Комментарий к письму Минфина России от 04.03.2005 N 02-05-03/348
Когда оплата лицензии на право заниматься определенными видами деятельности считается государственной пошлиной, а когда - лицензионным сбором? От этого зависит КБК, который надо указывать в платежном поручении, перечисляя такие суммы.
Некоторые виды деятельности в нашей стране лицензируются. Как известно, лицензии выдают за плату. В новом письме сотрудники финансового ведомства рассказали о том, когда платеж за лицензию считается государственной пошлиной, а когда - лицензионным сбором. Кроме того, они разъяснили, какие КБК нужно указывать, перечисляя эти платежи. Надо сказать, этот документ финансисты выпустили "в связи с многочисленными запросами" региональных властей. Однако он представляет значительный интерес и для бухгалтеров фирм - ведь это им придется проставлять КБК в платежках.
Порядок получения разрешений на большинство лицензируемых видов деятельности регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Перечислены они в статье 17 Закона. В то же время Закон о лицензировании не распространяется на:
- "деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
- "деятельность в области связи";
- "использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира".
Лицензирование этих сфер предпринимательства регулируют другие нормативные акты.
В комментируемом письме финансисты указали: госпошлину платят за получение разрешений именно на те виды деятельности, которые перечислены в статье 17 Закона о лицензировании. Правда, статья 333.33 главы 25.3 "Государственная пошлина" прямых ссылок на Закон о лицензировании не дает. Зато здесь сказано, что пошлину надо перечислять за "действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, связанных с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с лицензированием деятельности в области оказания услуг связи...".
Особое внимание сотрудники финансового ведомства уделили кодам бюджетной классификации по госпошлине, а именно - разрядам 1-3, где указывают код администратора. Обратимся к приказу Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - приказ N 114н). Здесь говорится, что коды администраторов по платежам, администрируемым федеральными министерствами и ведомствами, берутся из приложения 11 к приказу N 114н. А по тем пошлинам, что "находятся в ведении" субъектов РФ и местных властей, надо использовать значения разрядов 1-3 КБК, "установленные соответственно законодательством субъектов РФ и муниципальных образований".
Например, фирма перечисляет госпошлину за лицензию на перевозки пассажиров легковыми автомобилями. В платежном поручении в разрядах 1-3 КБК она проставит значение "106". Такой код присвоен Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Именно в этом ведомстве компания и будет получать лицензию. А госпошлину за лицензию на заготовку, переработку и продажу металлолома администрируют региональные власти. Поэтому код администратора по такому платежу должны устанавливать они.
Приказ N 114н присвоил госпошлине код подгруппы (разряды 5 и 6 КБК) "08". Финансисты напомнили: пошлина за лицензирование является федеральным сбором и целиком зачисляется в федеральный бюджет. Значит, в разрядах 12 и 13 КБК (код элемента доходов) надо указывать значение "01" - "Федеральный бюджет". Что касается экономической классификации доходов бюджета (символы 18-20 КБК), то пошлина за лицензию считается налоговым доходом, и ей соответствует код "110".
За лицензии на производство и продажу спиртных напитков, на деятельность в области связи, а также на использование природных ресурсов платят не госпошлину, а лицензионный сбор.
Лицензии на производство и оптовую реализацию алкогольной продукции выдает ФНС России. Поэтому она и является администратором сбора. Перечисляя лицензионный сбор, фирмы указывают в платежке в разрядах 1-3 КБК код администратора "182" - "Федеральная налоговая служба". А вот код администратора по лицензионному сбору за продажу таких напитков в розницу будет другим. Финансисты подчеркнули - эту лицензию выдают региональные власти. Значит, они же и устанавливают значения разрядов 1-3 КБК.
Обратите внимание: приказ N 114н требует отражать код программы (символы 14-17 КБК) так:
- "1000" - при перечислении обязательного платежа (налога, сбора);
- "2000" - при перечислении пеней по обязательному платежу;
- "3000" - при уплате штрафа по обязательному платежу.
Но это касается только тех платежей, которые администрирует ФНС или ФТС России. Получается, фирма, которая платит лицензионный сбор на производство и оптовую продажу спиртных напитков, должна отразить в разряде 14 КБК значение "1".
Почти все лицензионные сборы относятся к подгруппе 13 "Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства" (символы 5 и 6 КБК). Исключение составляет только сбор за пользование недрами. Код его подгруппы - 12 "Платежи при пользовании природными ресурсами". Кстати, в новом письме финансисты указали, что этот сбор зачисляется в региональные бюджеты. Значит, перечисляя его, в разрядах 12 и 13 КБК (код элемента доходов) надо указывать значение "02" - "Бюджет субъекта Российской Федерации". Однако в тексте опубликованного письма, видимо, была допущена опечатка: в разрядах 12 и 13 КБК по платежу за пользование недрами стоит значение "01". Все остальные лицензионные сборы поступают в федеральный бюджет.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 8, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.