Вопросы и ответы
Допустимо ли рассматривать беспроцентный заем в качестве объекта обложения налогом на прибыль?
Согласно ст. 17 НК РФ объект налогообложения относится к основным элементам закона о налоге. Статья 38 НК РФ устанавливает, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений данной статьи.
Одновременно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которая учитывается в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В настоящее время она определяется на основании положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" и главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Исходя из содержания ст. 807 Гражданского кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что беспроцентный заем представляет собой обязательство заемщика вернуть полученные по договору займа денежные средства. В силу ст. 247, 248 и 274 НК РФ имущество, получение которого обусловлено встречной имущественной обязанностью получателя, не считается денежными доходами (прибылью), поэтому беспроцентный заем не может признаваться объектом обложения налогом на прибыль (постановление ФАС Уральского округа от 26 февраля 2004 г. N Ф09-452/04-АК).
В чем заключаются особенности изменения срока уплаты налога, сбора и пени?
В соответствии со ст. 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Это не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.
Изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном главой 9 НК РФ. Его осуществление возможно только в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет; законами субъектов Российской Федерации о бюджете - в отношении налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации; правовыми актами представительных органов муниципальных образований - в части налогов и сборов, поступающих в бюджеты муниципальных образований. Указанное ограничение соответствует сложившейся налоговой практике. Поэтому оно было включено в п. 2 ст. 61 НК РФ Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
На основании п. 6 и 7 ст. 61 НК РФ, (действующих в редакции ФЗ от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ), правила, установленные ст. 61-68 НК РФ, применяются и в отношении срока уплаты налогов и пени, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также налогов в государственные внебюджетные фонды.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, уполномоченных принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, может производиться, во-первых, под залог имущества (ст. 73 НК РФ); во-вторых, при наличии поручительства (ст. 74 НК РФ), если иное не предусмотрено Кодексом.
Содержит ли законодательство о налогах и сборах нормы, которые обязывают налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, используемым после указанного периода?
Как следует из п. 1 и 2 ст. 171 и п. 5 ст. 173 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются им к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы). При этом организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления им покупателю счета-фактуры с выделением данного налога. Таким образом, изменение режима налогообложения не может служить основанием для того, чтобы обязать организацию, не являющуюся плательщиком налога на добавленную стоимость, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах (постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 15511/03).
Разъясните, пожалуйста, новый порядок уплаты государственной пошлины.
Глава 25.3 "Государственная пошлина" была включена в часть вторую НК РФ на основании ст. 2 Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Статья 333.16. НК РФ определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В свою очередь, плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в том случае, если они:
- обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;
- выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Следует отметить, что иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены НК РФ соответственно для организаций и физических лиц.
Вышеназванные плательщики уплачивают государственную пошлину в сроки, установленные ст. 333.18 НК РФ:
- при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
- плательщики, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, которые рассматривают мировые судьи, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
- при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
- при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов);
- при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
- при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подп. 1-5 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной формах.
В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, то государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Но если одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным от уплаты государственной пошлины.
Н.В. Герасименко,
доцент кафедры финансового права
Академии экономической безопасности МВД России,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - доцент кафедры финансового права Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2005, N 4