Система надзора в условиях совершенствования регулирования
аудиторской деятельности
Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
Хотелось бы напомнить, что этот проект рассматривался и был одобрен на первом заседании Правительства Российской Федерации в январе 2005 г. В своем докладе на этом заседании министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин наряду с другими концептуальными вопросами проекта серьезное внимание уделил необходимости дальнейшего развития многоуровневой системы надзора на рынке аудиторских услуг, в том числе общественного надзора в этой области.
Этот вопрос имеет большое значение не только в России, он получил серьезное как теоретическое, так и практическое развитие в большинстве ведущих стран мира. За последние несколько лет крах таких крупных компаний, как ENRON, Worldcom, Parmalat и др., и роль аудиторов в этих скандалах не только получили мировую публичную огласку, но и способствовали серьезному пересмотру отношения к саморегулированию аудиторской профессии в мире, к существенному изменению нормативной базы, к пониманию необходимости регулирования, его совершенствования в целом и существующих систем надзора в частности.
Сейчас практически можно констатировать понимание в широких слоях общества в мировом масштабе необходимости сдерживания, а зачастую ограничения так называемого независимого, а нередко псевдонезависимого саморегулирования с одновременным развитием регулирования аудита внешними органами. Такое регулирование, в том числе эффективный внешний надзор, должно позволить аудиторским организациям, в большинстве случаев являющимся конкурентами на рынке аудиторских услуг, устанавливать на долгосрочной основе приоритет качества аудита над краткосрочной прибыльностью, внедрять элементы так называемой лучшей международной и лучшей европейской практики, не допускать развития недобросовестной конкуренции и в итоге способствовать устранению негативных явлений или направленности, противоречащей интересам общества в целом или различных групп потребителей на рынке аудиторских услуг.
Исходя из этого в России в сфере аудиторской профессии с высокой степенью государственного регулирования, сложившейся за 11 лет ее нормативного обеспечения, необходимо, продвигаясь навстречу международным тенденциям, четко определить некую золотую середину. В результате этого, с одной стороны, удастся сохранить все положительные наработки, сделанные за эти годы. С другой стороны - не скатиться под нажимом радикально настроенной общественности, не желающей видеть всему миру показанные жизнью минусы в этом вопросе, фанатично стремящейся к управленческим рычагам и очерняющей все мешающее поставленным целям, включая ежедневную кропотливую работу в области регулирования, в том числе в сфере надзора, в ту бездну псевдосаморегулирования, которая даст почву для возможного порождения крупных корпоративных скандалов.
Что же происходит в международном сообществе, в том числе в сфере совершенствования надзора на рынке аудиторских услуг? Очень серьезное реформирование профессии за последние три года осуществляется на уровне как Международной федерации бухгалтеров (IFAC), так и европейского сообщества. В результате этого внедряются единые нормы, серьезное внимание уделяется вопросам контроля. Профессия практически признала, что контроль-надзор должен осуществляться как непосредственно профессией (внутренний контроль), так и создаваемыми внешними органами (внешний независимый контроль). IFAC, являясь организацией, которая профессией признана как регулирующая организация, создающая стандарты для профессии, в том числе стандарты в области бухгалтерского учета, стандарты в области образования, устанавливающая правила, которым должна следовать профессия, уделяет сейчас вопросам контроля самое пристальное внимание. В 2004 г. президент IFAC Рене Риколь, находясь в Москве с официальным визитом, на заседании Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, говоря о реформе профессии, отмечал, что "реформа включает три основные принципа: профессионалы должны быть ответственными перед государством и перед людьми; проводить обязательный аудит должны не только компании, зарегистрированные на бирже, но и средние компании; необходимо понимать, что мы работаем не только для себя, но и для наших детей, а значит, для нашего будущего".
Отрадно, что президентом IFAC были в ходе визита одобрены основополагающие принципы проводимой Минфином России политики в сфере регулирования аудиторской деятельности.
В США в этом плане после упомянутых скандалов в 2002 г. был принят закон Сарбейнса-Оксли, в соответствии с которым был создан и в настоящее время активно функционирует Совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях, обладающий очень широкими полномочиями. Совет в соответствии с указанным законом организует проверки с использованием значительного штата высокопрофессиональных инспекторов, в том числе на постоянной основе, всех зарегистрированных аудиторских фирм в целях выработки оценки соблюдения положений законодательства в данной сфере, профессиональных стандартов и т.д. Совет проводит ежегодные проверки всех аудиторских фирм, которые готовят аудиторские заключения по более чем 100 компаниям с зарегистрированными ценными бумагами, и не реже одного раза в 3 года - которые готовят аудиторские заключения по 100 и менее аналогичным компаниям.
