Комментарии к нормативным документам
В предыдущем комментарии мы обратили внимание читателей на то, что около трети всех законодательных актов за год принимаются в последние три недели декабря. Соответственно, начало года отличается крайне низкой законодательной активностью. Поэтому в настоящем комментарии основное внимание мы уделили письмам органов государственного управления в части, касающейся регулирования отдельных вопросов налогообложения.
1. Приказ Минфина РФ от 21 января 2005 г. N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности".
Сведения о прохождении процедуры регистрации в Минюсте РФ отсутствуют.
Вступает в силу с 1 января 2005 года, но осуществление перехода к новой Инструкции допускается провести до 1 октября 2005 года - по мере организационно-технической готовности.
Утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности. По нашему мнению, основная проблема перехода на новую Инструкцию будет заключаться не столько в изучении ее положений, сколько в переходе на новые правила бюджетного учета, которые принципиально отличаются от ранее действовавших.
2. Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/78 "Об упрощенной системе налогообложения".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснено, что в состав расходов по оплате услуг связи организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, могут включаться расходы по оплате доступа в Интернет и по обслуживанию адреса электронной почты.
3. Письмо Минфина РФ от 23 ноября 2004 г. N 04-2-06/679 "О стандартных налоговых вычетах".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется порядок применения стандартных налоговых вычетов в том случае, когда выплаты в пользу физических лиц, являющихся объектами налогообложения (по оплате труда), производятся в течение года не подряд, суммы вычетов не суммируются, а применяются только в те месяцы, когда возникал объект налогообложения. Например, в случае, если оплата труда начислялась за январь и апрель, налоговые вычеты могут быть предоставлены только за два месяца (а не четыре).
4. Письмо Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. N 03-04-08/132 "О счетах-фактурах".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъясняется, то, что, по нашему мнению, кажется очевидным - если местом реализации товаров (работ, услуг) не является территория РФ (и, следовательно, операции по реализации объектом обложения НДС не являются) счет-фактуру выставлять не нужно.
5. Письмо Минфина РФ от 29 ноября 2004 г. N 09-05-02/1740 "О применении регрессивной ставки по ЕСН".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснено, что налогоплательщик не имеет права отказаться от применения регрессивной ставки по НДС, так как подобное право возникает только в отношении налоговых льгот, а снижение ставки в зависимости от размера налоговой базы налоговой льготой не является. Любопытно только узнать, кто мог задать подобный вопрос, и какими причинами может быть обусловлена целесообразность отказа от регрессивной ставки налогообложения?
6. Письмо Минфина РФ от 1 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/66 "Об учете авансов при применении упрощенной системы налогообложения".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Еще один пример необязательного разъяснения - суммы авансов, полученные до перехода на упрощенную систему налогообложения учитываются при определении предельного объема выручки, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ суммы подобных авансов включаются в налоговую базу, в соответствии с пунктом 1 статьи 346.18 НК РФ налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя, а ограничение применяется именно в отношении доходов.
7. Письмо Минфина РФ от 8 декабря 2004 г. N 03-06-05-04/67 "О применении ЕНВД".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, что продажа товаров за наличный расчет с отсрочкой платежа также относится к розничной торговле и, следовательно, подпадает под специальный налоговый режим - ЕНВД.
8. Письмо Минфина РФ от 14 января 2005 г. N 03-02-07/2-4.
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Согласно статье 342 НК РФ "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов" Минфина РФ дает письменное разъяснение по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Указанные обязанности налоговых и финансовых органов соответствуют правам налогоплательщиков на получение бесплатной информации (в том числе в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов.
В указанном письме разъяснен порядок подготовки ответов на запросы налогоплательщиков.
Аналогичное по своему содержанию письмо подготовила и опубликовала Федеральная налоговая служба (письмо ФНС России от 26 января 2005 г. N ШС-6-01/58).
9. Письмо Минфина РФ от 14 января 2005 г. N 03-06-02-02/01 "О земельном налоге".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется порядок практического применения норм Федерального закона от 20 августа 2004 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Закона РФ "О плате за землю". Разъяснения касаются порядка применения поправочных коэффициентов к налоговым ставкам при исчислении налога в отношении земельных участков, приобретенных для строительства. Так как с 1 января 2005 года действует глава 31 НК РФ "Земельный налог", письмом Минфина РФ фактически разъясняется порядок применения поправочных коэффициентов в переходный период (между нормами Закона о плате за землю и новой главой НК РФ).
10. Письмо ФНС РФ от 20 января 2005 г. N 21-4-04/32 "О земельном налоге".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснено, что земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых в пределах горного отвода, признаются объектом налогообложения по земельному налогу, поскольку не указаны в перечне, приведенном в статье 27 Земельного кодекса РФ.
11. Письмо ФНС РФ от 24 января 2005 г. N ММ-6-21/44 "О транспортном налоге".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъяснено, что в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства, то есть его физической ликвидации как объекта, объект налогообложения транспортным налогом отсутствует. Основанием для налоговых органов и налогоплательщиков не начислять транспортный налог является документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия.
12. Письмо ФНС РФ от 25 января 2005 г. N 02-1-08/8 "О порядке учета в целях налогообложения прибыли предоставленных продавцом скидок".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, что сумма скидки, предоставляемой продавцом, не может быть принята для целей налогообложения в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Следует иметь в виду, что данное письмо нормативным документом не является и представляет собой ответ на конкретный вопрос налогоплательщика. То есть, указанная рекомендация может быть признана правомерной только в одном случае - если скидка производится не при заключении договора купли-продажи, а позднее - посредством списания части задолженности покупателя по отгруженным, но не оплаченным товарам.
