Комментарий к приложению 7 приказа Минфина РФ
от 3 марта 2005 г. N 32н
В 2004 году производители табачных изделий заполняли общую декларацию для производителей подакцизных товаров. Однако, поскольку Закон от 28.07.2004 N 86-ФЗ внес изменения в порядок расчета акциза на этот вид товаров, законодатели разработали для него отдельный бланк отчетности.
Новая декларация, утвержденная приказом Минфина России от 03.03.2005 N 32н, состоит из следующих разделов:
- раздел 1 "Сумма акциза на табачные изделия, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";
- раздел 2 "Расчет суммы акциза на табачные изделия";
- раздел 3 "Расчет суммы акциза по табачным изделиям, применение освобождения от налогообложения акцизами по которым документально не подтверждено";
- раздел 4 "Предъявленные к возмещению суммы акциза по табачным изделиям, факт экспорта которых документально подтвержден в налоговом периоде";
- приложения 1 "Расчет налоговой базы по виду табачного изделия (на внутреннем рынке)" и 2 "Реализация в налоговом периоде табачных изделий на экспорт".
Как видим, структура декларации по акцизам на табачные изделия значительно отличается от других деклараций по этому налогу. Подавать ее нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Причем представлять ее в налоговую инспекцию необходимо и тогда, когда сумма налога равна нулю или вообще отрицательная.
Титульный лист декларации на табачные изделия заполняется аналогично титульному листу других бланков налоговой отчетности. Отличие заключается лишь в том, что лицензия на производство табачных изделий выдается только организациям. Соответственно в титульном листе нет показателей, предназначенных для заполнения индивидуальными предпринимателями.
В разделе 1 декларации указываются код бюджетной классификации (в нашем случае нужно записать 182 1 03 02030 01 1000 110), а также сумма налога, подлежащая уплате, которая разделена на две части. Первую часть акциза организация должна заплатить до 25-го числа месяца, следующего за отчетным. А вторую - до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным. Напомним, что, согласно статье 204 Налогового кодекса, акцизы нужно платить в два срока равными долями.
В этом разделе также предусмотрен показатель "сумма акциза, начисленная к уменьшению". Он заполняется в случае, если по расчету за налоговый период образовалась отрицательная разница в результате превышения налоговых вычетов над начисленной суммой акциза.
В разделе 2 производится расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет. Причем методика расчета акцизов на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра принципиально отличается от методики расчета по другим табачным изделиям. Это связано не только с тем, что на сигареты установлены комбинированные ставки акциза, но и с другими особенностями методики расчета данного налога. Чтобы понять, как производится расчет, нужно рассмотреть суть изменений в статье 193 Налогового кодекса, которые вступили в силу с начала 2005 года.
Как известно, на сигареты установлены смешанные (комбинированные) ставки акциза. Специфическая составляющая ставки, установленная в рублях и копейках за 1000 штук, проиндексирована на 8 процентов, а адвалорная (в процентах от стоимости табачных изделий) - повышена с 5 до 8 процентов.
Так, в 2005 году ставка на сигареты с фильтром составит 65 рублей за 1000 штук плюс 8 процентов от их стоимости по отпускным ценам без учета акциза и НДС. Но при этом существует условие: сумма акциза не может составлять менее 20 процентов от отпускной цены. То есть, если полученная в результате расчета сумма акциза составит меньше этой величины, акциз должен определяться как 20 процентов. На сигареты без фильтра и папиросы акциз должен определяться в аналогичном порядке.
Обратите внимание: под отпускной ценой понимается стоимость реализованных или переданных на реализацию сигарет (папирос) без учета акциза и НДС. При этом нужно учитывать требования статьи 40 Налогового кодекса. Иными словами, если инспекторы докажут, что цена сделки не соответствует уровню рыночных цен, суммы акциза могут быть пересчитаны исходя из рыночной стоимости табачных изделий.
Рассмотрим на условном примере порядок расчета акциза.
Пример
В апреле 2005 года табачная фабрика реализовала 400 000 сигарет с фильтром по отпускной цене 250 000 руб. (без учета акциза и НДС).
По строке 110 раздела 2 в графе 5 укажем "400" - объем реализованных на территории России сигарет с фильтром в тысячах штук. В графе 6 - ставку акциза (65 руб.). В графе 7 укажем сумму акциза - 26 000 руб. (400 000 шт. : 1000 шт. x 65 руб.).
Все эти показатели перенесем в строку 100. Они повторятся, потому что в нашем примере отсутствует реализация сигарет на экспорт.
По строке 140 в графе 5 укажем стоимость реализованных сигарет - 250 000 руб. Ставка акциза уже указана в графе 6, она составляет 8 процентов. Сумма акциза указывается в графе 7, она равна 20 000 руб. В строку 130 перенесем данные строки 140.
Затем заполним строку 160. В графе 5 укажем стоимость реализованных сигарет - 250 000 руб. Ставка акциза, указанная в графе 6, - 20 процентов от стоимости сигарет. В графе 7 укажем сумму акциза - 50 000 руб.
Таким образом, в нашем примере сумма акциза, рассчитанная с учетом комбинированной ставки, составит 46 000 руб. (26 000 руб. по строке 100 графы 7 складываем с 20 000 руб. по строке 130 этой же графы).
46 000 руб. меньше 50 000 руб. А значит, в нашем примере акциз должен определяться как 20 процентов от отпускной цены. Акциз будет равен 50 000 руб. Перенесем эту сумму в строку 090.
Аналогичный порядок применяется и при определении акцизов на сигареты без фильтра и папиросы. По другим видам табачных изделий налог исчисляется умножением налоговой базы (т.е. объема реализованных подакцизных товаров) на ставку акциза.
Раздел 3 декларации заполняется в том случае, если фирма не представила в течение 180 дней со дня отгрузки подакцизных товаров на экспорт документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса. Такие документы подтверждают правомерность освобождения от уплаты акцизов. Важно отметить, что операции по реализации табачных изделий, факт экспорта которых документально не подтвердился в установленный срок, должны отражаться в декларации за тот месяц, в котором производилась их отгрузка. Из этого следует, что раздел 3 заполняется только при представлении уточненной декларации за тот налоговый период, в котором производилась отгрузка товаров, факт экспорта которых не подтвердился.
В этом же разделе отражается налоговая база и соответствующая сумма акциза по табачным изделиям, реализованным в Республику Беларусь, если по истечении 90 дней с даты отгрузки в инспекцию не представлены документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В разделе 4 отражаются суммы акциза, предъявленные к возмещению по тем табачным изделиям, которые были реализованы на экспорт (в случае, если освобождение от акциза при экспорте не производилось). Такие суммы отражаются в карточках лицевых счетов налогоплательщиков только после соответствующей проверки налоговой инспекцией и принятия решения о возможности возмещения акциза.
В приложении 1 дается расшифровка налоговой базы по операциям, совершенным с табачными изделиями в отчетном месяце. Перечень операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, приведен в этом же приложении. Налогоплательщику нужно заполнить здесь только графу 5 "Налоговая база". По сигаретам с фильтром и сигаретам без фильтра указанное приложение заполняется в двух экземплярах - для отражения в нем налоговой базы в натуральном выражении (в тыс. шт.) и по стоимости в отпускных ценах (без акциза и НДС). В вышеизложенном примере количество и стоимость реализованных сигарет с фильтром нужно показать по строке 1 графы 5 приложения 1.
В приложении 2 нужно отразить данные об объемах реализованных в налоговом периоде табачных изделий, вывезенных за пределы территории России.
Н.А. Нечипорчук,
советник налоговой службы РФ III ранга
"Нормативные акты для бухгалтера", N 9, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.