Во Франции в 2003 г. в этой области был принят так называемый закон о финансовой безопасности, в соответствии с которым был создан Высший совет. Совет наделен полномочиями высшего органа, представляющего общественные интересы и осуществляющего контроль за аудиторской профессией. В составе Совета утверждены 12 членов, при этом представителями аудиторов являются только 3. В рамках проведения контроля качества обеспечивается проверка всех основных профессиональных принципов, в том числе профессиональных стандартов аудита, кодекса этики, технических методик проведения аудита. Предусматривается ежегодная публикация заключения о деятельности Совета.
В Великобритании в рамках реформирования аудиторской профессии создан Совет по финансовой отчетности, имеющий в своей структуре 5 ключевых подразделений, в частности Комитет профессионального надзора за деятельностью независимых бухгалтеров (аудиторов). Данный Комитет имеет также отдел по контролю качества аудита. Совет осуществляет надзор как за профессиональными аудиторскими объединениями (институтами), так и контроль качества аудита общественно значимых компаний. В настоящее время пока еще продолжает функционировать объединенный отдел мониторинга, созданный тремя ведущими профессиональными объединениями аудиторов для осуществления контроля качества аудита своих членов.
Что касается в целом европейского экономического пространства, то создание и развитие общественного надзора осуществляются в рамках готовящихся комплексных поправок, сфокусированных в едином проекте новой редакции 8-й Директивы Европейской комиссии, направленной на восстановление доверия инвесторов, других пользователей к проаудированной отчетности и повышение степени защищенности от финансовых скандалов.
В Российской Федерации в рамках аналогичных мероприятий Минфином России совместно с профессиональной аудиторской, научной общественностью проводится достаточно большая работа в этой области как в плане практических контрольных мероприятий, так и в плане совершенствования законодательства. Только в 2004 г. было организовано порядка 300 проверок. Эта работа продолжается и в текущем году. В частности, планирование в сфере контроля базируется на двух основополагающих блоках - это сводный план контрольных мероприятий аккредитованных при Минфине России семи профессиональных аудиторских объединений и план на 2005 г. в этой области Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, включающий несколько составляющих, в том числе важный раздел по проверке самих аккредитованных объединений, раздел по участию в совместных проверках с инспекциями Всемирного банка аудиторских организаций, работающими по этим проектам, разделы по проверкам учебно-методических центров и курсов повышения квалификации аудиторов и, безусловно, раздел по контролю так называемых проблемных аудиторских организаций и в первую очередь организаций, не являющихся членами профессиональных объединений.
Хотелось бы напомнить, что в результате аналитической и контрольной работы было приостановлено действие лицензий более чем у 50 аудиторских фирм, и в настоящее время завершаются мероприятия по выработке стратегии и тактики для продолжения этой работы в условиях административной реформы и сокращения численности центрального аппарата министерства по данному направлению. Новые подходы в этих вопросах должны дать свои результаты.
В целом на 2005 г. планируется осуществить более 400 контрольных мероприятий, при этом в условиях их сокращения в абсолютном выражении против 2000 г. главной задачей является заметное повышение их эффективности. В соответствии с этими целями все большее внимание уделяется контролю за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Необходимо отметить, что за эти годы вопросам стандартизации аудиторской деятельности уделено очень большое внимание с использованием международных принципов в этой области. Отчетливо понимая, что это направление требует постоянного совершенствования, можно с уверенностью сказать, что определенные результаты в вопросах стандартизации уже есть, в частности постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди:
1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2. Документирование аудита;
3. Планирование аудита;
4. Существенность в аудите;
5. Аудиторские доказательства;
6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.07.03 г. N 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" были утверждены дополнения, внесенные в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением N 696. Это стандарты второй очереди:
7. Внутренний контроль качества аудита;
8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом;
9. Аффилированные лица;
10. События после отчетной даты;
11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.10.04 г. N 532 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" были утверждены дополнения, внесенные в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением N 696. Это стандарты третьей очереди:
12. Согласование условий проведения аудита;
13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;
14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита;
15. Понимание деятельности аудируемого лица;
16. Аудиторская выборка.
Кроме того, данным постановлением были внесены изменения и дополнения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности N 1-6 исходя из практики их применения.
Проекты семи федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности четвертой очереди одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, согласованы в установленном порядке с Минэкономразвития России, Банком России, Минюстом России и принимаются Правительством Российской Федерации:
17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;
18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников;
19. Особенности первой проверки аудируемого лица;
20. Аналитические процедуры;
21. Особенности аудита оценочных значений;
22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника;
23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.
Кроме того, Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол N 33 от 24 февраля 2005 г.) в План работы Совета по аудиторской деятельности при Минфине России на 2005 год включена разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности пятой и шестой очередей, а именно:
24. Сопоставления;
25. Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность;
26. Отчет по специальному аудиторскому заключению;
27. Использование результатов работы другого аудитора;
28. Рассмотрение работы внутреннего аудита;
29. Использование работы эксперта;
30. Аудит в условиях компьютерных информационных систем;
31. Задания по обзору финансовой информации;
32. Задания по выполнению согласованных процедур;
33. Задания по подготовке финансовой информации;
34. Проверка прогнозной финансовой информации;
35. Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации;
36. Задания, обеспечивающие уверенность;
37. Основные принципы правил (стандартов) аудиторской деятельности;
38. Образование аудитора;
39. Глоссарий.
Вступившие в силу федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности были положены в основу при разработке Департаментом Типовой программы проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), которая была утверждена в Минфине России в мае 2002 г. и затем совершенствовалась по мере уточнения нормативной правовой базы. Необходимо отметить, что указанная программа была принята за основополагающую большинством аккредитованных профессиональных аудиторских объединений при разработке ими внутренних документов в области контроля качества аудита.
В части развития базы внутреннего контроля в профессии важным событием было утверждение в июле 2003 г. федерального правила (стандарта) "Внутренний контроль качества аудита". Данный стандарт определяет, что "принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита должны быть реализованы как в рамках всей деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг"*(1).
При этом "принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также от факторов, связанных с соотношением затрат и выгод, в связи с чем методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться"*(1). Стандарт определяет ключевые принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита, они являются обязательными к исполнению всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).
Федеральным стандартом закреплено, что "общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:
а) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
б) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
в) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;
г) необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;
д) в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
е) необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица;
ж) необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита*(1).
Стандартом утверждены требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки, в том числе к руководящему составу. Так, "руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.
Руководитель аудиторской проверки анализирует профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу. Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.
Аудиторы и ассистенты аудитора, которым поручается работа, должны получать от руководителя аудиторской проверки четкие указания о проведении ими соответствующих аудиторских процедур. При этом работники могут быть информированы о таких аспектах, как характер деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.
Программа аудита, а также смета затрат времени и общий план аудита являются важным средством для доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита"*(1).
В развитие этого стандарта Советом по аудиторской деятельности при Минфине России в октябре 2003 г. были одобрены Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг. Необходимо отметить, что в этом же году Советом был принят Кодекс этики аудиторов России.
Что касается нормотворчества настоящего периода, то в проекте указанного федерального закона, одобренного Правительством Российской Федерации, несколько статей посвящены вопросам контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. При этом упор по-прежнему делается на необходимость наличия, поддержания и функционирования системы внутреннего контроля качества работы в аудиторской организации.
Определено, что в отношении своих членов контроль качества работы осуществляют саморегулируемые аудиторские объединения, при этом требования, принципы и обязательные процедуры системы внешнего контроля качества работы утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции государственного регулирования аудиторской деятельности. На протяжении более 10 лет таким уполномоченным органом по решению Правительства является Минфин России. За этот период были подготовлены с участием профессионального сообщества Федеральные законы "Об аудиторской деятельности", "О лицензировании отдельных видов деятельности", выпущены более 10 постановлений Правительства Российской Федерации, более 30 приказов Минфина России по вопросам регулирования аудиторской деятельности, около 40 циркулярных писем министерства, значительная часть этих документов посвящена вопросам надзора в сфере аудита.
В указанном законопроекте предусматривается, что надзор за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений (а одним из критериев такого объединения является наличие в составе в качестве членов не менее 3000 аудиторов или не менее 1500 аудиторских организаций) осуществляют уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, определенной федеральными законами. Предметом надзора уполномоченного федерального органа за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений является соблюдение саморегулируемыми аудиторскими объединениями требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов об аудиторской деятельности. Надзор уполномоченного федерального органа за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка деятельности саморегулируемого аудиторского объединения проводится уполномоченным федеральным органом один раз в два года в соответствии с утвержденным уполномоченным федеральным органом планом проверок. Основанием для проведения внеплановой проверки уполномоченным федеральным органом деятельности саморегулируемого аудиторского объединения может являться только представленная в уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) саморегулируемого аудиторского объединения, нарушающие требования законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. Процедура проверки деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, в том числе оформления ее результатов, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Продолжительность проверки деятельности саморегулируемого аудиторского объединения не может превышать 30 календарных дней. В случае выявления нарушений по результатам проверки саморегулируемого аудиторского объединения, проведенной уполномоченным федеральным органом, несоответствия деятельности саморегулируемого аудиторского объединения требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов об аудиторской деятельности уполномоченный федеральный орган вправе:
принять решение, обязывающее саморегулируемое аудиторское объединение устранить выявленное по результатам проверки несоответствие, установить срок устранения такого несоответствия;
принять решение о приостановлении деятельности саморегулируемого аудиторского объединения до устранения саморегулируемым аудиторским объединением выявленного по результатам проверки несоответствия, но не более чем на 180 дней;
обратиться в суд с заявлением об исключении саморегулируемого аудиторского объединения из государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений.
Уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать Совет по аудиторской деятельности о результатах проведенной уполномоченным федеральным органом проверки саморегулируемого аудиторского объединения и принятом по ее итогам решении на ближайшем заседании Совета по аудиторской деятельности.
Проверенное саморегулируемое аудиторское объединение обязано сообщить уполномоченному федеральному органу об устранении нарушений и проинформировать Совет по аудиторской деятельности о принятых им мерах по устранению нарушений, выявленных уполномоченным федеральным органом при проведении проверки саморегулируемого аудиторского объединения, на ближайшем заседании Совета по аудиторской деятельности.
При этом в рамках международных тенденций, отмеченных выше, должна серьезно измениться роль самого Совета по аудиторской деятельности в системе регулирования аудита в России, в настоящее время действующего в соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Должно пройти трансформирование цели от доведения мнения профессионального аудиторского сообщества до Минфина России (как регулятора) до новой цели, а именно, надзора за соблюдением профессией общественных интересов. Введение общественного надзора должно обеспечить, чтобы все ключевые решения в аудиторской профессии соизмерялись с интересами пользователей аудиторских услуг.
Совет в новом статусе в качестве своих основных задач должен:
обсуждать вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
рассматривать проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в целях выработки рекомендаций их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
одобрять кодекс профессиональной этики аудиторов, перечень программ повышения квалификации аудиторов;
оценивать деятельность саморегулируемых аудиторских объединений по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и аудиторов, а также по применению к членам саморегулируемого аудиторского объединения установленных мер ответственности;
рассматривать обращения и ходатайства саморегулируемых аудиторских объединений в сфере аудиторской деятельности и вносить соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.
Очень важно, что в состав Совета по аудиторской деятельности должны входить представители потребителей аудиторских услуг, в том числе крупных и общепризнанных союзов, таких, как Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) и Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аудируемых лиц, соответствующих государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, Банка России, аудиторской профессии. При этом число представителей пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности в Совете не должно составлять менее 30% общего числа его членов.
В состав Совета по аудиторской деятельности в обязательном порядке включаются не более двух представителей уполномоченного федерального органа, по одному представителю от Банка России, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере предпринимательства, федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции по контролю и надзору за финансовыми рынками, не более двух представителей аудиторской профессии. Предусмотрено, что представители аудиторской профессии будут включаться в состав Совета по аудиторской деятельности по представлению саморегулируемых аудиторских объединений.
Членами Совета по аудиторской деятельности не могут быть члены создающегося рабочего органа Совета по аудиторской деятельности (кроме представителей уполномоченного федерального органа).
Председатель Совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании Совета по аудиторской деятельности из числа его членов. Председатель Совета по аудиторской деятельности не может быть избран из числа представителей государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, Банка России, аудиторской профессии.
Кроме того, предусматривается создание рабочего органа Совета, например Комитета по аудиторской практике. Планируется, что в состав этого рабочего органа Совета по аудиторской деятельности будут входить руководители саморегулируемых аудиторских объединений, иные представители аудиторской профессии, представители научной и педагогической общественности, уполномоченного федерального органа.
Численный и персональный состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности должен утверждаться уполномоченным федеральным органом. Число представителей аудиторской профессии, что очень важно, в рабочем органе Совета по аудиторской деятельности не должно составлять менее 70% от общего числа членов рабочего органа Совета по аудиторской деятельности.
Также, на наш взгляд, немаловажно, в том числе в качестве обеспечения преемственности, что уже сегодня Планом ныне действующего Совета по аудиторской деятельности на 2005 год (прилагается) предусмотрена подготовка целого ряда проектов нормативных правовых актов, базирующихся на основных положениях проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", включая положения по совершенствованию системы надзора в сфере регулирования аудиторской деятельности. Кроме того, отдельные мероприятия Плана скоординированы с Планом мероприятий Минфина России на 2004-2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Планом Совета на 2005 г. в сфере надзора, в частности, предусматривается разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом надзора за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений исходя из проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", планируется также подготовка и других проектов и рекомендаций в этой области.
Очень важно, чтобы в новых законодательных рамках своевременно были выработаны эффективные механизмы и найдены соответствующие инструменты для формирования наряду с государственным и внутренним аудиторским контролем общественного надзора за соблюдением данной профессией общественных интересов.
А.В. Крикунов,
заместитель председателя Совета по аудиторской деятельности
при Минфине России, действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса, доктор экономических наук
"Аудиторские ведомости", N 5, май 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 4.07.03 г. N 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а