13. Письмо Фонда соцстраха РФ от 12 января 2005 г. N 02-18/07-81 "Об исчислении пособий по беременности и родам".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъясняется (со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 1608-ВС), что до принятия соответствующих законодательных актов пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа с учетом установленного максимального размера пособия. Другими словами, ограничение в размере одного МРОТ - в случае, если за последние 12 месяцев трудовой стаж оказался меньше трех месяцев - не действует. По нашему мнению, подобное разъяснение представляется несколько спорным - письмо, в котором оно приведено, не является нормативным актом, а упомянутое ограничение установлено федеральным законом.
14. Письмо Фонда соцстраха РФ от 27 января 2005 г. N 02-18/07-594 "О минимальном размере оплаты труда при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъяснено, что по страховым случаям, наступившим с 1 января 2005 года, часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, не должна превышать за полный календарный месяц 720 рублей, и соответственно, с 1 сентября 2005 года - 800 рублей в месяц, с 1 мая 2006 года - 1100 рублей в месяц.
15. Письмо Федерального агентства по строительству и ЖКЗ от 31 января 2005 г. N ЮТ-260/06 "О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется порядок корректировки нормативов накладных расходов в строительстве, связанный со снижением с 1 января 2005 г. максимальной ставки ЕСН. В связи с изменением налоговой ставки, а также увеличения размера налоговой базы, при которой применяется максимальная ставка ЕСН (26 процентов), к нормативам накладных расходов по приложениям 3, 4, 5 к МДС 81-33.2004 и по таблице 1, приложениям 4 и 5 к МДС 81-34.2004 следует применять коэффициент 0,94.
Указанный коэффициент не применяется организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения - для них порядок применения накладных расходов приведен в п. 4.7 МДС 81-33.2004 или в п. 3.7 МДС 81-34.2004.
16. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 20 января 2005 г. N 89 "О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняются некоторые ситуации, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ). Подобный порядок рассмотрения может применяться при рассмотрении дел об имущественных требованиях, возникающих как из гражданских, так и из административных и иных публичных правоотношений, в случае, если требования являются бесспорными или признаны должником. Приводится трактовка указанных понятий, уточнено, что под суммой МРОТ понимается 100 руб., и т.д.
17. Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2005 г. N 16141/04 признано не соответствующим НК РФ и недействующим полностью письмо МНС РФ от 17 февраля 2004 г. N 04-2-06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками".
Организации, не финансируемые из федерального бюджета, нормы суточных устанавливают коллективным договором или локальным нормативным актом. Суточные, выплаченные в установленных пределах, налогом на доходы физических лиц не облагаются.
18. Приказ ФНС РФ от 27 декабря 2004 г. N САЭ-3-05/173 "О форме налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу".
В соответствии со статьей 52 НК РФ и в целях реализации статьи 244 НК РФ утверждена форма налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу.
Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, не производящими выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц) производится налоговым органом.
19. Письмо Минфина РФ от 2 февраля 2005 г. N 07-03-01/79/СШ "О порядке уплаты государственной пошлины при проведении аттестации аудиторов".
Министерство финансов Российской Федерации в связи с вступлением в силу главы 25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации сообщает следующее.
Согласно статье 23 Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. нормы Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Плата за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности осуществляется в 20-кратном размере установленной законодательством минимальной оплаты труда в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации". В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" размер платы за проведение аттестации составляет 2000 рублей, порядок ее взимания не изменился.
Норма, предусмотренная пунктом 20 Порядка проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482, в части взимания платы в размере 50 процентов от размера платы за проведение аттестации, не действует, и плата за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора заменяется уплатой государственной пошлины за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора в связи с его утерей в размере 400 рублей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 58 части первой статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за действия, совершаемые Министерством финансов Российской Федерации при проведении аттестации аудиторов, предусмотренной статьей 15 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", после 1 января 2005 года уплачивается в следующих размерах:
за выдачу квалификационного аттестата аудитора - 400 рублей;
за внесение изменений в квалификационный аттестат аудитора в связи с переменой фамилии, имени, отчества аудитора - 100 рублей.
Банковские реквизиты для уплаты вышеуказанной государственной пошлины в доход федерального бюджета (код бюджетной классификации, действующий с 1 января 2005 г., - 092 1 08 07080 01 0000 110 - "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации"):
Получатель - Управление Федерального казначейства по г. Москве (Минфин России);
ИНН 7710168360;
КПП 771001001;
ОКАТО 45286563000;
Счет получателя - N 40101810800000010041;
Банк получателя - Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва (БИК 044583001).
Государственная пошлина за действия, совершаемые Министерством финансов Российской Федерации при проведении аттестации аудиторов, уплачивается непосредственно самим претендентом на получение квалификационного аттестата аудитора или самим аудитором в наличной или безналичной форме.
Государственная пошлина не уплачивается за выдачу квалификационного аттестата аудитора лицами, в отношении которых Минфин России издал приказ о выдаче квалификационного аттестата аудитора до 1 января 2005 г., но еще не выдал указанный аттестат. Также государственная пошлина за выдачу квалификационного аттестата аудитора в порядке обмена не взимается.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком.
Государственную пошлину за выдачу квалификационного аттестата аудитора уплачивают лица, в отношении которых Минфином России издан, начиная с 1 января 2005 года, приказ о выдаче квалификационных аттестатов аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается аудитору или его доверенному лицу в Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России при предъявлении аудитором или его доверенным лицом подтверждающих факт уплаты претендентами государственной пошлины копии платежного поручения с отметкой банка о его исполнении или квитанции, выдаваемой плательщику банком.
Уплаченная после 1 января 2005 года государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату полностью или частично в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
"Консультант бухгалтера", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru