Женщины-предприниматели являются надеждой
и опорой малого бизнеса России
Роль женщины-лидера в социально-экономическом развитии современного общества трудно переоценить. Особенно в такой динамично развивающейся стране, как Россия.
Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!
Российские женщины на протяжении веков играли и играют важную роль в экономической жизни страны. Но сегодня, в XXI веке еще больше возрастает их роль в управлении, в организации производства, в обеспечении его эффективного функционирования.
Много ли сегодня женщин среди руководителей производства? Данные социологических опросов позволяют судить о том, что женщины составляют 18-20% от общего числа руководителей производства в реальном секторе экономики. Однако непосредственно в сегменте малого и среднего бизнеса эта цифра значительно больше: по различным сведениям эта цифра составляет 30-40 процентов, а на уровне заместителей и линейных менеджеров (например, заведующих залом обслуживания, складом, бухгалтерией, отделами и проч.) - в различных сферах колеблется от 60 до 80 процентов, а в сферах услуг, торговли и здравоохранения превышает эти показатели.
Согласно опубликованным результатам "Международного исследования среди предпринимателей" (IBOS), проведенного международной организацией "Грант Торнтон" среди 6900 компаний в 26 странах мира, Россия, долгое время считавшаяся обществом, в котором правят мужчины, оказалась лидером по проценту женщин на высших управленческих позициях среди ведущих стран мира. Россия лидирует по числу топ-менеджеров женского пола - 89 процентов респондентов подтвердили участие женщин в руководстве своих компаний, второе место - у Филиппин (85 процентов). Три четверти руководящих постов в США, Мексике и Южной Африке (по 75 процентов) и Гонконге (74 процента) заняты женщинами. Самые низкие результаты были зарегистрированы в Нидерландах, Пакистане (по 27 процентов), Японии (29 процентов) и Германии (33 процента). При этом Россия - единственная страна, в которой процент женщин - руководителей (42 процента) приближается к проценту руководителей - мужчин, второе место по этому показателю занимают Филиппины - 39 процентов. Удивительно, что в США, например, при том, что женщины участвуют в руководстве 75 процентов опрошенных компаний, процент их участия в высшем руководстве компаний по сравнению с мужчинами составляет всего 20 процентов. Есть и еще один отрадный для наших женщин показатель. Среди руководителей кредитных организаций России женщины составляют более 30 процентов, а на уровне заместителей - свыше 50 процентов. Женщины успешно руководят банками и другими организациями благодаря разумной финансовой политике, законопослушанию и профессионализму.
Что касается малого бизнеса России, то здесь, без сомнений, правит прекрасный пол. Международное исследование Grant Thorton, опубликованное в 2004 году, выявило, что женщины-руководители есть в 89 процентах российских компаний. По этому показателю наша страна занимает первое место в мире, второе - Филиппины (85%), третье - США (75%).
Научный сотрудник Института социологии РАН Алла Чирикова в 2003 г. провела исследование "Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний: понять - значит принять". Ее опрос российских топ-менеджеров показал, что около 60% женщин и 80% мужчин при подборе руководителей не считают пол значимым фактором.
Российская бизнеследи - кто она?
Общие черты, являющие групповой портрет женщины-предпринимателя, это преданность людям и делу, которому служишь, неустанное стремление к совершенствованию и расширению производства, многоопорность производственной деятельности, честность, забота о человеке, что предполагает заботу и о здоровье человека, и о его профессиональном росте, и о решении социальных проблем. Это и стремление помочь оказавшимся в трудной ситуации, и ежегодное планомерное создание рабочих мест, и помощь престарелым и инвалидам, и поддержка детских учреждений, учреждений культуры.
Российских женщин-предпринимателей отличает высокая культура, интуиция, знание психологии, умение организовать коллектив и создать доброжелательную обстановку в нем, большое внимание к социальной и культурно-образовательной сфере. Но, к сожалению, их огромный производственный и общественный потенциал все еще задействован недостаточно.
В управлении женщины активно используют фактор, еще не осознанный теоретиками - любовь к человеку и делу. Используются и проверенные, но не поощряемые ныне средства - планирование обучения кадров, увеличение числа рабочих мест, путевок в детские сады и санатории, материальная помощь людям, нуждающимся в ней, и культуре, необходимой народу. Так на отдельно взятых предприятиях женщины решают задачи, которые традиционно решало государство, и решают их успешно.
Основные слагаемые успеха - опора на коллектив, единство и равноправное участие всех работающих в решении задач предприятия, профессионализм и практицизм. Не последнюю роль играет многовариативность предприятия, позволяющая иметь большое число точек опоры, создавая одновременно рабочие места (то, что у нас любят нарекать заморским новшеством "бизнес-инкубаторы").
Живую картину дают конкретные примеры деятельности женщин-руководителей. Многие из них стали победителями Всероссийского конкурса "Женщина - директор года", ежегодно проходящего в марте каждого года в рамках проводимого нашей организацией Международного форума женского предпринимательства под патронажем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Женщины-предприниматели - объединяйтесь!
С 28 февраля по 2 марта 2005 года в Москве прошел IX Международный форум "Мир-Женщины-Россия-Москва" и в его рамках: VIII Всероссийский конкурс "Женщина - директор 2004 года", II Всероссийский конкурс "Молодой директор года", выставка-ярмарка. Знаменательным событием этого форума стала презентация четвертого тома книги "Женщины-предприниматели. Золотой фонд России". Этот издательский проект осуществляется по инициативе Ассоциации женщин-предпринимателей России.
Каждая из героинь этой книги - победительница Всероссийского конкурса "Женщина - директор года". Любовь Коляда с Камчатки и Светлана Дойлидова из Калининградской области, Татьяна Любарская из Архангельской и Лидия Васильева из Астраханской, Наталья Сучкова из Рязанской области и Залина Цахилова из Северной Осетии - вся география нашей огромной страны представлена в этом издании.
Теперь их имена принадлежат истории. Во время презентации на сцену поднимались героини этой книги, встреча с каждой из них - открытие! Умение преодолевать трудности, видеть перспективу и работать на нее, свой преуспевающий бизнес, государственное мышление, доброта и милосердие, управленческий талант, красота и элегантность - здесь было все!
Все, кто, так или иначе, причастен к этому изданию, верят, что в наше время и в нашей стране жизнь может быть наполнена высоким смыслом и содержанием, что у нас есть множество проблем и дел, которые ждут нашего внимания и труда.
Но самое главное - это значение, которое имеет эта книга в наши дни.
В Америке на жизнеописаниях удачливых предпринимателей, к примеру, Форда или Рокфеллера, воспитывались и учились труду целые поколения. На чем сейчас мы можем воспитывать своих детей? Пример женщины - руководителя преуспевающего предприятия, несмотря на все трудности нашего времени - это ли не пример для нашей молодежи, особенно для девушек, выбирающих сегодня свой жизненный путь?
Общественное признание заслуг российских женщин-предпринимателей необходимо и своевременно. И наша книга - это уверенный шаг в этом направлении, и делают его женщины-предприниматели России.
Т.Г. Малютина,
президент Ассоциации женщин-предпринимателей России
тел. (095) 939-94-02, tatjana@assower.ru
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru