на получение премии по итогам отчетного периода;
- условие того, что премия устанавливается в целях увеличения сбыта продукции;
- порядок расчета суммы премии;
- условия выплаты премии.
Во-вторых, расходы по премированию нужно документально подтвердить. В своем письме инспекторы указали, какие конкретно документы они хотят видеть. Это акт сверки объемов продаж и отчет (протокол) со ссылкой на акт сверки объемов продаж.
Отчет является первичным учетным документом. Он подтверждает право покупателя на получение премии и устанавливает ее размер. Поэтому при его оформлении нужно соблюдать требования пункта 2 статьи 9 Закона "О бухгалтерском учете".
Акт сверки, в свою очередь, должен содержать сведения об объемах продаж как в натуральном, так и в денежном выражении. Желательно в тексте акта указать, что он является приложением к отчету со ссылкой на его дату и номер.
Если договором не предусмотрено, что премию выплачивают на основании счета покупателя, то срок уплаты должен быть установлен в отчете.
Имейте в виду: деятельность по премированию не подпадает под обложение НДС. Ведь обязанность уплатить премию дистрибьютору не связана со встречным предоставлением с его стороны каких-либо работ или услуг. Другими словами, реализация в этом случае отсутствует.
Поэтому, рассчитывая сумму премии, не переплатите. НДС с выплаченной суммы поставить к зачету вы не сможете.
Пример
ЗАО "Актив" выплачивает ООО "Пассив" вознаграждение по итогам закупок за I квартал 2005 года в размере 50 000 руб. Право покупателя на премию закреплено в договоре. Бухгалтер "Актива" оформил акт сверки объемов продаж и отчет с указанием размера премии. При этом в бухгалтерском учете "Актива" он сделал такие проводки:
- 60 000 руб. - перечислено вознаграждение самому активному покупателю за I квартал 2005 года. Эту сумму можно учесть при расчете налога на прибыль.
Не мудрствуя лукаво
Скидки, которые порождают сторнировочные проводки, а то и требуют пересдачи отчетности, способны извести любого. Поэтому по мере возможности бухгалтеры их избегают.
Многие организуют работу так, чтобы в учете отражать операции сразу по сниженной цене. Их клиенты получают право на скидку в момент отгрузки. Например, покупатель за раз приобретает крупную партию товара, для которой по договору полагается скидка.
Тем же, кто вынужден бороться с "накопительными" скидками, директор аудиторской компании "Финстатус" Алексей Беклемешев рекомендует поступить так: "Предложите директору предоставлять скидки по итогам отчетного периода в счет будущих закупок. То есть цена следующей поставки будет ниже, если накануне клиент выполнил условия по скидкам. Тогда дополнительные проводки не понадобятся".
М. Голубева
"Расчет", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru