Расходы по обеспечению пожарной безопасности:
отражение в бухгалтерском и налоговом учете
Права и обязанности организаций и иных хозяйствующих субъектов в области обеспечения пожарной безопасности закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 37 указанного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Кроме всего прочего, руководители организаций обязаны оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятии, в том числе о пожарной безопасности производимой продукции, а также о происшедших на территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных.
Под пожарной безопасностью согласно положениям действующего законодательства понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Наряду с Федеральным законом N 69-ФЗ, нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 (далее по тексту - ППБ 01-03), а также иными нормативно-правовыми актами.
Правила пожарной безопасности устанавливают требования обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пункт 10 ППБ 01-03 дополняет перечень обязанностей руководителей организаций необходимостью создания и содержания на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органов управления и подразделений пожарной охраны, а также обеспечения в них непрерывного несения службы и использования личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите соответствующими автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией определен в приказе МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315. Данному документу присвоен шифр НПБ 110-03.
Наряду с указанным нормативным документом организациям следует руководствоваться также ведомственными (отраслевыми) и территориальными перечнями, а также другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами.
В соответствии с пунктом 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях соответствующими автоматическими установками следует защищать все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б помещений по взрывопожарной и пожарной опасности), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; помещений категорий В4 и Д по пожарной опасности; а также лестничных клеток.
Категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности определяются в соответствии с Нормами пожарной безопасности НПБ 105-03, утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 316.
Если здания, сооружения и помещения не вошли в утвержденный НПБ 110-03 Перечень, они оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями утвержденных в установленном порядке отраслевых (ведомственных) нормативных документов.
Перечень отдельных нормативных правовых актов, определяющих нормы пожарной безопасности, приведен в приказе МЧС России от 18 июня 2003 г. N 316, а требования к пожарной безопасности зданий и сооружений при их возведении (строительстве) определены в Строительных нормах и правилах СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. N 18-7 (в редакции изменений и дополнений).
Следует также учитывать, что согласно статье 33 Федерального закона N 69-ФЗ подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До последнего времени такого рода подтверждение осуществлялось в рамках сертификации продукции, работ и услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг" (в редакции изменений и дополнений).
Однако с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Закон о сертификации продукции и услуг признан утратившим силу, а новый единый порядок подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям не определен.
Вместе с этим, согласно статье 46 Федерального закона N 184-ФЗ и постановлению Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. Кроме того, впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующим целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Учитывая данные положения, представляется обоснованным применение в настоящее время ранее принятых стандартов в области пожарной безопасности. Перечень подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности продукции приведен в приказе МЧС России от 8 июля 2002 г. N 320. Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации утверждено приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 312.
За нарушение требований пожарной безопасности руководители организаций и иные ответственные лица привлекаются действующим законодательством к ответственности.
Так, согласно статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, в редакции изменений и дополнений) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Те же деяния, совершенные в условиях особого противопожарного режима (под ним понимается режим, вводимый решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности), наказываются административным штрафом на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Санкции, наложенные на юридических лиц, должны оплачиваться за счет собственных средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль (пункт 2 статьи 270 НК РФ), а санкции, наложенные на должностных лиц организаций - за счет сумм доходов указанных лиц, в том числе путем производства удержания согласно полученным организацией исполнительным документам.
В порядке уголовной ответственности наказывается нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Согласно статье 219 Уголовного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, в редакции изменений и дополнений) такого рода деяния, совершенные лицом, на котором лежала обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности, если это повлекло за собой по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если то же деяние повлекло за собой по неосторожности смерть человека, оно наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В случае смерти по неосторожности двух или более лиц, нарушение правил пожарной безопасности наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Налоговый учет расходов по обеспечению пожарной безопасности
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ к учитываемым в целях налогообложения по налогу на прибыль расходам относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.
Указанные расходы принимаются в целях исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг) при условии выполнения положений статьи 252 НК РФ.
Согласно указанной статье НК РФ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль могут быть приняты только обоснованные и документально подтвержденные расходы, осуществленные (понесенные) организацией в рамках деятельности, направленной на получение дохода.
В случае, если расходы по обеспечению пожарной безопасности связаны с непроизводственной деятельностью организации (в частности, с обслуживающими производствами и хозяйствами), они должны покрываться за счет иных источников финансирования (средств нераспределенной прибыли, средств целевого финансирования и др.).
Под обоснованными расходами согласно налоговому законодательству понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В свою очередь под экономически оправданными расходами понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющих принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота (см., в частности, пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729).
Если какие-либо производимые организацией расходы обусловлены требованиями действующего законодательства, то есть предусмотрены положениями соответствующих нормативных правовых актов (включая нормы пожарной безопасности, - документы под наименованиями ППБ, НПБ и др.), их следует признать экономически оправданными, и потому в целях налогообложения по налогу на прибыль они могут приниматься, если только речь не идет о расходах, приведенных в статье 270 НК РФ (в ней приведены расходы, не учитываемые в целях налогообложения).
При признании в целях налогообложения прибыли расходов на обеспечение пожарной безопасности следует учитывать также положения Федерального закона N 69-ФЗ.
Согласно данному Федеральному закону законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон о пожарной безопасности, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты (включая ППБ 01-03), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
Если какие-либо связанные с пожарной безопасностью расходы не подтверждены документально, они не могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная охрана подразделяется на такие виды, как государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная служба, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана.
К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся (статья 24 Федерального закона N 69-ФЗ):
охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
выполнение проектных, изыскательских работ;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
огнезащитные и трубо-печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В общем случае пожарная безопасность на территории организации может быть обеспечена путем формирования собственных специализированных подразделений, заключения договоров со специализированными сторонними организациями, или же путем сочетания указанных возможных вариантов.
Кроме того, согласно пункту 9 ППБ 01-03 для привлечения работников организации к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на отдельных объектах могут создаваться пожарно-технические комиссии и добровольные пожарные формирования.
В случае создания организацией собственных охранных подразделений, расходы на содержание данных подразделений (включая оплату труда, отчисления с оплаты труда на нужды обязательного социального страхования в виде единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.) учитываются в целях налогообложения также в составе прочих расходов на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Как указано в статье 12.1 Федерального закона N 69-ФЗ, создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны должны осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
Учитывая нормы Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений) для осуществления деятельности в сфере пожарной охраны организация должна получить в установленном порядке лицензию. Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 600.
Таким образом, для отражения расходов по содержанию специализированных подразделений организации должны располагать соответствующей лицензией. В противном случае расходы, связанные с содержанием специализированных подразделений организации, не могут быть признаны в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Расходы по оплате лицензий отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов будущих периодов (дебет счета 97 "Расходы будущих периодов" кредит счетов 51 "Расчетные счета", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др.) с последующим списанием в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности на затраты производства в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.
Учитывая, что указанные расходы непосредственно связаны с необходимостью осуществления организацией соответствующего вида деятельности, расходы по оплате лицензий принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Расходы по оплате услуг в области пожарной охраны, оказываемые сторонними организациями, принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль в соответствии с заключенными сторонами договорами (соглашениями), а также документами, подтверждающими фактическое оказание услуг (актами приемки-сдачи работ, отчетами об оказанных услугах и т.п.). При этом относимые в уменьшение налоговой базы расходы должны быть экономически обоснованы, то есть оплачены по ставкам, сравнимым со сложившимися в соответствующей местности и в соответствующей сфере, а также должны быть документально подтверждены. Таковы требования статьи 252 НК РФ.
Используемые для оформления оказанных сторонними организациями услуг формы актов выполненных работ (оказанных услуг) в полной мере относятся к первичным учетным документам, которые могут оформляться на типовых бланках, или же на бланках, оформленных с соблюдением требований статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
Если используемая организацией форма акта не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, то она в обязательном порядке должна содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дату составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц.
Примерная форма акта выполненных работ, используемого в случаях, когда другая форма четко не определена нормативно-правовыми актами, может быть следующей:
Акт
о выполненных работах (оказанных услугах)
по договору ______________________________________________
(указывается договор - подряда и др. услуги)
г. Москва "__" марта 2005 г.
____________________________________, именуемый в дальнейшем "Заказчик",
(наименование организации)
в лице _______________________________________________________________,
(уполномоченное должностное лицо организации)
действующего на основании Устава, с одной стороны, и
_______________________ , именуемый в дальнейшем "Исполнитель"
(наименование организации)
(Подрядчик), действующего на основании Устава, с другой стороны,
составили настоящий акт о нижеследующем:
1. В соответствии с заключенным сторонами договором _____________
(указывается
N ____________________ от "__" __________ ___ г. Исполнителем
наименование договора)
выполнен комплекс работ (оказаны услуги), включающий: ________________
____________________________________________________________________
(приводится описание выполненных работ, оказанных услуг)
2. Вышеуказанные работы (услуги) согласно договору должны были быть
выполнены к "___" ________ ___ г. Фактически выполнены - "__" ________
___ г.
3. Возможные варианты:
3.1. Качество работ по договору должно соответствовать
__________________ .
Фактически качество выполненных работ соответствует (не
соответствует) предъявляемым требованиям.
3.2. В результате осмотра результата работ недостатки не выявлены
(выявлены), в том числе ________________________________________________
_________________________________________________________ .
(приводятся выявленные недостатки)
3.3. При приеме результата работ установлено, что работы выполнены в
полном объеме и в срок (с нарушением условия договора о сроке выполнения
работ).
3.4. Качество работ соответствует (не соответствует) указанным в
договоре требованиям.
3.5. Услуги оказаны полностью. Стороны по договору претензий друг к
другу не имеют.
4. В соответствии с заключенным договором Исполнитель осуществлял
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(приводится перечень осуществленных работ, услуг, отчет Исполнителя)
5. По результатам выполненных работ (оказанных услуг)
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(приводится описание результатов работ, их проверки и контроля,
исправность систем, возможность принятия в эксплуатацию,
использования результатов и др.)
6. Работы (услуги) выполнены для нужд _____________________________
_______________________________________________________________________
(указывается подразделение
организации, характер производства)
7. Стоимость выполненных работ (оказанных услуг) согласно
заключенному договору составляет ___________________ руб., кроме того НДС
(ставка 18%) - __________________ руб., всего - ____________________ руб.
8. Зачтен ранее выданный аванс в сумме _________________ руб.
Всего к окончательной оплате - _________________________ руб.
Подписи:
От Заказчика: От Исполнителя:
_____________________________ _______________________________
(наименование должности) (наименование должности)
____________________________ ________________________________
(подпись, расшифровка подписи) (подпись, расшифровка подписи)
"__" _____________ _____ г. "___" ______________ _____ г.
М.П. М.П.
И опять же, учитывая положения Закона Российской Федерации N 2487-1, оказывающие в сфере пожарной безопасности организации должны располагать соответствующей лицензией.
Расходы организаций по приобретению пожарно-технической продукции принимаются в целях налогообложения в зависимости от срока эксплуатации и (или) стоимости соответствующего имущества.
Перечень пожарно-технической продукции утвержден приказом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России от 18 июня 1996 г. N 33. В указанный перечень включены системы, элементы систем и устройства предотвращения возникновения и распространения пожара, установки пожарной сигнализации; установки пожаротушения, пожарные средства визуальной информации; огнетушащие вещества; огнетушители; пожарные машины; пожарное оборудование; инструмент пожарный; пожарные спасательные устройства и снаряжение; средства индивидуальной и коллективной защиты при пожарах; системы и средства связи и управления пожарных; приборы и установки специальные; автоматизированные и информационные системы и средства обеспечения пожарной безопасности; комплектующие и запасные части к пожарно-технической продукции.
Если срок полезного использования приобретаемого объекта составляет более 12 месяцев и его первоначальная стоимость составляет более 10000 рублей, данное имущество в соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ признается амортизируемым, а потому в целях налогообложения по налогу на прибыль по указанному имуществу могут приниматься только амортизационные отчисления, производимые по правилам, определенным в главе 25 НК РФ.
В частности, амортизация начисляется линейным или нелинейным методом в пределах срока полезного использования имущества, определяемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В случае, если срок полезного использования имущественного объекта составляет 12 месяцев и менее, или же стоимость объекта равна 10000 рублей и менее, то расходы на приобретение указанного имущества принимаются в целях налогообложения в составе материальных расходов организации.
Объекты пожарной сигнализации по рассмотренным правилам включаются в состав объектов основных средств организации, по которым в установленном порядке начисляется амортизация, или же в состав материальных расходов организации. Однако следует учитывать, что сигнализация подлежит установке и монтажу, и такого рода расходы увеличивают первоначальную стоимость объекта.
В связи с этим, если расходы организации по приобретению пожарной сигнализации вмести с расходами по ее установке и монтажу превышают 10000 рублей, то такие расходы образуют объект амортизируемого имущества, по которому в установленном порядке должна начисляться амортизация. Если расходы по приобретению, установке и монтажу сигнализации составляют до 10000 рублей включительно, то указанные расходы после ввода объекта в эксплуатацию могут быть единовременно отнесены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организации в составе материальных расходов.
В таком же порядке в налоговом учете организации отражаются расходы по приобретению и установке (монтажу) систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре, управления эвакуацией, а также иных систем обеспечения пожарной безопасности.
Для информации читателей - приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 отнесены к четвертой амортизационной группе, а потому срок полезного использования для начисления амортизации по данным объектам организация вправе устанавливать в пределах от 5 лет до 7 лет включительно.
Следует учитывать, что статья 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определяет услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации как один из видов услуг, оказываемых в сфере частной детективной и охранной деятельности.
Учитывая изложенное, оказывающая такого рода услуги в области пожарной безопасности организация обязана иметь соответствующую лицензию.
Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, а также лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 373 (применяется в редакции изменений от 3 октября 2002 г.).
Согласно утвержденным Положениям, производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, молниезащиты, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Лицензирование указанных работ осуществляется МЧС России.
Для подтверждения расходов по установке (монтажу) систем пожарной безопасности организация должна располагать договором со сторонней организацией с указанием в нем реквизитов выданной ей лицензии, а также актом приемки-сдачи выполненных работ, подписанный сторонами договора (могут быть использованы формы документов, утвержденных постановлением Росстата от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ").
Если монтаж систем осуществляется собственными силами организации, произведенные расходы подтверждаются соответствующими первичными учетными документами по списанию материальных запасов (требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону), учету расходов на оплату труда (расчетно-платежные ведомости и др.). Расходы, связанные с монтажом систем пожарной безопасности хозяйственным способом могут быть оформлены также внутренним актом о приемке-сдаче выполненных работ.
Расходы по эксплуатационному содержанию и обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации признаются в целях налогообложения прибыли исходя из фактических расходов на основании пункта 6 статьи 264 НК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ (в последнем случае как расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии).
В таком же порядке принимаются в целях налогообложения расходы по осуществлению регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Как указано в пункте 96 ППБ 01-03 такого рода работы должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, согласно заключаемым договорам.
Как правило, расходы по обслуживанию систем пожарной безопасности осуществляются по договорам, заключенным со специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию на право оказания такого рода услуг. Соответственно, экономическая оправданность расходов может быть подтверждена двусторонним договором, а также оформляемыми двусторонними актами с раскрытием в них перечня оказанных услуг и ссылкой на нормативно-правовые акты (Федеральный закон N 69-ФЗ, ППБ 01-03 и др.)
Расходы на ремонт систем обеспечения пожарной безопасности принимаются в целях налогообложения на условиях, установленных статьями 260 и 324 НК РФ, то есть в зависимости от того, создаются организацией в целях налогового учета резервы под предстоящие ремонты основных средств или нет. И опять же, такого рода работы, связанные с ремонтом систем должны выполняться специализированными организациями или же подготовленными специалистами.
В отличие от расходов, связанных с ремонтом систем пожарной безопасности, расходы по их модернизации и реконструкции в целях налогообложения по налогу на прибыль не принимаются. Такого рода расходы в соответствии с пунктом 2 статьи 257 НК РФ увеличивают первоначальную (восстановительную) стоимость объектов основных средств, и потому принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль через начисление в установленном порядке амортизационных отчислений.
Необходимо также учитывать, что при увеличении первоначальной стоимости объекта основных средств в результате модернизации и реконструкции, годовая сумма амортизационных отчислений подлежит пересчету исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной на затраты на модернизацию и реконструкцию, и оставшегося срока полезного использования (дано разъяснение в письме Минфина России от 23 июня 2004 г. N 07-02-14/144).
Начисление амортизации в целях налогового учета в соответствии с положениями статьи 259 НК РФ должно производиться линейным или нелинейным методом, а в целях бухгалтерского учета - одним их методов, указанных в пункте 18 ПБУ 6/01 (линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)).
Конкретный метод начисления амортизации по соответствующим объектам основных средств (группам объектов основных средств) отдельно в целях налогового и бухгалтерского учета определяются положениями учетной политики организации.
В соответствии с требованиями пункта 6 ППБ 01-03 на каждом объекте организации должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.).
В указанных инструкциях в обязательном порядке должны быть отражены следующие вопросы:
порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
обязанности и действия работников при пожаре, в том числе: правила вызова пожарной охраны; порядок аварийной остановки технологического оборудования; порядок отключения вентиляции и электрооборудования; правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики; порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Расходы по разработке и изданию инструкций о мерах пожарной безопасности, изготовлению табличек, плакатов и иной наглядной информации принимаются в целях налогообложения, как расходы, предусмотренные действующим законодательством и непосредственно связанные с обеспечением пожарной безопасности в организации.
Согласно требованиям пункта 15 ППБ 01-03 в каждой организации распорядительным документом руководителя должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:
определены и оборудованы места для курения;
определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
регламентированы:
порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
действия работников при обнаружении пожара;
определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
Соответственно расходы по оборудованию мест для курения также принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль, так как они предусмотрены действующим законодательством.
Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
Как отмечалось в начале данной статьи, в обязанности руководителей организаций входит также обучение своих работников мерам пожарной безопасности, под которыми понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
При отнесении такого рода расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль необходимо учитывать установленные в статье 252 НК РФ требования обоснованности и документального подтверждения затрат.
Соответствующие указанным критериям расходы организации по оплате услуг по обучению своих работников мерам пожарной безопасности могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг), что подтверждено в письме Управления МНС по г. Москве от 14 января 2004 г. N 26-12/2317.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции изменений и дополнений) газоспасательные службы представляют собой разновидность аварийно-спасательных служб.
Согласно статье 5 указанного Закона к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Для принятия в целях налогообложения прибыли расходов на содержание службы газоспасателей необходимо, чтобы содержание указанной службы было продиктовано производственной необходимостью. Таковы, в частности, требования статьи 252 НК РФ.
В том случае, если надлежащие требования пожарной безопасности в организации обеспечены не будут, ответственные должностные лица привлекаются к установленной действующим законодательством ответственности, на что обращено внимание во вводной части к данной публикации.
Следствием необеспечения или ненадлежащего обеспечения пожарной безопасности являются пожары, результатами которых является причинение значительного материального ущерба.
Потери от имевших место стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, принимаются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов организации на основании пункта 2 статьи 265 НК РФ.
При этом следует учитывать, что согласно Федеральному закону N 69-ФЗ под пожаром понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Факт возникновения пожара, как и иной другой чрезвычайной ситуации, должен быть подтвержден письменным заключением службы, занимающейся его ликвидацией. В части тушения пожаров указанным органом является Государственная противопожарная служба МЧС России. Именно данная служба и должна подтверждать факт имевшего место пожара.
В составе убытков и потерь от стихийных бедствий в целях налогообложения могут быть приняты также и расходы, связанные со списанием остаточной стоимости пришедших в негодность объектов основных средств, а также расходов по их ликвидации. Как следует из положений НК РФ (в том числе приведенных выше положений пункта 2 статьи 265 НК РФ) при исчислении налога на прибыль убытки от ликвидации объекта основных средств могут быть учтены лишь в случаях, когда они произошли в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных форс-мажорными обстоятельствами.
Кроме того, для принятия в целях налогообложения убытков от пожаров и иных чрезвычайных ситуаций необходимо, чтобы числовые и стоимостные показатели данных убытков были подтверждены материалами инвентаризации, проводимой в соответствии с порядком, установленным Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49).
Особенности налогового учета расходов по обеспечению
пожарной безопасности организациями, применяющими
специальные налоговые режимы
Отдельные особенности при принятии расходов по обеспечению пожарной безопасности действующим законодательством установлены в отношении лиц, применяющих специальные налоговые режимы.
Так, согласно статье 346.14 НК РФ объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, но с таким условием, что он не может изменяться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Если в качестве объекта налогообложения используется показатель доходов, то любые расходы в уменьшение налоговой базы не принимаются.
Если же применяется показатель доходов, уменьшенных на сумму производственных расходов, в уменьшение налоговой базы принимаются только те расходы, что приведены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. В состав таких расходов включаются расходы на обеспечение пожарной безопасности организации-налогоплательщика, произведенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.
Следует также учитывать, что при применении упрощенной системы налогообложения производимые расходы признаются только после их фактической оплаты (пункт 2 статьи 346.17 НК РФ).
Согласно статье 346.6 главы 26.1 НК РФ налоговой базой при исчислении единого сельскохозяйственного налога признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.
При определении объекта налогообложения организации, использующие данный режим налогообложения, уменьшают полученные доходы в том числе и на расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности (подпункт 10 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ).
Вопросы налогообложения имущества,
используемого в сфере пожарной безопасности
В соответствии с положениями действующего налогового законодательства используемое в рамках пожарной безопасности имущество (включая установки пожарной сигнализации, установки пожаротушения, огнетушители, пожарные машины и оборудование и др.) могут облагаться такими видами налогов, как транспортный налог (глава 28 НК РФ) и налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ).
При этом необходимо учитывать следующее.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Как указано в письме МНС России от 1 октября 2003 г. N НА-6-21/1017 "О порядке применения пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ" не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Если пожарные транспортные средства числятся на балансе организаций, не входящих в состав федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, они облагаются транспортным налогом по общеустановленным правилам.
Аналогично, по налогу на имущество в соответствии с пунктом 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговые льготы по указанному налогу также определены в статье 381 НК РФ.
В общем случае используемое в сфере пожарной безопасности имущество коммерческих и иных организаций от обложения налогом на имущество не освобождается.
Вопросы бухгалтерского учета расходов
по обеспечению пожарной безопасности
Порядок отражения расходов по обеспечению пожарной безопасности в бухгалтерском учете организации во многом схож с порядком отражения указанных расходов в налоговом учете.
При введении в штатное расписание организации специализированного подразделения организации, расходы на его содержание отражаются в составе ее производственных затрат. При этом такого рода подразделение может быть выделено на самостоятельный баланс, или же расходы по его содержанию могут быть аккумулированы на балансовом счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Соответственно и различается порядок отражения расходов по содержанию специализированного подразделения.
Если оно выделено на самостоятельный баланс, расходы по содержанию подразделения отражаются на соответствующих балансовых счетах, а расчеты головной организации с ним оформляются с использованием балансового счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты".
В случае, если расходы специализированного подразделения отражаются на балансом счете 29, в бухгалтерском учете отражаются следующие расходы:
дебет счета 29 кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - расходы по оплате труда работников структурного подразделения организации, специализирующегося на обеспечении пожарной безопасности;
дебет счета 29 кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - отчисления с сумм оплаты труда на нужды обязательного социального страхования и обеспечения;
дебет счета 29 кредит счетов 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. - расходы, связанные с содержанием специализированного подразделения организации в их сумме, непосредственно приходящихся на данные подразделения;
дебет счета 29 кредит счета 23 "Вспомогательные производства" - услуги вспомогательных производств организации, оказанные в пользу специализированного подразделения организации;
дебет счета 29 кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы" - на расходы специализированного подразделения организации отнесена часть общехозяйственных расходов, распределяемая в порядке, установленном учетной политикой организации;
дебет счетов 20 "Основное производство", 26, 29, 44 Расходы на продажу" и др. кредит счета 29 - распределение расходов специализированного подразделения организации между внутренними потребителями услуг указанного подразделения в порядке, установленном учетной политикой организации;
дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 29 - расходы специализированного подразделения организации в их части, приходящейся на внешних (сторонних) потребителей.
Если расходы по содержанию специализированного подразделения организации в отдельном порядке не аккумулируются, они отражаются по соответствующей калькуляционной статье расходов организации, и как правило, в составе общехозяйственных расходов - дебет счета 26 кредит счетов 10, 69, 70 и др.
Соответствующий выбор между возможными вариантами отражения расходов, связанных с содержанием специализированного структурного подразделения, может быть зафиксирован в учетной политике организации, применяемой для целей бухгалтерского учета, или же в ином другом локальном нормативном акте организации (в приказе, распоряжении и т.п.).
Расходы по оплате услуг в области пожарной охраны, оказываемые сторонними организациями, отражаются по соответствующим балансовым счетам в зависимости от сферы из потребления:
дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счетов 60, 76 - стоимость оказанных услуг (без НДС);
дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счетов 60, 76 - НДС со стоимости услуг;
дебет счетов 60, 76 кредит счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" - оплата стоимости оказанных услуг;
дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19 - на основании выставленных счетов-фактур при расчетах с бюджетом зачтены суммы оплаченного "входного" НДС в части фактически потребленных услуг (требования статей 171 и 172 НК РФ).
Расходы организаций по приобретению пожарно-технической продукции отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от срока эксплуатации и (или) стоимости соответствующего имущества.
Как правило, срок службы огнетушителей, иного противопожарного инвентаря (включая лопаты, топоры и т.п.) превышает 12 календарных месяцев, а потому по правилам пункта 4 ПБУ 6/01 должны быть учтены в составе основных средств организации.
Если при этом стоимость каких-либо имущественных ценностей составляет до 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике организации исходя из технологических особенностей, расходы организаций на их приобретение могут быть учтены в составе их производственных затрат единовременно по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности объектов в производстве или при эксплуатации, в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Если организацией приобретается огнетушащие средства (добавки специальные, пенообразователи, порошки и др.), запасные части к пожарно-технической продукции, пожарный инвентарь или иные имущественные ценности со сроком полезного использования до 12 месяцев включительно, согласно ПБУ 5/01 такого рода ценности учитываются в составе материально-производственных запасов организации.
В бухгалтерском учете организации расходы по приобретению и использованию пожарно-технической продукции отражаются следующими записями:
дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств" кредит счетов 60, 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - расходы по приобретению имущественных ценностей, учитываемых по правилам бухгалтерского учета в составе объектов основных средств (без НДС);
дебет счета 10 кредит счетов 60, 76 - стоимость имущественных ценностей (огнетушащие средства, запасные части и др.), учитываемых по правилам бухгалтерского учета в составе материально-производственных запасов (без НДС);
дебет счета 19 кредит счетов 60, 76 - НДС со стоимости приобретенных ценностей;
дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08, субсчет "Приобретение объектов основных средств" - приняты к учету имущественные ценности, подлежащие учету в составе объектов основных средств;
дебет счетов 60, 76 кредит счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" - оплата стоимости приобретенных ценностей;
дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19 - приняты к зачету суммы НДС со стоимости приобретенных и оплаченных материальных ценностей.
Также следует учитывать, что суммы "входного" НДС согласно положениям статей 171 и 172 НК РФ принимаются к зачету при расчетах с бюджетом только при наличии выставленных продавцами и иными организациями счетов-фактур.
При выдаче имущества в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации оформляются следующие записи:
дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счета 01 - стоимость выданного в производство (эксплуатацию) имущества, учтенного в составе объектов основных средств, стоимость которого составляет до 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике организации исходя из технологических особенностей;
дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счета 02 "Амортизация основных средств" - амортизационные отчисления по пожарному имуществу и инвентарю, учтенному в составе объектов основных средств, стоимость которых составляет свыше 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике организации исходя из технологических особенностей;
дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счета 10 - стоимость выданных в эксплуатацию огнетушащих веществ, запасных частей, пожарного инвентаря со сроком полезного использования до 12 месяцев включительно.
Учитывая положения пункта 6 ПБУ 6/01, комплект пожарного щита (вместе с ведрами, ломами, буграми, топорами и лопатами) может быть учтен как единый объект основных средств. В этом случае, если общая стоимость всех составных элементов с самим щитом составляет до 10000 рублей включительно, стоимость единого объекта может быть отражена в составе расходов организации единовременно после приема данного объекта в эксплуатацию.
Расходы по приобретению пожарной сигнализации, а также систем автоматического пожаротушения, отражаются в бухгалтерском учете в составе капитальных вложений совместно с расходами по ее установке и монтажу в зависимости от выбранного организацией варианта выполнения работ (подрядный или хозяйственный способ):
дебет счетов 07 "Оборудование к установке", 08, субсчет "Строительство объектов основных средств" кредит счетов 60, 76 и др. - расходы по приобретению пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения (без НДС);
дебет счета 19 кредит счетов 60, 76 и др. - НДС со стоимости приобретенных объектов;
дебет счета 08, субсчет "Строительство объектов основных средств" кредит счета 07 - стоимость пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения, учтенных на балансовом счете 07, и переданных для установки (монтажа);
дебет счета 08, субсчет "Строительство объектов основных средств" кредит счетов 60, 76 и др. - расходы по установке и монтажу пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, выполненные силами привлеченных подрядных и иных сторонних организаций (без НДС);
дебет счета 19 кредит счетов 60, 76 и др. - НДС со стоимости работ, выполненных сторонними организациями;
дебет счета 08, субсчет "Строительство объектов основных средств" кредит счетов 10, 23, 69, 70 и др. - расходы по установке и монтажу пожарной сигнализации (систем автоматического пожаротушения), выполненные собственными силами организации;
дебет счета 01 кредит счета 08, субсчет "Строительство объектов основных средств" - стоимость принятой в эксплуатацию пожарной сигнализации (системы автоматического пожаротушения), включающая в себя расходы на ее приобретение, установку и монтаж;
дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счета 01 - стоимость принятой в эксплуатацию пожарной сигнализации (системы автоматического пожаротушения), первоначальная стоимость которой составляет до 10000 рублей включительно.
В бухгалтерском учете расходы по проверке, эксплуатационному содержанию и обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации отражаются в составе производственных затрат (расходов на продажу) - дебет счетов 20, 25, 26, 44 и др. кредит счетов 10, 60, 69, 70, 76 и др.
В таком же порядке, что рассмотрен выше, в бухгалтерском учете отражаются расходы по приобретению и установке (монтажу) иных систем обеспечения пожарной безопасности - систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре, управления эвакуацией и др.
Расходы на ремонт систем обеспечения пожарной безопасности отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от того, какой порядок в отношении таких расходов зафиксирован в учетной политике организации, применяемой в целях бухгалтерского учета, а также в зависимости от того, какой способ выполнения работ избран (хозяйственный или подрядный).
Если организацией создаются специальные резервы на ремонт основных средств, расходы на ремонт пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения и иных систем пожарной безопасности относятся за счет средств указанных резервов:
дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 кредит счета 96, субсчет "Резерв расходов на ремонт основных средств" - производство отчислений в резерв расходов на ремонт систем пожарной безопасности;
дебет счета 96, субсчет "Резерв расходов на ремонт основных средств" кредит счетов 60, 76 и др. - списание расходов на ремонт систем пожарной безопасности, выполняемый силами сторонних организаций (подрядными и иными организациями);
дебет счета 96, субсчет "Резерв расходов на ремонт основных средств" кредит счетов 10, 69, 70 и др. - списание расходов на ремонт систем пожарной безопасности, выполняемый собственными силами организации (хозяйственным способом).
Как отмечалось выше, согласно пункту 96 ППБ 01-03 ремонтные работы на системах пожарной безопасности должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию.
Если организация специального резерва расходов на ремонт основных средств не создает, расходы на ремонт систем пожарной безопасности отражаются в составе производственных затрат (расходов на продажу) - дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счетов 10, 60, 69, 70, 76 и др.
При этом, если такого рода расходы существенны и они влияют на показатель себестоимости выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), организация вправе учесть указанные расходы в составе расходов будущих периодов (дебет счета 97 "Расходы будущих периодов" кредит счетов 10, 60, 69, 70, 76 и др.) с последующим равномерным списанием на затраты производства (расходы на продажу) в соответствии с порядком, установленным в учетной политике организации (дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счета 97).
Как и в налоговом учете, расходы по модернизации и реконструкции учтенных в составе объектов основных систем пожарной безопасности, относятся на увеличение их первоначальной (восстановительной) стоимости. Это предусмотрено в пункте 27 ПБУ 6/01. При этом, как отмечено в пункте 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н), по завершении работ по реконструкции и модернизации соответствующих объектов соответствующие расходы либо увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и списываются в дебет счета учета основных средств (дебет счета 01 кредит счета 08, субсчет "Строительство объектов основных средств"), либо учитываются на счете учета основных средств обособленно, и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат.
Расходы по разработке и изданию инструкций о мерах пожарной безопасности, изготовлению предупреждающих табличек, плакатов и иной наглядной информации отражаются в бухгалтерском учете в составе общехозяйственных расходов организации - дебет счета 26 кредит счетов 60, 76 и др.
В составе этих же расходов на балансовом счете 26 отражаются расходы, связанные с обучением работников мерам пожарной безопасности, включая стоимость приобретаемых книжных изданий, периодических изданий. Первоначально стоимость изданий может быть учтена в составе объектов основных средств организации, но после передачи в эксплуатацию стоимость изданий и брошюр относится на счета учета общехозяйственных расходов вне зависимости от их стоимости (см. пункт 18 ПБУ 6/01).
Расходы по оборудованию мест для курения в части строительных работ и устанавливаемого оборудования отражаются с использованием счетов учета капитальных вложений (балансовый счет 08). Расходы по содержанию и ремонту указанных мест относятся на счета учета производственных затрат в таком же порядке, что и содержание (ремонт) систем пожарной безопасности.
Расходы, связанные с устранением последствий пожаров и иных чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, включая суммы возникших в связи с такими обстоятельствами убытков, в соответствии с пунктом 13 ПБУ 10/99 учитываются в составе чрезвычайных расходов организации. Таковы рода расходы согласно Инструкции по применению Плана счетов отражаются непосредственно по балансовому счету 99 "Прибыли и убытки" - дебет счета 99 кредит счетов 01, субсчет "Выбытие основных средств", 10, 69, 70 и др.
И.В. Самойлов
"Консультант бухгалтера", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru